Предлагаем вашему вниманию проект "Мастерская Деда Мороза"
Подготовили и провели воспитатели подготовительной группы № 3 МБДОУ детского сада № 64 г. Балаково Сирик Л. А. , Василенко С. И.
Актуальность:
Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. В процессе бесед, интегрированных тематических занятий расширяются знания и представления детей о народном календаре, об обычаях встречи новогоднего праздника, его атрибутики, персонажах Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков занимают особое место в воспитании ребенка. Проект ориентирован на детей дошкольного возраста и позволяет создать радостную эмоциональную атмосферу в преддверии новогоднего праздника.
Проектная деятельность направлен на совместное сотрудничество детей, их родителей, педагогов дошкольного учреждения.
Основная цель:
Приобщение детей к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников.
Задачи:
-Способствовать расширению представлений у детей об общенародном празднике Новогодней елки.
- Обеспечить знакомство с историей возникновения праздника, добиться усвоения умения бережно относиться к праздничным народным традициям и обычаям.
-способствовать развитию у дошкольников интеллектуальную инициативу, организаторские способности, приучать активно участвовать в подготовке к праздника.
-Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря.
-Способствовать формированию интереса к народному творчеству, любовь к ручному труду.
-Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей.
-Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
-Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.
Тип проекта:
Творческий, краткосрочный (3 недели), групповой.
Участники проекта:
Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Этапы работы над проектом:
I этап. Подготовительный.
- Создание развивающей среды.
- Подбор методической и художественной литературы по теме.
- Разработка мероприятий.
II этап. Реализация проекта.
Виды деятельности, формы и содержание работы:
1.Интегрированное занятие «Новогодние игрушки» («Коммуникация» и «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»).
2.Беседа «Что такое Новый год?» (история и традиции встречи праздника).
3.Обрядовая символика и персонажи. Почему праздник проходит вокруг елки? Есть ли на свете Дед Мороз? Об истории Новогодней игрушки.
В процессе бесед, интегрированного тематического занятия расширить знания и представления детей о народном календаре, об обычаях встречи новогоднего праздника, его атрибутики, персонажах.
Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.
Интеграция образовательных областей:
Познание (формирование целостной картины мира); Продуктивная (конструктивная и исследовательская деятельность). Коммуникация; Чтение художественной литературы; Художественное творчество; Музыка; Социализация; Физическая культура; Труд; Безопасность.
Подготовительный этап:
- Подбор методической литературы.
- Подбор настольно-печатных игр.
- Приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки, приспособления для рисования нетрадиционными техниками).
- Специально подобранная литература на зимнюю тему, о жизни птиц, животных, насекомых в это время года, растениях, описании природы, труда людей в быту и т.д. (стихи, рассказы, сказки, пословицы и поговорки, загадки).
- Подбор аудио записей по теме.
-Подбор иллюстраций, репродукций картин на зимнюю и новогоднюю темы.
- Подбор презентаций на зимнюю и новогоднюю темы.
- Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом.
- Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями.
- Развитие творческих способностей детей.
- Запоминание детьми новых зимних игр и развлечений, умение их применять в самостоятельной игровой деятельности.
- Чтение наизусть стихотворений о зиме, о Новом годе, елочке, Дедушке Морозе
- Вовлечение родителей в творческий процесс работы с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Продукт проектной деятельности:
- Конкурс на выразительное чтение стихов о зиме, новогоднем празднике;
- Конкурс поделок из разного материала и в разных техниках «Мастерская Деда Мороза» (совместное творчество детей и родителей).
- Рисунки детей на заданные и свободные темы.
- Организация выставок детских рисунков «В гости к нам пришла Зимушка – Зима», «С Новым годом!», «Пригласительный билет на елку».
- Составление новогоднего календаря
- Поделки из пластилина: «Новогодние ёлки», «Дед Мороз и Снегурочка», «Новогодние игрушки».
-Коллективная работа «Дед Мороз из ладошек»
Познание.
-Способствовать формированию целостной картины мира.
- Наблюдения за изменениями в природе, за красотой зимних деревьев.
-Привлечение внимания детей к тому, что некоторые деревья долго сохраняют плоды (рябина, ель).
- Наблюдение за птицами в кормушках.
- Наблюдение за снегирями на участке для прогулки.
- Систематизировать знания и умения у детей определять свойства снега (пушистый, рыхлый, мягкий, липкий, рассыпчатый и т.д.).
- Вызвать желание познакомиться с зимними праздниками (Новый год, Рождество), приметами зимы.
Познавательно – исследовательская деятельность.
- Опыты с водой и снегом, льдом.
- Изготовление льдинок.
Продуктивная (конструктивная) деятельность.
«Снежные постройки» (на участке для прогулок).
«Домик для Деда Мороза» (строительный материал и детали конструктора).
Социализация.
1.Сюжетно-ролевые игры:
«Фабрика ёлочных игрушек»
«Магазин подарков»
«Мы – архитекторы»
«Строители»
«Парикмахерская»
«Театр»
2.Игры - драматизации по произведениям:
«Зимовье зверей»
«Заюшкина избушка»
«Снегугочка»
3.Дидактические игры:
«Чудесный мешочек»
«Что лишнее?»
«Что перепутал художник?»
«Поможем зверям добраться до норок»
«Кто зимой спит?»
«Продолжи слово»
«Подбери цвет»
Чтение художественной литературы.
-Пословицы, поговорки, загадки о зиме и зимних явлениях.
-Чтение и заучивание стихотворений о зиме и новогоднем празднике; К. Чуковский «Елка»; Е.Карганова «Новогодние пожелания»;В. Кудлачев «Новогодние гости»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою..»; М. Лермонтов «На севере диком…»; С. Есенин «Пороша»; Б. Прохоров «Кормушка»; В. Степанов « Лосиное письмо», И. Бунин «Первый снег».
- Чтение рассказов отечественных и зарубежных писателей о зиме и Новом годе Дж.Родари «Путешествие голубой стрелы», А Усачёв «Дед Мороз из
Дедморозовки», «Чудеса в Дедморозовке», П. Бажов «Серебряное копытце», В. Одоевский «Мороз Иванович», Бр. Гримм «Госпожа метелица»,В. Бианки «Синичкин календарь», А. Гайдар «Чук и Гек», В. Осеева «На катке».
-Чтение народных сказок «Морозко», «Двенадцать месяцев» (пер. со словацкого С. Маршака), «Снегурочка».
Коммуникация.
-Творческое рассказывание детей по темам: «Мы гуляли на участке», «Зимний лес», «Как мы готовимся к Новому году», «Ёлочка – красавица», « Приключения Деда Мороза в новогоднюю ночь», «Мы поздравляем малышей с Новом годом!», «Наши добрые дела в природе», «Что будет, если после зимы сразу наступит лето».
-Рассматривание сюжетных картин и составление описательных и повествовательных рассказов по ним.
-Работа над звуковой культурой речи детей.
-Беседы: «О зиме», «Зима глазами художников», «Забота о братьях наших меньших», «Как вести себя в лесу зимой».
-Рассматривание репродукций картин, умение видеть и понимать то, что хотел передать художник: В. Васнецов «Снегурочка», В. Суриков «Взятие снежного городка», А. Саврасов «Зимний пейзаж. Иней», Г. Низский «Над снегами», Н. Ульянов «Снегири», И. Бородинский «Лес зимой в снегу».
Физическая культура.
1.Подвижные игры:
«Мороз Красный нос», «Два мороза», «Сделай фигуру», «С льдинке на льдинку», «Снежная карусель», «Пингвины и льдины», «Дорожка препятствий», «Снайперы», «Эстафета на санках», «Хоккей», «По ледяной дорожке», «Ловкие ребята», «Белые медведи», «Санный поезд».
2.Физкультминутки:
«Как зимой нам поиграть», «Ветер дует нам в лицо», «С неба падают снежинки», «Новогодний хоровод», «Новый год», «Деревья в лесу», «Мы на лыжах в лес идем», «Снеговик», «Зайчонок», «Прогулка».
Музыка.
- Разучивание песен о зиме, Новом годе.
- П.И. Чайковский «Времена года».
- Аудио записи с новогодними песнями.
- Аудио записи «Звуки природы».
Труд.
- Совместное украшение группы к новогоднему празднику.
- Постройка снежного городка на участке для прогулки.
- Очистка построек от снега и уборка снега на участке.
-Изготовление открыток и приглашений на елку для родителей.
- Изготовление украшений для группы «Новогодние игрушки», «Украшения для ёлки».
Безопасность.
- Беседы о правилах поведения на улице, в общественных местах.
- Беседы о правилах поведения на катке, гололёде.
- Беседы о правильной форме одежды для прогулок.
- Беседы об опасности хождения под козырьками крыш домов, построек.
- Беседы о вреде поедания снега, сосулек.
- Беседы о правилах поведения в лесу.
Культурно – досуговая деятельность.
- Конкурс – выставка детских работ «Мастерская Деда мороза».
-Оформление «Письмо Дедушке Морозу» (участие в конкурсе на базе детского сада).
- Новогодний праздник.
Совместная деятельность детей и родителей.
- Участие в выставке – конкурсе «Мастерская Деда Мороза».
-новогодний календарь
- Совместное украшение участка для прогулки, постройка снежных фигур, крепостей и горки.
- Подготовка к новогоднему празднику.
Итог:
Новый год – самый любимый, самый чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза. Что за «елка»? Кто придумал – назвать новогоднее представление именем дерева? Дети неплохо разобрались в данных вопросах в ходе реализации проекта «Мастерская Деда Мороза».
В результате данного проекта мы постарались уделить особое внимание
актуальности проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа.
Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков представляют прекрасные возможности в воспитании нравственности у дошкольников. Поэтому мы основную идею проекта строили на идеях народной педагогики. Уделили особое внимание формированию у детей глубинных чувств любви и привязанности к своей культуре, своему народу через разумное, рациональное использование общенародных праздников, основанных на музыкальном фольклоре, устном народном творчестве, традициях и обычаях.