2 4 2 2 3 3
Чтение текста сказки «Ослиная шкура».
1. Работа с текстом до чтения.
Учитель записывает имя автора и заглавие сказки на доске.
– Прочитайте имя автора.
- какие сказки Ш.Перро вы ещё знаете?
Давным – давно (триста лет тому назад),(12 января 1628, Париж — 16 мая 1703,Париж)в одной стране (она называется Франция) в семье адвоката родился Шарль Перро.
Франция – одно из крупнейших государств Западной Европы. Столица этой страны – Париж. У Шарля Перро было четверо братьев. Они были так похожи друг на друга, что даже писали одинаково. Старшего брата звали Жан Перро – он стал адвокатом. Клод выучился на врача, но все свои досуги посвящал архитектуре. Никола Перро стал ученым богословом и математиком. Славу Ш.Перро принёс сборник "Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями". Его волшебные сказки очень любят и взрослые и дети. И я советую вам их почитать.
– Перелистайте страницы, рассмотрите иллюстрации. Назовите героев сказки. Кого из них могли бы звать Ослиной Шкурой? Почему?
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (вслух, комбинированное: дети и учитель).
Комментарии по ходу чтения практически не требуются, при необходимости проводится словарная работа.
Могущественный король – обладающий большой силой и властью, могуществом.
Опасно заболела – предвещает беду.
Горько рыдая – заливаться слезами, плакать навзрыд, плакать в три ручья
Горевать - тяжело переживать какое-нибудь несчастие, испытывать глубокую скорбь, тосковать.
После чтения части 1:
- Какими словами начинается сказка?
- О чем горевали король и его жена?
- Как у них появилась дочь?
- Какое несчастье обрушилось на королевскую семью?
- Докажите, что королева “была самой умной женщиной на свете и любящей женой”?
- Любил ли король свою жену?
- Что узнали о короле? (король был верен, предан своей жене)
- Узнали ли мы об Ослиной Шкуре?
Прочитаем сказку дальше.
После чтения части 2:
Ужасное предложение – очень страшное для принцессы.
Быть в отчаянии - бедственное состояние кого-либо.
Небесный свод - свод, раскинувшийся над землей, в центре которого находится наблюдатель; днем он представляется голубым, а ночью — темным.
Грозным голосом - жестокий, не знающий жалости.
Горько плакать - рыдать, плакать в голос.
Необыкновенный - особенный, редкий.
Вопросы:
б) Чтение вслух по абзацам.
После 1 абзаца:
- Почему король согласился жениться на воспитаннице?
После 3 абзаца:
- Каким теперь мы видим короля? (не терпящим возражений, эгоистичным, властным).
После 4 абзаца:
- “Была в отчаянии” - как сказать по другому
- Поможет ли ей волшебница?
После 5-8 абзацев:
Каким вы представляете это платье?
После 9 абзаца:
- Чего испугалась принцесса?
- Исполнит ли король желание принцессы?
После 10-12 абзацев:
- Опишите, какими представляете два платья, лунного цвета и блестящее, как солнце.
- Что можно сказать о короле?
- Интересно, за что король любил своего осла?
- Остановит ли короля эта просьба?
После 13 абзаца:
- Что узнали об осле?
После 15 абзаца:
- Каким видим короля? Подтвердились ли наши предположения? (Теперь это уже не любящий человек, а настойчивый, жёсткий. В сказке не говорится, что он полюбил принцессу, он просто решил жениться, поддался на уговоры придворных, а чувства принцессы его не интересуют.)
- Что бы вы посоветовали теперь принцессе?
Чтение до конца.
- Какой совет дает волшебница Сирень?
- Зачем надо было принцессе завернуться в ослиную шкуру?
Вопросы по всей II части.
- Какие чувства испытывала принцесса, узнав, что король хочет на ней жениться?
- Что чувствует король?
- Какие сказочные приметы прослеживаются во 2 части?
После чтения части 3:
Служанка – горничная девушка, прислуга.
Напялить – натянуть, натащить, надеть.
Гадкая – противное, неприятное.
– Вас ничего не удивило в поведении принцессы? (Она не гордая: согласилась быть служанкой; выдержала насмешки – сильный характер; трудолюбива, всё умеет, не боится грязной работы – а ведь она принцесса!)
– Вы нашли ответ на вопрос, почему девушку звали Ослиная Шкура?
2. Выявление первичного восприятия.
Работа в парах.
Шарль Перро “Ослиная шкура”
1. У кого взяли свою воспитанницу король и королева?
а) у бедной женщины
б) у короля – друга
в) нашли
г) у феи
2. Как спаслась принцесса от замужества с королем?
а) надев платье лунного цвета
б) надев ослиную шкуру
в) надев платье блестящее как солнце.
г) надев голубое как небесная лазурь платье
3. Как прозвали принцессу в чужом доме?
а) Золушкой
б) Рукодельницей
в) Ослиная шкура
г) Принцесса на горошине
3. Обобщающая беседа.
а) – Что указывает на то, что мы прочли волшебную сказку? (Дети перечисляют сказочные приметы.)
б) – Почему принцесса не попросила свою тётку (волшебницу!) помочь обеспечить жизнь и почему волшебница Сирень сама этого не делает?
в) – Как вы думаете, в сказке восторжествует справедливость, и принцесса получит награду?
г) – Чем она заслужит эту награду? (Да, трудолюбием, скромностью, благородством, силой характера…)
д) – Вспомните, в каких ещё сказках героини получают награду за эти качества. («Мороз Иванович» В. Одоевского, «Золушка» Ш. Перро.) Как вы думаете, случайно ли такое сходство? Получается, что разные авторы из разных стран думают одинаково?
е) – Какие ещё мудрые мысли вы прочли «между строк» в сказке «Ослиная шкура»? (Справедливость обязательно восторжествует. Душевная красота, трудолюбие, благородство видны и под грязной ослиной шкурой…)
4. Повторное чтение понравившихся фрагментов по выбору детей.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
|