Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №7 станции Паницкая Красноармейского района Саратовской области"
Конкурс-тренинг "Мастер-класс учителей-словесников по использованию технологии развития критического мышления"
Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы Тарасовой Г.И.)
2014 год
1. Актуальность и перспективность педагогического опыта.
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
2. Концептуальность педагогического опыта
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
Ø актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
Ø вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
Ø сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
Ø побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
Ø получить новую информацию;
Ø осмыслить ее;
Ø соотнести с уже имеющимися знаниями;
Ø искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
Ø целостное осмысление, обобщение полученной информации;
Ø присвоение нового знания, новой информации учеником;
Ø формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Дискуссия — одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока в 6-8 классах знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребята выражать свои мысли.
Основные задачи дискуссии:
Ø обмен первичной информацией;
Ø выявление противоречий;
Ø переосмысления полученных сведений;
Ø сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.
Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:
Ø уважение к различным точкам зрения ее участников;
Ø совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками и вопросы Блума (условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов).
Подготовительная работа:
1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:
- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);
- Динамичный, событийный сюжет;
- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). Этот прием, как правило, использую в работе с 8 класса, когда ученики уже имеют определённые навыки содержательного анализа текста.
3. Наличие теоретической базы педагогического опыта
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира.
Теоретико-методологической базой исследования данной технологии в нашей стране являются: идеи гуманизации профессионального образования
(Е.М. Бондаревская, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова), индивидуализации и дифференциации обучения (А. Ахиезер, А.А. Кирсанов, И.Г. Унт); проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин), групповых форм организации обучения (В.И Андреев, В.С. Безрукова, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Г.И. Ибрагимов);
4. Ведущая педагогическая идея
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Как же можно определить критическое мышление? Д. Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие.
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе. Мы замечаем что-то новое – и хотим узнать, что это такое. Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся. В конечном итоге любой критический мыслитель работает в некоем сообществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности.
Можно выделить следующие цели и задачи технологии «Развития критического мышления»:
- формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений;
- развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлективность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности;
- развитие аналитического, критического мышления;
- формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
- стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
По мнению исследователей, основные особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом:
Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.
Слова «все», «никто», «всегда», «постоянно» и обобщенные предположения типа «Учителя не понимают детей», «Молодежь не уважает стариков» и другие подобные выражения ведут к неправильным представлениям, поэтому следует употреблять слова «некоторые», «иногда», «порой», «зачастую».
Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.
5. Оптимальность и эффективность средств
Приемы технологии
Инсерт
В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.
I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
V «галочка» (то, что уже известно)
|
знак «минус» (то, что противоречит представлению)
|
+ знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным)
|
? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Мозговая атака
1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
2 э т а п: Обмен информацией.
Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений.
Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы.
Кластеры
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он может стать ведущим приемом на смысловой стадии.
Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
Что мне известно по данной теме?
|
Что нового я узнал из текста?
|
|
|
"Двухчастный дневник". Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.
В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.
"Трехчастные дневники" имеют третью графу - "письма к учителю". Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.
Цитата
|
Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?
|
Вопросы к учителю
|
|
|
|
В сентябре 2013 года, спланировав свою работу по внедрению технологии РКМЧП, в 8 классе по русскому языку провела диагностическую входную работу по выявлению основных умений критически мыслить .
Цель данной работы: выявить сформированность мыслительных навыков.
Работа состояла из 6 заданий. Первое задание – составить текст из «рассыпанных» предложений – выявляет умение систематизировать материал. В 8 классе предлагался отрывок из сказки Г.Х.Андерсена «Яблочная ветвь», эпизод достаточно объемный, на выполнение этого задания отводилось 15 минут. Ребята на отдельных листочках записывали номера предложений в той последовательности, в которой они должны быть, затем ответы учеников собираются, и выдается лист с исходным текстом. Второе задание – выделить ключевые слова – проверяет умение выделять главное. Умение анализировать и ранжировать помогают проверить следующие задания – выделить из выписанных слов то, которое отражает основную тему и указать предложения, в которых содержится основная мысль. Шестое задание – написать сказку по данному началу и концу, используя слова из задания 5 – позволяют обобщить сведения, полученные из предыдущих заданий.
В конце учебного года провожу аналогичную работу.
Результаты диагностики (в %)
В начале, середине и конце учебного года в классах, где преподаю, провожу небольшое анкетирование, в котором учащимся предлагается ответить на ряд заданий:
При подготовке к сообщению на литературную тему ты пользуешься:
а) учебником;
б) справочником, энциклопедией;
в) биографическим материалом;
г) вступительной статьей;
д) информационными ресурсами;
е) Интернетом;
ж) другим.
2. При анализе произведения высказываю точку зрения
а) общепринятую;
б) нахожу высказывания близкие моей точке зрения;
в) свою собственную.
3.При анализе произведения высказываю свое мнение
а) бездоказательно;
б) нахожу доказательства в тексте и аргументирую свое высказывание.
в) цитирую высказывания критиков
4. На основании текста составляю 1) план 2) тезисный план 3) кластер
а) легко;
б) затрудняюсь;
в) трудно.
5. Выстраиваю свой ответ по кластеру (органайзеру)
а) легко;
б) затрудняюсь;
в) трудно.
В результате оказалось, что при подготовке к устному сообщению большая часть учащихся в основном пользовалась только учебником, иногда энциклопедиями и справочной литературой, дети высказывали точку зрения, которая содержится в пособии, а составление плана, кластера вызывало большие затруднения. После применения в течение года на уроках стратегий и приемов ТРКМЧП ответы ребят изменились. Например, на первый вопрос в ответах появились дополнительно графы: пользуюсь Интернетом, биографическим материалом, информационными ресурсами, читаю воспоминания. Учащиеся чаще стали высказывать свою точку зрения, аргументируют ее, приводят доказательства из текста. Свободнее стали пользоваться различными графическими формами, выстраивая свои ответы, устанавливая причинно-следственные отношения.
Все это позволяет сделать вывод, что технология развития критического мышления способствует развитию коммуникативных качеств учащихся.
6. Результативность опыта
О результатах говорит уровень успеваемости и уровень качества знаний учащихся по литературе и русскому зыку. По литературе успеваемость составляет 100%, качество знаний учащихся в среднем – 83%. По русскому языку качество - 77%, успеваемость -100%.
Применение технологии ТРКМ позволяет развить у детей умения конструировать текст, умения ставить вопросы к тексту, повышает уровень познавательных запросов учащихся.
Проведенные исследования показали, что данные умения и навыки у учащихся после применения ТРКМ значительно более развиты, чем у учащихся, занимающихся в традиционном режиме.
Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся надпредметные умения, такие как:
-
умение работать в группе;
-
умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
-
умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
-
формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Приложение
Использование элементов технологии РКМЧП
на уроках русского языка
(на примере 6-7 классов)
Урок русского языка в 7 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «Лексика»
Оборудование:
-
учебник (М.М. Разумовская. Русский язык. 7 класс),
-
доска,
-
раздаточный материал (рабочий лист).
Ход урока
-
СТАДИЯ ВЫЗОВА.
Сбор известной информации (мозговая атака):
Учащиеся по желанию выходят к доске и пишут все известные им термины по теме, класс дополняет.
- Какой вопрос возникает у вас после этой работы?
Ученики формулируют проблемный вопрос: Как упорядочить эту информацию?
-
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.
1) Работа с учебником, позволяющая систематизировать знания по теме: сначала каждый изучает самостоятельно (в течение 5 минут) текст упражнения № 152 (о различных группах слов, в которых отражаются:
-
особенность лексического значения;
-
смысловая связь слов в языке;
-
сферы употребления слов;
-
происхождение слов).
Далее – взаимоопрос в парах (лимит времени – 5 минут). Выявляется информация, недостаточно запомнившаяся, повторяется до запоминания.
2) Работа в парах с рабочим листом.
Вписываются термины, определяется смысловая связь между понятиями, группы слов соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данной темы.
-
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.
1) Творческая работа в группах. На дом было дано задание: вспомнить, какие разряды слов ребятам уже известны; каждой группе выбрать один из разрядов слов (например, антонимы, синонимы, многозначные слова, омонимы и т.п.) и проиллюстрировать классу в виде сценки-загадки, чтобы класс догадался, какой термин представлен.
Задание позволяет ребятам самим выбрать степень сложности выполнения. Например:
Первая группа представила пословицу «Готовь сани летом, а телегу зимой» в виде пантомимы (класс отгадал, что это за пословица, и затем определил, что загаданы были омонимы).
Вторая группа инсценировала стихотворение из учебника (упражнение №154), где показано многообразие значений слова «идти».
Он мне сказал: «В кино? Идёт!»
Он не спросил: «А что идёт?»
Мол, это к делу не идёт.
Даю билет – и он идёт.
(Ах, как костюм ему идёт!)
Вдаль наша улица идёт.
Трамвай по улице идёт.
И дождь по улице идёт.
А он пешком себе идёт.
Упорно к цели он идёт.
Идёт! О том и речь идёт…
(А. Шибаев)
Это задание потребовало самостоятельного обращения ребят к словарю и выяснения значений слова.
Третья группа сама сочинила диалог, в котором представила все переносные значения слова «крыша» (также с помощью словаря).
- Эй, люди, помогите! У меня крыша протекает! Вот-вот рухнет! Побегу в домоуправление…
- Слышали? У соседа-то нашего крыша поехала! Сам признался!
- Вот бедняга, лечиться ему надо! Вызовем врача.
Пришёл врач:
- Ну что, где больной?
- Убежал. Говорит, в домоуправление ему срочно.
- А мне ждать его некогда, дел – выше крыши!
- Не бросайте его, иначе совсем ему будет крышка!
- А мне что теперь – на крышу лезть? Совсем разорваться?
- Бессердечный вы! Жаловаться на вас будем!
- А меня не накажут!
- Что, крышу имеешь крепкую?!
Пришёл «больной»:
- У кого крыша крепкая? Везёт же людям! А у меня протекает… после дождя…
- А при чём тут дождь?!
- А при чём тут крыша?! Помогите разобраться!
После каждого выступления – обсуждение. Дискуссию вызвало выступление третьей группы: выяснилось, что учащиеся не всегда различают омонимы и многозначные слова. В ходе обсуждения уточнили, по каким признакам отличать эти понятия.
2) Творческая работа в группах: создание синквейна на основе одного из терминов по теме урока. Примеры работ учащихся:
Синонимы
Конкретизирующие, украшающие
Объясняют, уточняют, обогащают
Делают речь яркой и точной
Роскошь
Антонимы
Разные, необходимые
Противопоставляют, дополняют, конфликтуют
Я царь – я раб, я червь – я Бог (Г.Р. Державин)
Жизнь
Омонимы
Созвучные, чужие
Совпадают, различают, удивляют
Это удивительно – ничего общего!
Многообразие
Лексика
Необъятная, мудрая
Называет, обозначает, объединяет
Словарный состав любого языка
Сокровищница
3) Возвращение к ключевым терминам, записанным на доске, объединение их в группы и соединение линиями, то есть систематизация информации по итогам прохождения материала. Вычленение терминов, требующих дополнительного изучения – определение перспектив дальнейшей работы с темой «Лексика».
ИТОГИ.
Урок вызвал интерес к учебному материалу, активизировал познавательный процесс, и некоторые учащиеся выразили желание подготовить самостоятельно сообщения о таких понятиях, как профессионализмы, жаргонизмы, неологизмы, заимствованная лексика, а затем представить классу результаты своего исследования.
Рабочий лист (Повторение по теме «ЛЕКСИКА»)
1) Впишите термин, которому даётся определение:
_____________________- это слова, противоположные по значению.
_____________________- это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, клуб – «шарообразная летучая дымчатая масса» (клуб дыма) и клуб – «культурно-просветительское учреждение» (клуб железнодорожников).
_____________________- это слова, близкие друг другу по значению, например: предположение - гипотеза - догадка –допущение.
2) Какой из названных выше разряд слов выполняет следующую роль в речи:
______________________ используются для того, чтобы сделать речь более разнообразной и избежать повторов, а также чтобы дать более точную характеристику того, о чем говорится.
3) Стрелочками покажите, как упорядочить эту информацию:
многозначные и однозначные слова
-
научные термины (бинт, гастрит)
-
имена собственные (Петров Николай)
-
недавно возникшие слова, которые еще редко употребляются
-
слова с узкопредметным значением (бинокль, бидон, рюкзак)
-
Прямое и переносное значение слова
4) В русском языке выделяют различные разряды слов, например:
-
по происхождению
-
по стилистике
-
по характеру функционирования
Ниже приведены группы слов, каждая из них относится к определённому разряду (A, B или C). Вам предлагается систематизировать информацию. Напишите возле каждой группы букву (A, B или C) , определив, к какому разряду она относится.
-
исконно русские слова, к которым относятся индоевропеизмы (дуб, волк, мать, сын), общеславянская лексика (береза, корова, друг), восточнославянская лексика (сапог, собака, деревня), собственно русская лексика (каменщик, листовка);
-
заимствованные слова, к которым относятся заимствования из славянских языков (перст, уста - старославянизмы, борщ - украинское заимствование, вензель - польское заимствование) и неславянских языков (скандинавские - якорь, крюк, Олег; тюркские - шалаш, сундук; латинские - аудитория, администрация; греческие - вишня, фонарь, история; немецкие - бутерброд, галстук; французские - батальон, буфет и т.д.)
-
стилистически нейтральные или общеупотребительные слова (могут использоваться во всех стилях речи без ограничения);
-
стилистически окрашенные слова (они принадлежат к одному из стилей речи: книжным: научному, официально-деловому, публицистическому - или разговорному; их употребление «не в своем стиле» нарушает правильность, чистоту речи; нужно быть крайне осторожным в их употреблении); например, слово «помеха» принадлежит к разговорному стилю, а слово «изгнать» - к книжным.
-
общеупотребительная лексика (используется без каких-либо ограничений);
-
лексика ограниченной сферы употребления.
|