Конспект урока русского языка с использованием ТРКМЧП в 4 классе
Автор Губарева Юлия Михайловна, учитель начальных классов МОУ СОШ №125 г. Волгограда
Тема урока «Изменение имен существительных по падежам»
Цель: обучение изменению существительных по падежам.
Задачи: 1. Создать условия для усвоения учащимися способа изменения имен существительных по падежам.
2. Содействовать развитию познавательной активности, связной речи, способности к творческой переработке информации, умения делать выводы, обобщения.
3. Создать условия для воспитания интереса к русскому языку
|
Этапы работы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1
|
Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи:
-создать положительный эмоциональный настрой;
Методы: словесные
|
- Ребята, я прошу улыбнуться тех, кто пришел на урок с хорошим настроением.
- Я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками.
- Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать.
- Пожмите друг другу руки, если вы стараетесь уважать других людей.
- Желаю вам на сегодняшнем уроке подняться на новую ступеньку в познании окружающего мира.
|
улыбаются
поднимают
хлопают
пожимают
|
2
А)
Б)
|
Стадия вызова
Актуализация опорных знаний.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
- Актуализировать знания об изменении имен существительных.
- Зафиксировать индивидуальное затруднение: изменение существительных по падежам.
Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений об имени существительном, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.
Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Постановка учебной задачи
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: зафиксировать индивидуальное затруднение: изменение имен существительных по падежам.
Цель, которую хочет достичь учитель: обсудить затруднение и сформулировать цель урока.
Метод: побуждающий к выдвижению гипотезы диалог, проблемные вопросы.
|
-Ребята, с какой частью речи мы знакомимся?
- Что мы уже знаем об имени существительном?
- Поиграем в игру. Я буду зачитывать высказывания, а вам нужно определить верные они или нет. (Приём «Верные и неверные утверждения»)
1) Слово «урок» - это имя существительное.
2) Имя существительное обозначает признак предмета.
3) Имя существительное отвечает на вопрос «какой?»
4) Имя существительное имеет категорию рода.
5) Имя существительное изменяется по числам.
6) Имя существительно изменяется по падежам.
- Ребята, почему вы не смогли прийти к одному мнению при ответе на последний вопрос?
- Какую цель поставим на урок?
|
Имя существительное.
Это часть речи, которая обозначает предмет, явление природы, чувства человека и отвечает на вопросы кто? что?
Да
Нет
Нет
Да
Да
? (Мнения учащихся расходятся.)
Мы не знаем, изменяется ли имя существительное по падежам.
Узнать, изменяется ли имя существительное по падежам.
|
3
|
Стадия осмысления.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
освоение способа изменения имен существительных по падежам.
- Цель, которую хочет достичь учитель: обсудить проект решения учебной задачи и организовать коммуникативное взаимодействие для определения способа изменения имен существительных по падежам.
Методы: учебный диалог, моделирование, опора на жизненный опыт
|
- Ребята, понаблюдаем за именами существительными. Выполним упр.118 на с.80
Упражнение. Прочитай пословицы.
1) Всякое дело человеком славится. 2) Всякий человек в деле познаётся. 3) И по малому делу большая дума думается. 4) Дело верши, да не спеши. 5) Делом спеши, а людей не смеши.
- Как вы их понимаете?
- Какое слово повторяется во всех предложениях?
- Запишем в столбик разные формы слова дело вместе с тем словом, от которого оно зависит.
- Определите род и число у существительного «дело».
- Можно ли сказать, что изменяется род существительного?
- А число?
- А что же тогда изменилось?
- А почему оно изменяется? От чего это зависит?
- Такое изменение по вопросам называется изменением по падежам.
Физминутка.
- Давайте мы немножко отдохнем.
Вот в лесу стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад-вперед.
Ветер их качает, гнет.
А теперь на месте шаг,
Выше ноги! Стой, раз, два!
|
Читают задание.
Объясняют.
Дело.
Славится (что?) дело.
Познаётся (в чём?) в деле.
Думается (по чему?) по делу.
Верши (что?) дело.
Спеши (чем?) делом.
Ед.ч., ср.р.
Нет.
Нет.
Изменяется окончание.
От вопроса.
(Стоя на одной ноге потягиваемся – руки вверх, потом тоже стоя на другой ноге.)
(наклоны корпуса влево-вправо)
(Рывки руками перед грудью).
|
3
|
Закрепление учебного материала
- Цель, которая должна быть достигнута учащимися: зафиксировать новое знание во внешней речи с помощью алгоритма.
Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умения
- изменять имена существительные по падежам.
Задачи:
-развитие умений применять умение изменять существительные по падежам,
- - тренировать в изменении по падежам;
- - зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей деятельности.
Методы: репродуктивные, ситуация успеха
|
Первичное закрепление во внешней речи.
- Достигли мы цели урока?
- А какую цель дальше себе поставим?
- Заполните в парах таблицу «Знаю – хочу узнать - узнал». (Приём «Знаю – хочу узнать – узнал»)
Знаю
|
Хочу узнать
|
Узнал
|
Имена существительные изменяются по родам и числам.
|
Как изменяются имена существительные по падежам.
|
|
- Ребята, а как вы думаете, по каким вопросам могут изменяться существительные?
- Откройте учебник на с.81 и рассмотрите таблицу падежей. Что вы видите?
- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Ребята из другого класса выполняли задание. Им нужно было изменить по падежам слова «страна», «отец», «степь». И у них получилось вот что. (Учащимся выдаются карточки, на которых записано изменение имен существительных по падежам с ошибками) (Приём «Лови ошибку»). Проверьте, верно ли ребята выполнили задание.
И.п.
|
страна
|
отец
|
степь
|
Р.п.
|
страну
|
отеца
|
степи
|
Д.п.
|
стране
|
отецу
|
степи
|
В.п.
|
страну
|
отец
|
степь
|
Т.п.
|
о стране
|
отцом
|
степью
|
П.п.
|
страной
|
о отце
|
о степи
|
- Обсудим ваши мнения. (Правильный вариант фиксируется на доске.)
И.п.
|
страна
|
отец
|
степь
|
Р.п.
|
страны
|
отца
|
степи
|
Д.п.
|
стране
|
отцу
|
степи
|
В.п.
|
страну
|
отца
|
степь
|
Т.п.
|
страной
|
отцом
|
степью
|
П.п.
|
о стране
|
об отце
|
о степи
|
- Молодцы, выполним зарядку для глаз.
А мы делаем!
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
|
Да, мы узнали, что имена существительные изменяются по падежам.
Узнать, как именно происходит изменение по падежам.
Работают в парах по заполнению таблицы. Затем происходит коллективное заполнение таблицы на доске.
Мнения учащихся.
Падежей шесть (называют их), есть вспомогательные падежные слова, падежные вопросы.
Выполняют работу в группах.
Учащиеся высказываются о найденных ошибках.
Самостоятельное списывание.
Выполняют глазами движения.
|
4
|
Рефлексия
- Цель, которая должна быть достигнута учащимися: зафиксировать новое содержание,
осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса
Цель, которую ставит перед собой учитель: организация рефлексии и самооценки обучающимися собственной учебной деятельности.
|
- А теперь измените по падежам слово «кино».
- Что вы заметили?
- Об этом мы поговорим на следующем уроке. Вернемся к нашей таблице. Заполним столбец «Узнал». Что мы сегодня узнали?
- В начале уроке я произнесла высказывание, на которое вы не знали ответ. Что же теперь вы мне ответите? «Имена существительные изменяются по падежам».
- Оцените свою работу на уроке. Если вы сегодня все поняли, хорошо работали, раскрасьте кружок в тетради в красный цвет. Если понятно, но есть еще сомнения – зеленый, а если нужно еще работать – синий.
- Каких цветов у нас получилось больше? (Анализ общей работы класса.)
Итог.
- Какую цель ставили на уроке?
- Удалось ли достичь поставленной цели?
- Какой вид работы вам больше всего понравился?
|
Записывают в тетради.
Слово не изменяется.
Имена существительные изменяются по падежам. Их шесть.
Да.
Раскашивают.
Узнать, изменяются ли имена существительные по падежам.
Да.
Ответы учащихся.
|
5
|
Домашнее задание
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: закрепить умение
изменять существительные по падежам.
Цель, которую хочет достичь учитель: развивать умение изменять существительные по падежам.
|
- Выполнить упр 120 на с.81-82 (Задание: «Запиши сочетания слов, вставляя вместо точек подходящие по смыслу имена существительные».
Читает (кто?)…, играет (что?)… и т.д.
|
|
|
На: Урок русского языка в 4 классе с использованием ТРКМЧП
Юлия Михайловна! Спасибо за Вашу работу. Мне, учителю начальных классов, очень интересно было познакомиться с конспектом Вашего урока. Удачно ввели приём ЗХУ на этапе закрепления учебного материала. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
Самсонова С.Н.
На: Урок русского языка в 4 классе с использованием ТРКМЧП
Светлана Николаевна, большое спасибо за Ваше мнение!
На: Урок русского языка в 4 классе с использованием ТРКМЧП
Отличный урок, Юлия Михайловна! Уверена, ученикам на нём скучно не будет! Спасибо.
На: Урок русского языка в 4 классе с использованием ТРКМЧП
Юлия Михайловна! Урок интересный, продуманы все этапы урока и подробно расписаны. У меня к вам вопрос:"Как Вы думаете, а не слишком ли мы увлекаемся устными приемами работы на уроках русского языка? Достаточно ли пишут ученики?"
На: Урок русского языка в 4 классе с использованием ТРКМЧП
Юлия Михайловна! Очень интересный урок! Удачи Вам в конкурсе!
С уважением, Лариса Михайловна.
На: Урок русского языка в 4 классе с использованием ТРКМЧП
Лариса Михайловна, спасибо! И Вам удачи!
На: Урок русского языка в 4 классе с использованием ТРКМЧП
Любовь Владимировна, спасибо за Ваше мнение и внимание к работе!
Данный урок - урок открытия нового знания. Я считаю, что на данном уроке главное - открыть это знание! А открытие происходит путем исследования, наблюдения, общения. А вот на следующих уроках закрепления, повторения, обобщения как раз уже ведущая роль будет отдана отработке навыков, а следовательно письменным видам работы.
С уважением, Юлия Михайловна.
На: Урок русского языка в 4 классе с использованием ТРКМЧП
Надежда Владимировна, спасибо за высокую оценку работы!
На: Урок русского языка в 4 классе с использованием ТРКМЧП
Юлия Михайловна, вы молодец! Урок продуман до мелочей! Максимально плотный. Грамотно ведете вы своих учеников к открытию новых знаний. А что касается объемов написанного и произнесенного - так это урок на урок не приходится. Уроки случаются разные, и все они ведут (должны!) к познанию, развитию. Удачи!
На: Урок русского языка в 4 классе с использованием ТРКМЧП
Людмила Николаевна, спасибо за Ваше профессиональное мнение! Оно для меня очень ценно!