Межрегиональный конкурс-тренинг "Мастер-класс учителей-словесников по технологии развития критического мышления".«Жизненные уроки героя» по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Submitted by Елизавета Петровна Мартынова on чт, 14/08/2014 - 15:35
Межрегиональный конкурс-тренинг "Мастер-класс учителей-словесников по технологии развития критического мышления".
Урок литературы в 6 классе по произведению
В.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Учитель: Мартынова Е.П.
МБОУ «СОШ с. Озерки Калининского района Саратовской области»
Тема урока: «Жизненные уроки героя»
по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Цель:
Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа
выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее
Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку, учебник-хрестоматия, мультимедийный проектор, костюмы для инсценировки.
Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода, составление синквейна.
Используемые технологии: технология критического мышления.
Ожидаемый результат (для обучающихся): развитие наблюдательности, речевой деятельности обучающихся, расширение словарного запаса, умения работать в группах, оценивать ответы одноклассников.
Эпиграф: Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!
А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того
дивного коня с розовой гривой.
В.П. Астафьев.
Сценарий урока
Организационный этап. Приветствие. Подготовка к уроку. Самоорганизация
I. Стадия вызова
Вступительное слово учителя.
Виктор Петрович Астафьев - известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.
Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет.
Беседа по вопросам.
Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»?
(действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)
Что это было за время? Как жилось людям?
(время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)
Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?
(автор использует сибирские диалектизмы)
3. Работа со словарём.
С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?
Увал – пологий холм
Туесок – берестяная корзина с крышкой
Заполошная – суетливая
Бадога – длинные поленья
Шаньга – булочка с творогом
Заимка – земельный участок, вдали от села
Поскотина – пастбище, выгон
Яр – крутой край оврага
II. Стадия осмысления.
1. Проверка домашнего задания.
Ребята, вы прочитали рассказ В. Астафьева “Конь с розовой гривой”. Расскажите о героях этого рассказа. Какого они возраста? Из каких семей? Кто их родители? Мы не случайно заговорили о семьях мальчишек. Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание? Дома вы работали по группам. Сравнить семью мальчика Вити и семью Левонтия и сопоставить их отношение к жизни.
1группа : «Семья Левонтия, их отношение к жизни»
Предмет
Комментарий из текста
Отношение к заработанной копейке.
Содержание дома, описание быта.
Огород, изгородь.
Одежда.
Воспитание детей в семье
Вывод.
2группа: «Дедушка и бабушка Петровна, их отношение к жизни»
Предмет
Комментарий из текста
Отношение к заработанной копейке.
Содержание дома, описание быта.
Огород, изгородь.
Одежда.
Воспитание Вити.
Вывод.
Учитель: Обратите внимание, ребята, на то, что описание быта и жизни героя и семьи Левонтьевых противопоставляется. Как называется этот приём противопоставления и зачем он используется автором?
(Дети самостоятельно делают выводы.Они могут быть примерно следующими: семья Вити жила лучше семьи Левонтьевых. У них всегда был кусок хлеба на «чёрный день», деньги. В избе было опрятно, уютно и тепло, чисто. Автор использует приём противопоставления – антитезу для усиления выразительности речи, для передачи мысли и чувства. Описание семьи объясняет характер героев, описывает время, место, обстоятельства действия.)
- Что можно сказать о нравственных ценностяхкаждой семьи?
Рефлексия работы группы
-Оцените, как работала ваша группа?
- Дружно ли вы разбирали задания?
- Все ли активно участвовали в обсуждении?
- Прислушивались ли вы к мнению друг друга?
-Что было трудным?
2. Инсценировка сцены из рассказа.
Действующие лица : бабушка и внук.
Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.
Внук: Да? Баба, можно и я пойду?
Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в
город, твои тоже продам и куплю тебе пряник
Внук: Конём, баба?
Бабушка: Конём, конём.
Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и
слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту
сколько будет, внимания!
Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!
Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?
Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?
(он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)
Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика.
(соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)
- Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к
вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят
чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.
Как ведут себя по дороге за земляникой ребята?
(Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два
принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород
и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до
зелёной слюны, а недоеденный побросали…»
Групповая работа по тексту.
(со слов «Тут все перестали пищать...» до слов «…и в рот их, в рот»)
группа: Прочитайте момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде?
группа: Какие глаголы употребляет автор в данном эпизоде? Как они характеризуют этих ребят?
(со слов «Так интересно и весело провели мы весь день…» до слов
«…прямо в этом туеске увезу…»)
группа: Во что вовлекли левонтьевские ребятишки нашего героя-рассказчика?
группа: Раскаивается ли наш герой в содеянном? Как он меняется в
ходе своих размышлений?
- Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который её
обманул? Обратим внимание на эпиграф к уроку.
(бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих злодеяниях. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Поэтому и пишет автор через много лет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»)
III. Стадия рефлексии.
Составление синквейна.
Пряник. Бабушка. Левонтьевские ребята.
Н-р: Левонтьевские ребята.
Ленивые, хитрые.
Хватают, дерутся, ябедничают.
Левонтьевским всё нипочём.
Хулиганы.
Итог урока. Какие жизненные уроки получил герой? Можно ли у Вити чему-нибудь научиться?
Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок
Признайся в содеянном
Раскаяние приносит облегчение
Спешить делать добро
Надо быть милосердным всегда
Люби ближнего своего как самого себя
Я понял(а), что…
Сегодня на уроке я открыл(а) для себя…
Самое главное…
Заключительное слово учителя.
- Этот рассказ о детстве – замечательной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, временем, когда ты бываешь невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Напишите дома сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите.
Елизавета Петровна, спасибо за урок. Вы умело создали ситуацию вызова, легко справились с главной задачей – мотивировали учащихся к работе, включили их в активную деятельность. На стадии осмысления видно, как формируется собственная позиция учащихся. На этапе размышления на Вашем уроке у детей формируется личное аргументированное представление об изучаемом.
Размещено Sat, 30/08/2014 - 16:56 пользователем Любовь Владимировна Мамонтова.
Елизавета Петровна! Урок интересный, нацелен на формирование нравственных качеств школьников и на развитие их мыслительных и творческих способностей. Работа в группах учит работать в сотворчестве.
—
Высшее достоинство человека - хорошо делать своё дело (Хемингуэй)
Елизавета Петровна! С удовольствием познакомилась с Вашей работой. Видно Ваше глубокое проникновение в ткань произведения. Понравилось Ваше умение проводить рефлексию групповой работы. Органично вписывается в урок инсценировка, групповая работа по тексту и синквейн как приём ТРКМ. Я бы, наверное, чуть активнее начала урок: не с беседы, а с приёма "верные - неверные утверждения". Но это только моё мнение. А Вам спасибо за урок. Возьму, с Вашего разрешения, его в копилочку.
На: Межрегиональный конкурс-тренинг "Мастер-класс учителей-слове
Елизавета Петровна, спасибо за урок. Вы умело создали ситуацию вызова, легко справились с главной задачей – мотивировали учащихся к работе, включили их в активную деятельность. На стадии осмысления видно, как формируется собственная позиция учащихся. На этапе размышления на Вашем уроке у детей формируется личное аргументированное представление об изучаемом.
Самсонова С.Н.
На: Межрегиональный конкурс-тренинг "Мастер-класс учителей-слове
Большое спасибо, Елизавета Петровна! Многому научили на примере своего урока.
На: Межрегиональный конкурс-тренинг "Мастер-класс учителей-слове
Коллеги, большое спасибо за оценку моего урока!
На: Межрегиональный конкурс-тренинг "Мастер-класс учителей-слове
Елизавета Петровна! Урок интересный, нацелен на формирование нравственных качеств школьников и на развитие их мыслительных и творческих способностей. Работа в группах учит работать в сотворчестве.
На: Межрегиональный конкурс-тренинг "Мастер-класс учителей-слове
Уважаемая Елизавета Петровна, предлагаю Вам ознакомиться с моей работой: http://www.openclass.ru/node/455377. С уважением, Светлана Николаевна.
Самсонова С.Н.
На: Межрегиональный конкурс-тренинг "Мастер-класс учителей-слове
Елизавета Петровна! С удовольствием познакомилась с Вашей работой. Видно Ваше глубокое проникновение в ткань произведения. Понравилось Ваше умение проводить рефлексию групповой работы. Органично вписывается в урок инсценировка, групповая работа по тексту и синквейн как приём ТРКМ. Я бы, наверное, чуть активнее начала урок: не с беседы, а с приёма "верные - неверные утверждения". Но это только моё мнение. А Вам спасибо за урок. Возьму, с Вашего разрешения, его в копилочку.
С уважением Наталья Владимировна
Нугаева Наталья Владимировна, педагог