Предмет: русский язык
Учебник: Полякова А.В. Русский язык: учебник для 2 класса в 2 частях. Часть 2./А.В. Полякова. -2-е изд.- М.: Просвещение, 2012.
Тема: «Три времени глагола: настоящее, будущее и прошедшее».
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о глаголе.
Задачи:
Обучающая: формирование умения определять время глаголов
Развивающая: развитие умения контролировать, корректировать и оценивать учебную задачу и свои действия для её решения; развивать речь обучающихся.
Воспитательная: формирование положительной мотивации к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: учебники, тетради, компьютер, проектор
Учитель начальных классов: Самсонова Светлана Николаевна, высшая категория.
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающегося
|
УУД
|
Первая стадия- вызов.
|
|
|
|
1
|
Самоопределение к деятельности.
|
Как вы думаете, что нужно для успешной работы?
Давайте пожелаем друг другу удачи.
Девиз нашего урока: «Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!»
|
Дети называют правила организации учебного процесса, работая в парах, проверяют готовность к уроку.
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.
Личностные:
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
самоопределение.
|
2
|
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
|
На экране:
Свет, светлый, светить.
Мороз, морозить, морозный
Белить, белый, побелка.
– Что вы скажете о группах этих слов?
– Выделите корень.
– Назовите проверяемые и проверочные слова.
Приём «Корзина идей»
– Как можно еще сгруппировать эти слова?
– Распределите слова по частям речи.
Приём «Кластер»
-Что вы знаете об этих частях речи? Предлагаю построить кластеры «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»
- Почему не смогли справиться с созданием кластера о глаголе?
|
В каждой группе однокоренные слова.
Дети отвечают.
Предложения детей записываются на доске.
Появилось предложение сгруппировать по частям речи.
-По частям речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Дети выполняют задание в рабочих тетрадях, сверяя со слайдом, комментируют результат.
Выполняя задание, работают в группах, опираясь на знания полученные ранее.
Указывают на кластере
1. Самостоятельная часть …
2. Обозначает …
3. Отвечает на вопросы: …
4.Изменяется…
- Не знаем, как изменяется глагол.
|
Коммуникативные: инициативное сотрудничество, умение работать в группе.
Познавательные: Логические- синтез как составление целого из частей, общеучебные- поиск и выделение информации; обобщение по признакам, представлять информацию в виде схемы.
Регулятивные:
умение высказывать своё предположение; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
|
3.
|
Постановка учебной задачи.
|
-Какую цель поставим сегодня на уроке?
-Какие шаги обычно мы делаем, чтобы достичь цели?
-Выберите пункты, которые приблизят нас к нашей цели.
Приём «Перепутанные логические цепочки»
-Что у нас получилось?
|
- Выяснить, как изменяется глагол.
Составляем план.
На карточках написаны пункты планов и некоторые из них с ошибками. Группам предлагается исправить ошибки и восстановить порядок записи.
-Примерный план:
- Сравнить глаголы в предложениях.
- Поставить вопросы к глаголам.
- Обобщить полученные результаты и сделать выводы.
- Составить правило.
|
Регулятивные: целеполагание. оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение познавательной цели, логические- построение логической цепи рассуждений, действия постановки и решения проблем- формулирование проблемы.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать и понимать других.
|
Вторая стадия- осмысление.
|
|
|
|
4
|
Построение проекта выхода из затруднения.
|
Предлагаю обратиться к упражнению №142 с. 72 .
-Прочитайте.
-Сравните глаголы в предложениях.
- Поставьте вопрос к глаголу, который указывает, что действие происходит сейчас, (в настоящее время). Напишите этот глагол вместе с вопросом, на который он отвечает.
-Обратите внимание, кроме вопроса что делают? глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы : что делаю? что делаем? что делаешь? что делаете? что делает?
Вывешиваю таблицу с вопросами глаголов в настоящем времени.
Напишите глагол, который указывает, что действие происходило раньше, (в прошедшее время) На какой вопрос он отвечает? Напишите.
Кроме вопроса что делали? глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы : что делал? что делала? что делало? что сделал? что сделало? что сделала ? что сделали?
Вывешиваю таблицу с вопросами глаголов в прошедшем времени.
- Напишите глагол, который указывает, что действие ещё только будет происходить,( в будущем времени.)
Найдите другие вопросы, на которые отвечают глаголы в будущем времени. Вывешиваю таблицу с вопросами глаголов в будущем времени: что сделает? что будет делать? что сделают? что сделаю? что буду делать?
Исходя из вышесказанного, назовите тему урока.
Приём «Свободное письмо»
Конкретизирую тему урока. (Три времени глагола: настоящее, будущее и прошедшее)
Какую схему вы бы составили по новой теме?
-Сравните схему, составленную вами с правилом на с.73.
-Как будем работать с учебно-научным текстом. (Текст после правила)
Вывожу на слайде план.
Ответьте на эти вопросы. (Получился связный рассказ об изменении глаголов по временам.)
|
Сегодня в классе дежурят Вера и Костя.
Вчера дежурили Лена и Алёша.
Завтра будут дежурить Оля и Таня.
- Что делают? Дежурят.
Дети устно пополняют перечень вопросов настоящего времени.
- Что делали? Дежурили.
Дети продолжают устно пополнять перечень вопросов.
-Что будут делать? Будут дежурить.
Дети подбирают вопросы.
Фиксация идей и выделение предположений. Все идеи записываются на листе ватмана. Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.
- Изменение глаголов по временам.
Дети составляют схему на магнитной доске.
Дети читают правило, рассказывают друг другу в парах.
-В тексте 4 абзаца, значит, 4 смысловые части.
- Если задать вопрос к каждой части , то получится план текста:
1. Как изменяются глаголы?
2. Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают?
3. Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают?
4. Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают?
|
Познавательные: Развитие умения извлекать информацию из текстов.
общеучебные- извлечение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений, смысловое чтение, представление информации в виде схемы.
Регулятивные: планирование, развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
|
|
Физминутка
|
Ориентируясь на таблицы с вопросами глаголов, выполните задания. Если услышите глагол н.в.- поднять руки вверх, б.в. – наклониться вперёд, п.в. – подпрыгнуть.
Слова: учили, учу, выучу;
бегут, убежали, побегут;
прочитали, читают, будут читать.
|
|
|
5.
|
Первичное закрепление во внешней речи.
|
Работа по учебнику.
а) Упр. 143 – развивается умение находить глаголы в тексте и определять их время. Первый пример записывается на доске и коллективно анализируется.
Запись:
Дождик (что делает?) скачет (н.в), …
|
Работа в парах.
(Проговаривание нового способа действия во внешней речи)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
|
Коммуникативные: инициативное сотрудничество, умение работать в паре; умение выражать свои мысли в устной форме, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные:.логические - подведение под понятие, доказательство.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
|
6.
|
Самостоятельная работа с самопроверкой.
|
Задание на карточках выполняется по вариантам самостоятельно.
Спишите текст, употребляя глагол каждого предложения:
1-вариант – в форме настоящего времени
2-вариант - в форме прошедшего времени.
(Дуть) весенний ветер. Дерево (оживать). Весело (бежать) ручей. (Прилететь) грач. Он (вить) гнездо.
Сверяют свою работу по эталону на экране.
Приём «Самооценка» с помощью «волшебных линеечек».
Формируя алгоритм самооценки, задаю вопросы:
– Что нужно было сделать?
– Вам удалось выполнить задание?
– Вы сделали всё правильно или были недочёты?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Оцените свою работу с помощью «волшебных линеечек».
Создана ситуация успеха.
|
Учащиеся самостоятельно выполнили задания небольшого объёма на новый способ действий.
Проверка с обсуждением.
Дети проводят самооценку.
|
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, умение слушать и понимать других.
Личностные: самоопределение;
Познавательные: логические- подведение под понятие, доказательство.
|
Третья стадия – рефлексия.
|
|
|
|
7.
|
Включение в систему знаний и повторение.
|
Приём «Обучение сообща»
Творческое задание.
Впишите в текст подходящие по смыслу глаголы, используя слова для справок, и определите время глаголов.
____________ месяц май. _____________ листья у березы, рябины, ольхи, сирени. Скоро _________ яблони, акации._______ песня соловья. _____________ ласточки, малиновки. Птицы__________ гнезда. У них _____________ птенцы.
Слова для справок: льется, вьют, прилетят, зацветут, появятся, наступил, зазеленеют.
|
Работа в группах.
Зачитывают получившиеся тексты, называют время глаголов.
|
Коммуникативные: инициативное сотрудничество, умение работать в группе, разрешение конфликтов.
Познавательные: действия постановки и решения проблем- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено.
|
8.
|
Рефлексия деятельности.
|
Подведём итоги.
- Какую задачу мы перед собой ставили на этом уроке?
Приём «Составление инструкции»
- К какому выводу мы пришли?
-Кто может сказать, что он может правильно определить время глагола?
– Как определить время глагола?
– В чём испытали затруднения?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- Хотелось бы вам что-то ещё узнать о глаголах?
- Тогда на следующем уроке мы продолжим исследование .
Д.з. обязательный уровень - упр.144,
по желанию - придумать 3 предложения на тему «Весна», применяя глаголы будущего времени.
|
Соотносят цель и результаты деятельности на уроке.
Проговаривается правило.
Составляют инструкцию в группах, зачитывают.
Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою.
|
Личностные: самоопределение; смыслообразование.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные: оценивание усваиваемого содержания
|
|
На: Урок русского языка во 2 классе. Три времени глагола наст
Светлана Николаевна! Урок замечательный! Соответствует ФГОС, используются интересные приемы технологии развития критического мышления.Урок насыщенный и тщательно продуманный.Присутствуют самостоятельная работа и работа в группах. С таким материалом и нестандартными формами его подачи тема урока обязательно будет усвоена!
На: Урок русского языка во 2 классе. Три времени глагола наст
Любовь Владимировна, большое спасибо за внимание к моей работе.
Самсонова С.Н.
На: Урок русского языка во 2 классе. Три времени глагола наст
Светлана Николаевна! Большое спасибо за урок. Урок - современный, отвечает требованиям ФГОС. Вы - умничка, используете много приёмов по формированию критического мышления. Актуальностью данной технологии является то,что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
На: Урок русского языка во 2 классе. Три времени глагола наст
Светлана Николаевна, отличный урок! Столько разнообразных приемов и видов работы! Спасибо.
С уважением, Юлия Михайловна.