1.Звучат стихи Б.Слуцкого " Величие души" ( 2-3 мин)
А как у вас с величием души?
Все остальное, кажется, в порядке,
но, не играя поддавки и прятки,
скажите, как с величием души?
Я знаю, это нелегко, непросто.
Ответить легче, чем осуществить.
Железные канаты проще вить.
Но как там в отношеньи благородства?
А как там с доблестью, геройством,
славой?
А как там внутренний лучится свет?
Умен ли сильный,
угнетен ли слабый?
Прошу ответ.
Ведущий:
Сегодня мы подумаем с Вами о каждом из нас, поговорим о нашем поведении, отношении друг к другу, и попробуем ответить- А КАК У НАС С ВЕЛИЧИЕМ ДУШИ? Наш разговор начнется с беседы о фильме "Чучело", недавно просмотренном вами.Для этого давайте посмотрим презентацию и вспомним сам фильм и его главных героев.
2. Презентация " Фильм о фильме" (15 - 20 минут), включающая в себя краткое описание сюжета фильма и акцент на характеристику героев и их поведения.
.( Приложение №2)
Краткое описание слайдов презентации "Чучело"
Слайд 2 В провинциальную школу, в 6 класс, приходит новая ученица Лена Бессольцева
Слайд 3 Лена приехала жить к своему деду Николаю Николаевичу, бывшему военному, который коллекционируeт картины с целью обустройства картинной галереи в своём доме. В городке деда недолюбливают за его замкнутый образ жизни.Николая Николаевича в городке называют «Заплаточником», так как он настолько увлечён сбором картин, что уже долгое время ходит в одном пальто, которое от старости пошло лохмотьями.
Слайд 4 В новом классе чувствуется, что среди школьников отсутствует сплоченность, взаимопонимание, уважение. Друг к другу они обращаются не иначе, как по кличкам или по фамилии.Одноклассники, хоть и улыбаются новенькой в лицо, но своим поведением ясно дают понять, что презирают её.Причина неприязни к Лене кроется в том, что все считают её такой же чудаковатой, как и её деда.Желая хоть как-то завоевать уважение ребят, Лена на все их колкости в адрес неё и деда старается улыбаться и во всём с ними соглашается, однако добивается противоположного эффекта. Классу её поведение кажется совершенно бестолковым, и поэтому ей дают кличку «Чучело».
Слайд 5 Ученики в классе самые что ни на есть стереотипные: Миронова по прозвищу «Железная Кнопка» -неформальный лидер и идеолог класса, как бы девичий вариант легендарного Павлика Морозова; девочка, с железными убеждениями, всегда стойко идущая к своей цели.
Слайд 6 Васильев-самый тихий мальчик в классе и единственный, кто не лебезит перед Леной. В классе он сам по себе, его никто не воспринимает всерьез: "Что за сумасшедший! А это – Васильев! Наш чудик".Васильев - типичный ботаник,физически слабый, однако порой находит силы не идти за всеми и бороться, поэтому производит приятное впечатление. …
Слайд 7 Шмакова-первая красавица в классе, никогда не делающая того, что для неё не выгодно. Шмакова-типичный потребитель, считающая высшей целью жизни получение комфорта, удовольствия и удовлетворение своих желаний.
Слайд 8 Попов, подкаблучник Шмаковой, смотрящий ей в рот; «Лохматый» -силач класса, считающий, что самое главное в человеке — сила; Валька -мальчик из бедной семьи, а потому убеждённый в том, что счастье — это много денег. Одна из черт Вальки-склонность к садизму, а также моральному и физическому унижению других.
Слайд 9 Марина, неудовлетворённая провинциальным бытованием и мечтающая вырваться из-под опеки матери (отношения с которой-конфликтные) и уехать к отцу в Москву
Слайд 10 И только Дима Сомов, мальчик из обеспеченной семьи, всеобщий любимец, в которого влюблены почти все девочки класса, оказывает новенькой поддержку. Но впоследствии их дружба, переросшая во влюблённость, даёт трещину из-за следующего трусливого поступка Димы, который говорит о том что Дима, не смотря на всю его миролюбивость и дружелюбие оказывается трусом и предателем...
Слайд 11 Свидетелями этого поступка были еще двое- Попов и Шмакова, но они предпочитают не вмешиваться и не рассказывать остальным о поступке Димы, а понаблюдать, чтобудет происходить дальше и как будет мучаться Сомов
Слайд 12 Когда ребята, во главе с Железной Кнопкой решают найти и наказать виновного, Лена, видя нерешительность Димы, берет вину на себя, в результате чего становится изгоем. Все ученики объявляют ей бойкот, издеваются над ней при каждом удобном случае и даже несколько раз жестоко избивают.
Слайд 13 Лена долгое время надеется, что Дима вот-вот признается в своей вине, но тот всё не решается. Отчасти, потому что боится потерять авторитет, отчасти — считает, что одноклассники решат, будто он защищает Лену, и не поверят ему. И Лена начинает понимать, что в этом классе у нее нет друзей..
Слайд 14 Надежда, вера и любовь Лены к Диме рушатся, когда тот присоединяется к своим одноклассникам, чтобы защитить себя, и участвует в сжигании чучела, символизирующего Лену.Видя, что дело зашло слишком далеко, Диму выдает Попов.
Слайд 15 Мнение одноклассников меняется, однако Лена вынуждена покинуть город, поскольку не хочет больше учиться в этой школе. В заключительной сцене дети пишут на школьной доске: «Чучело, прости нас!».Лена с дедушкой уезжают из города..
Презентация завершается показом эпизода сожжения чучела "из фильма " Чучело", в котором четко прослеживается характерные черты всех участников. Кроме того, представляемый отрывок позволит подростком увидеть со стороны и несколько даже прочувствовать "момент травли", осознать, насколько это тяжело противостоять одному против всего класса.
Примечание: Очень важно в этой части занятия не проводить никаких заключительных бесед-обсуждений всего происходящего в фильме, с учащимися. То есть, данный этап носит исключительно ознакомительный характер и подготавливает подростков к следующему этапу-обсуждению.
3. Упражнение в мини-группах "Портрет героя фильма" (10 минут)
Подростки делятся на группы (по количеству рассматриваемых героев - групп 6). Каждой из групп дается задание по составлению "портрета" того или иного героя фильма (предлагает педагог). Портрет составляется по следующему плану:
1. Описание внешности и характера героя
2. Роль героя в классе
3. Стиль его поведения с одноклассниками и с Леной Бессольцевой
4. Негативные последствия такого поведения, как для окружающих, так и для него самого (для его развития)
5. Помощь, совет герою с целью улучшения его развития, как личности.
После составления портрета-характеристики, каждая группа выносит свой портрет на обсуждение в классе. Созданный портрет корректируется, дополняется участниками других групп.
Примечание: В данном задании дети составляют портретные характеристики 6 персонажей: Железной Кнопки, Васильева, Лохматого, Вальки, Димы Сомова, Шмаковой. Очень важно не делать явного акцента на главной героине. Образ Лены Бессольцевой рассматривается в моменты обсуждения отношения к ней каждого из перечисленных персонажей. Это делается с целью предупреждения негативных чувств и избегания психологически некомфортных ситуаций для отвергаемого подростка, присутствующего на занятии.
Ценность представленного упражнения в том, что в процессе его выполнения дети учатся анализировать поведение своих одноклассников, свое поведение, а также видят негативную оценку одноклассниками таких проявлений.
4. Методика "Правила общения в нашем классе" (10-15 минут)
Воспитатель зачитывает учащимся фразу одной из героинь фильма: "Мы детки из клетки, вот кто мы! Нас в зверинце, за деньги показывать надо!" .Подводим детей к пониманию того, что классы, в которых такое происходит, на самом деле напоминают зверинец, и они все одинаковы по своему содержанию: в каждом из них есть зачинщики травли, прилипалы, шуты, преследователи, равнодушные, изгои..
В этом разделе занятия целесообразнее представить и результаты анкетирования "Ты и твой класс" ( Приложение №1)
Подросткам задается вопрос: "Что же нужно сделать, чтобы класс не превратился в такой "зверинец" и чтобы после окончания школы , став взрослым человеком, ни одному из вас не было бы стыдно смотреть в глаза своим одноклассникам?". Учащимися даются ответы, воспитатель обобщает: "Чтобы класс был вашей опорой, защитой,нужно научиться правильно общаться друг с другом. А сделать это можно будет с помощью вами же составленных "Правил классного общения". Далее учащимся (можно по группам, если мероприятие проводится в кабинете информатики, то у каждой группы свой компьютер) предоставляются готовые, но зашифрованные в мозаике слов, правила успешного общения .( Приложение № 3)
Учащиеся разгадывают зашифрованное в каждой картинке-мозаике слов правило и записывают его По окончанию работы можно предложить учащимся добавить полученный список своими правилами.
5..Изготовление символа - поддержки "Сердечко" (7-10 минут)
Педагог предлагает учащимся изготовить маленький подарочек - бумажное сердечко соседу по парте. На экран выводится схема сердечка - оригами ( Приложение № 4)
6.Рефлексия. Окончание занятия (5-7 минут)
Упражнение на рефлексию : "Сегодня на занятии я...."
Окончание занятия. Педагог благодарит подростков за активность на занятии, за выражение своих мыслей, высказывание своей точки зрения, понимание проблемы и желание ее изменить. В этот момент педагог выводит на экран коллективную работу " Правила общения"
Запрещается оскорбление и унижение другого человека! Обращайся к другому по имени. Никогда не используй кличек! Не пытайся переделывать другого. Позволь ему быть самим собой! Поставь себя на место другого и пойми его точку зрения! Не критикуй другого при всех. Выскажи ему свое мнение наедине. Будь доброжелателен, приветлив. Улыбайся и проявляй искренний интерес к другому.