Презентации на тему «Четырехугольники», «Трапеция»;
Дидактический материал на тему «Четырехугольники» (разноцветные фигуры)
Учебник «Геометрия 7-9», автор Атанасян Л.С.(М.: Просвещение,2008)
Основные этапы урока.
Этап 1. Организационный момент
Взаимное приветствие. Учитель знакомит с планом урока (записан на доске, не удаляется до конца урока)
План урока:
1. Геометрическая разминка.
2. Изучение нового материала
А) Что такое …
Б) Элементы …
В) Виды …
3. Физкультминутка.
4. Решение задач – вывод свойств …
5. Тест
6. Итоги занятия.
7. Домашнее задание.
(Многоточия заполняются после определения темы урока )
Этап 2. «Геометрическая разминка»
Работа по слайду №1
Вопросы и задания:
Какие фигуры изображены на слайде?
Разделите на классы фигуры по какому- либо признаку.
Учащиеся определяют два класса: 1 класс – «Параллелограммы», 2 класс – четырехугольники под №№ 1 и 5. Дать точное название фигурам второго класса учащиеся не готовы – создается проблемная ситуация.
Учитель дает название неопознанным фигурам – «трапеции» и ставит перед учащимися цель урока:
Вывести определение трапеции;
Определить название ее элементов;
Вывести свойства трапеции в ходе решения задач.
Этап 3. Работа по теме урока
Вниманию учащихся предоставляется слайд № 2 и ставиться цель на данный этап урока: «На основе сравнительного анализа параллелограмма и трапеции выведите определение трапеции»
Идет обсуждение. Результат работы: учащиеся дают определение трапеции, ключевым моментом в котором должны быть слова «четырехугольник, у которого только одна пара противолежащих сторон параллельна».
Учитель предлагает по учебнику (п.44, стр. 103) проверить выдвинутую гипотезу, а также по тексту ознакомиться с элементами трапеции (о средней линии трапеции на данном уроке информация не обрабатывается).
Открывается слайд № 3. Данные слайда учащиеся заносят в тетрадь.
Далее идет работа по слайду №4. Задание для обсуждения: определить, какие из предложенных четырехугольников являются трапециями и почему?
Каждый обучающийся называет трапеции и объясняет ответ.
Работа по слайду №5. Вопросы и задания: найдите отличия в представленных трапециях и предположите название каждому виду трапеции.
Учащиеся обсуждают задание в группе и делают выводы, «что трапецияEFGKимеет равные боковые стороны, а трапецияLMNO содержит прямые углы». Дают предполагаемы названия видов трапеций.
Далее идет переход к слайду №6 и информация со слайда заносится учащимися в конспект.
Этап 4. Физкультминутка.
Используется методика здоровьесберегающих технологий «зрительные метки». Учитель обращает внимание учащихся на развешанные по периметру класса цветные фигурки четырехугольников и дает задание отыскать среди них трапеции. (все фигурки пронумерованы, учащиеся дают в ответ № четырехугольника).
Этап 5. Закрепление изученного материала.
Решение задач №№ 60, 64.
Перед учащимися ставиться цель: решить задачу и вывести свойство трапеции.
С целью экономии времени учащимся дается небольшая инструкция к решению задачи и ведется со стороны учителя контроль за работой и ходом решения задачи.
После обсуждения решения задачи № 60 учащиеся выводят свойство углов при основании равнобокой трапеции. После решения задачи № 64 учащиеся выводят свойство о сумме углов трапеции, прилежащих к одной из боковых сторон.
Далее по слайду № 9 учащиеся записывают выведенные свойства трапеции в тетрадь.
Этап 6. Самоконтроль изученного материала.
Обучающимся предлагается ответить на вопросы интерактивного теста. Тест заранее распечатан. (приложение № 2).
Тест на тему «Трапеция»
1. Укажите верное утверждение: трапеция – это…
1) параллелограмм;
2) четырехугольник, у которого две стороны равны;
3) четырехугольник, у которого две стороны параллельны;
4) четырехугольник, у которого только две противоположные стороны параллельны.
2. Продолжите определение: трапеция называется равнобокой, если…
1) две ее боковые стороны равны;
2) две ее соседние стороны равны;
3) любые две стороны трапеции равны;
4) другой ответ.
3. Укажите верное утверждение:
1) Только в прямоугольной трапеции углы при основании равны;
2) Углы при основании равны в любой трапеции;
3) Если трапеция равнобокая, то противолежащие углы ее равны;
4) У равнобокой трапеции углы при основании равны.
4. Укажите верное утверждение:
1) Сумма углов, прилежащих к одной стороне трапеции равна 180 градусов;
2) Сумма углов трапеции зависит от ее вида;
3) Сумма углов, прилежащих к боковой стороне трапеции равна 180 градусов;
4) В трапеции сумма углов равна 180 градусов.
5. Укажите верное утверждение:
1) Трапеция может быть только прямоугольной и равнобокой;
2) Трапеция может быть прямоугольной, равнобокой;
3) Любой разносторонний четырехугольник можно назвать трапецией;
4) Четырехугольник с параллельными противолежащими сторонами называется трапецией.
Этап 7. Подведение итогов занятия – беседа (вопросы слайда)
Здесь же учащиеся проговаривают свои результаты прохождения теста, а также дают анализ работы учащихся в группе (рефлексия фиксируется в оценочной карте; приложение № 3)