У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Р. Рождественский.
Название проекта:
«…Мы тоже победили в той войне!»
Авторы и участники проекта:
учащиеся 5- 9 классов МОУ ООШ п. Чапаевский
Пугачевского района Саратовской области.
Руководители Т.В. Носова, Н.В. Смирнова, О.Н. Малютина.
Краткая аннотация проекта:
Приближается 70-я годовщина великого праздника – Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Уходят ветераны. В нашем посёлке не осталось ни одного ветерана Великой Отечественной. Но живы ещё те, кто своим трудом, будучи во время войны ещё подростками, в тылу приближал День Победы. Главной целью нашего проекта стало возрождение и сохранение духовно-нравственных ценностей, приобщение учащихся к историческому прошлому Родины. Наш проект - это способ получения учащимися знаний о жизни детей и подростков в годы Великой Отечественной войны, предполагающий обязательную совместную работу детей и взрослых (педагогов, родителей, ветеранов – тружеников тыла).
Тема исследования:
Военное детство наших односельчан
Цели проекта:
- узнать о военном детстве наших близких, родных, односельчан в годы Великой Отечественной войны;
- познакомить учащихся с историей родного края;
- развивать навыки исследования, развивать навык работы в группе
- сформировать навыки самостоятельно приобретать, обрабатывать и обобщать полученную информацию;
- воспитывать личностные качества: самостоятельность, трудолюбие.
Задачи:
- оформить собранные материалы в форме сборника воспоминаний для школьного музея;
- подготовить по интервью праздничный концерт к дню Победы; опубликовать материалы в районной газете и в сети Интернет.
Основополагающий вопрос:
Что мы знаем о военном детстве наших ровесников?
Вопросы для исследования:
- Сколько лет Вам было, когда началась Великая Отечественная война? Помните ли Вы тот день?
- Продолжались ли во время войны занятия в школе? Как они проходили?
- Как Вы помогали семье? Хозяйству, посёлку, в котором жили?
- Успевали ли Вы хоть иногда играть? Какие тогда, во время войны были игрушки?
- Переписывались ли Вы с солдатами на фронте? Может быть посылали посылки? Теплые вещи?
- Что было самым страшным для Вас в то время?
- Помните ли Вы День Победы?
- Вспоминаете ли Вы о войне? Что чаще всего вспоминается?
План проведения проекта.
1. Организационный этап.
2. Подготовительный:
- определение цели, постановка задач для работы над проектом;
- определение сроков выполнения проекта (6 недель);
- составление анкеты для жителей посёлка старшего поколения;
- распределение заданий учащимся по направлениям деятельности.
3.Этап реализации проекта:
- интервьюирование жителей посёлка старшего поколения;
- оформление интервью в форме сборника воспоминаний для школьного музея;
- обсуждение полученных результатов.
4. Заключительный этап:
- подготовка к публичному выступлению (репетиция);
- рефлексия.
Итог работы:
12 интервью с односельчанами, сценарий праздничного мероприятия к Дню Победы.
Результаты исследования:
Публикации в районных изданиях и сети Интернет, сборник печатных и аудиовоспоминаний для школьного музея.
Выводы:
О Великой Отечественной войне написано много: это и воспоминания фронтовиков, литературные произведения, и сухие цифры статистики. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ничто не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах. Именно это мы увидели, встретившись с нашими односельчанами.
Полезные ресурсы:
Е.И. Никитина. Русская речь. Учебное пособие по развитию связной речи. Для 5-7 классов общеобразовательных учебных заведений. - 3-е издание. – М.: Просвещение, 1994.
«Дети войны»: песня в исполнении Т.Гвердцители/ http://www.youtube.com/watch?v=Q_tSQMQacfA
«Птицы белые»: песня в исполнении группы «Непоседы»/ http://www.youtube.com/watch?v=mOCaKP7zrmE
|