Тема: 4.7 Уравнения, неравенства, функции. Методические подходы к изучению этой темы
Ход занятия
№
Элементы занятия
Время
Методы
Организационная часть
1
Мотивация учебной деятельности
1
Беседа
Сообщение темы, цели задач занятия
1
Информационный
Актуализация опорных знаний студентов
3
практический
аналитический
Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности
25
Информационно – развивающие(беседа (проблемная, эвристическая), метод дедукции, метод индукции);
- наглядные (показ, демонстрация);
Самостоятельное выполнение практической части работы
10
Практический,
решение проблемных ситуаций
Обобщение и систематизация знаний
2
практический
метод дедукции, метод индукции;
наглядные (показ, демонстрация);
Подведение итогов
2
информационный
Формируемые компетенции:
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Организационная часть
Мотивация учебной деятельности
Что такое арифметическая задача?
Зачем надо учить решить задачи? (формирование основных математических понятий, усвоение зависимости между компонентами, связь обучения с жизнью, закрепление вычислительных и измерительных навыков, воспитательное значение, учат приемам анализа, синтеза, сравнения, обобщения.)
Изучив эту тему, вы методически грамотно построите конспект урока, проведете урок. Результатом такой работы будет повышение вашего рейтинга.
Сообщение темы, цели задач занятия
Тема: Уравнения, неравенства, функции. Методические подходы к изучению этой темы в начальных классах
Вопрос, который выносится на контроль: «Задачи с пропорциональными величинами» - эту тему мы с вами изучали в течении 10 уроков. Вы работаете в тетради и на рабочем листе, который сдается в конце урока на проверку.
Актуализация опорных знаний студентов
Пока мы вспоминаем общие подходы к работе над задачами, необходимо выполнить анализ программы и выяснить какие требования к работе над задачами выдвигаются в начальной школе. – индивидуальное задание. (работа с документов на ПК)
Назовите составные части любой задачи.
Что значит решить задачу?
Назовите этапы в решении задач. Раскройте их. Можно ли их менять местами.
(рабочий лист)
Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности
Проверка индивидуального задания: требования программы.
Методика работы над задачами с пропорциональными величинами
Простые задачи
В каком классе учащиеся знакомятся с зависимостью между величинами Ц.К.С., выполните анализ содержания учебного материала на страничке учебника.
Назовите 3 вида простых задач с величинами Ц.К.С.
Какой нестандартный подход можете предложить при ознакомлении с величинами Ц.К.С. и их зависимостями. (игра в «Магазин») - индивидуальное задание – проверка.
Как можно связать с этой темой уроки 2 кл(2) с.16, 22?
Вывод: знакомство с монетами, нахождение стоимости 2х и более предметов – это подготовительная работа
Какие правила при этом закрепляются?
Формирование представлений о пропорциональной зависимости величин:
решите задачи:
Миша купил на 10 р. кисточки и на 5 р. карандаши. Чего Миша купил больше – карандашей или кисточек?
Маша купила 5 тетрадей в клетку и 2 блокнота. За что она заплатила денег больше?
Купили 5 карандашей. Сколько за них заплатили денег?
Запишите данные этой задачи в таблицу. (на доске таблица)
Ц.
К.
С.
20 к.
5 шт.
?
15 к.
5 шт.
?
……
– Допишите условие так, чтобы задачу можно было решить.
Какая величина изменяется? не изменяется?
Составьте таблицу с постоянной ценой.
Ц.
К.
С.
10 р.
5 к.
?
10 р.
10 к.
?
10 р.
15 к.
?
……
Что можете сказать о стоимости?
Во сколько раз стоимость 15 карандашей > стоимости 5 карандашей?
Во сколько раз стоимость 5 карандашей < стоимости 10 карандашей?
Составьте краткую запись к задаче: на 80 руб. купили 8 тетрадей, 10 тетрадей, 16 тетрадей, 40 тетрадей.
Какая величина не изменяется?; изменяется?; как они изменяются?
Задача с олимпиады:
****Решите задачу: 2 курицы за 2 дня снесли 2 яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней?
Помощь:
2
2
2
6
?
6
?
Итог: Сделаем вывод: какие же методические приемы использует учитель при работа над задачами с пропорциональными величинами?
Методические приемы.
решение задач с недостающими данными.
изменение одного из данных задачи.
сравнение результатов решения задач, в которых изменяется одно из данных.
интерпретация задачи в виде таблицы, схемы.
Составные задачи
Перечислите группы величин, где может существовать прямая пропорциональная зависимость.
Каков общий прием при работе над задачами данного вида?
Что это значит?
Сколько видов задач на нахождение 4-го пропорционального (6)
Как еще их можно проклассифицировать? (прям. и обр.)
Почему они называются на нахождение 4-ой пропорциональной величины?
Вы дома подготовили на листочках три задачи. Проведите фрагмент урока, используя задачи из домашнего задания.
Какие еще задачи с пропорциональными величинами вы знаете?
Что можете предложить для закрепления умения решать составные задачи на пропорциональное деление; нахождение неизвестного по двум разностям? (составление задач; преобразование задач из задач на нахождение 4-го пропорц.)
Продумайте такую работу: составьте задачу по краткой записи о покупках воздушных шариков.
Запишите решение в тетрадь по действиям.
Ц.
К.
С.
- Используя полученные данные, составьте задачу на нахождение неизвестного по двум разностям.
один.
3 шт.
21 р.
5 шт.
?
21 : 3 = 7
Ц.
К.
С.
7 × 5 = 35
один.
3 шт.
?
35 – 21 = 14
5 шт.
?, на 14 р. б.
35 + 21 = 56
Продумайте разбор такой задачи?
Составьте задачу на пропорциональное деление. Продумайте ее разбор.
Ц.
К.
С.
один.
3 шт.
5 шт.
Вывод: мы с вами составили проект работы над задачами с пропорциональными величинами.
Анализ урока
Чтобы составить целостное представление о работе над задачами, мы завершим анализ показательного урока по решению задач в 4 классе. Устно заполним таблицу, опираясь на виды деятельности учащихся, определенные программой.
Дидактическая структура урока
Методическая структура урока
Методы обучения
Средства обучения
Способы организации деятельности
Организационный момент
Актуализация знаний
Сообщение нового
Закрепление изученного материала
Подведение итогов
Домашнее задание
Основные виды учебной деятельности
Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и объектов по длине, массе, вместимости, времени; описание явлений и событий с использованием величин.
Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем мире.
Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости.
Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение.
Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа.
Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных опросов (без использования компьютера).
Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
Самостоятельное выполнение практической части работы
Запишите задачу кратко, определите ее вид, выполните разбор и решение по действиям с пояснениями:
С одного участка собрали 25 мешков лука, а с другого 19 таких же мешков. Причём со второго участка собрали на 360 кг меньше, чем с первого. Сколько кг лука собрали с каждого участка?
В бензобак «Жигулей» залили 36 л бензина, а в бензобак «Волги» - 64 л. За весь бензин заплатили 4000 руб. Сколько заплатили за бензин для каждой машины?
В одном куске 12 м драпа, а в другом 17 м такого же драпа. Второй кусок стоил дороже на 750 рублей, чем первый. Сколько стоил каждый кусок драпа?
Две школы выписали на 96 000 рублей клубничной рассады. Одна школа взяла 3 ящика, а другая 5 ящиков. Сколько должна заплатить каждая школа за рассаду клубники?
С одного участка собрали 51 корзину винограда, а с другого-60 таких же корзин. Со второго участка собрали на 216 кг винограда больше, чем с первого. Сколько кг винограда собрали с каждого участка?
Два грузовика перевезли 77 т груза, сделав одинаковое число рейсов, Сколько тонн груза перевез каждый грузовик, если один грузовик перевозил за рейс 3 т, а другой – 4 т?
Обобщение и систематизация знаний
Заполните на рабочем листе схему «Задачи с пропорциональными величинами»
Подведение итогов: итог деятельности студентов. Заполните пропуски: моя оценка за урок; У меня сложилось общее представление о задачах с пропорциональными величинами.
Домашнее задание: используя информацию на сайтах, опыт учителей разработайте дифференцированные задания с целью построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении и одаренными детьми по теме «Решение составных задач»
Запишите задачу кратко, определите ее вид, выполните разбор и решение по действиям с пояснениями: В бензобак «Жигулей» залили 36 л бензина, а в бензобак «Волги» - 64 л. За весь бензин заплатили 4000 руб. Сколько заплатили за бензин для каждой машины?