Юмашева Е.П., методист по
опытно-экспериментальной и
проектно-исследовательской
деятельности МБОУ ДОД ЦДОД
г. Тамбова
Инновационные процессы реализуются сегодня практически во всех сферах человеческой деятельности. Новые веяния времени требуют и от педагога дополнительного образования постоянной активной позиции и выхода за рамки своего узкого мирка преподавания в конкретном детском объединении.
Если раньше для педагога главными были специальные и методические знания, позволяющие ему осуществлять образовательный процесс на профессиональном уровне и добиваться его высокой эффективности; достаточно было владеть педагогической техникой, иметь педагогическое мастерство, то для перехода в инновационный режим определяющим является готовность педагога к инновациям и приоритетными становятся знания современных психолого-педагогических концепций, общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания, технологические знания не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий.
Что подразумевается под термином «инновационная деятельность»?
Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.
Инновация – это принципиально иной подход на основе новой идеи, существенно меняющий сложившиеся образовательные технологии, обусловливающий новый тип школьной организации.
По сути своей новизна всегда относительна. Новшество не обязательно является чем-то новым, но обязательно чем–то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.
Инновации педагога могут быть представлены в виде:
- абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов),
- относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).
Источником инновационных идей педагога может служить:
- неожиданное для самого педагога событие (успех, провал, как толчок к развитию деятельности);
- различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами, желаниями и практическими действиями педагога);
- потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);
- изменениями в ценностях и установках детей (влечет за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения) и т. д.
Инновационная деятельность педагога зависит:
- от уровня личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности:
• личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);
• специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их решения).
2. от существующих в конкретном образовательном учреждении условий:
• финансовая заинтересованность: доплаты, премии;
• благоприятный морально-психологический микроклимат и творческая атмосфера;
• помощь в получении информации об инновационных технологиях;
• содействие администрации учреждения отношениям сотрудничества педагога с учащимися и коллегами.
Содержание инновационной деятельности педагога может быть следующим:
1. Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе.
2. Разработка авторских программ, курсов, методик, технологий, проектов, методической продукции.
3. Проведение учебных занятий в инновационных формах.
4. Проведение мастер – классов.
5. Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности.
Для осуществления инновационной деятельности педагог может работать единолично или педагоги могут объединяться в группы:
- МО по определенной теме или направлению деятельности;
- проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединяются для определенных задач по организации и осуществлению образовательного процесса.
Каким образом педагог может отчитаться о своей инновационной деятельности?
Существуют разнообразные формы ознакомления с ходом, способами и результатами инновационной деятельности:
Творческие отчеты позволяют оценить общую результативность инновационной деятельности, увидеть отличия, которые приносит с собою инновация в жизнь коллектива, учащихся, их родителей.
Открытые мероприятия позволяют непосредственно познакомиться с творческой деятельностью педагога.
Методические выставки позволяют знакомиться с новыми наработками педагогов коллектива, предлагают материалы, которые могут использовать педагоги, осваивающие какую-либо инновацию.
Тематические консультации (школа молодого педагога) позволяют другим заинтересованным педагогам образовательных учреждений получать дополнительную информацию по различным инновациям.
Проблемные семинары представляют особый интерес для тех, кто в процессе освоения инновации уже почувствовал потребность в более глубокой теоретической подготовке.
Одной из нетрадиционных форм инновационной деятельности является инновационная площадка.
Процесс внедрения инновационных технологий в образовательную деятельность должен начинаться с формирования теоретической готовности педагогов к внедрению в образовательный процесс проектной, исследовательской деятельности. Здесь немаловажную роль играет работа Методической службы, которая должна:
- подготовить библиографический перечень литературы по проектной, исследовательской деятельности; учебно-методическую литературу;
- организовать подписку на периодические педагогические издания;
- создать банк методических материалов по проектной, исследовательской деятельности на бумажных и электронных носителях;
- проводить методические совещания, где будет освещаться вопрос повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования;
- проводить регулярные консультации по вопросам инновационной деятельности;
- проводить обучающие семинары на уровне учреждения.
Немаловажную роль в формировании теоретической готовности педагога к инновационной деятельности имеет его самообразование.
Но самым главным фактором инновационной деятельности является инициатива педагога, его мотивация к собственному профессиональному развитию, постоянному самосовершенствованию, которое проявляется в использовании в собственной практике новшеств, стремлении повысить качество работы, применении новых, в том числе самостоятельно разработанных методик и дидактических средств.
|