Submitted by Наталья Александровна Сукачева on чт, 01/05/2014 - 01:54
Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени. Интеграция, комплексный подход необходим для решения экологических, экономических и социальных проблем общества. В наше время взаимосвязь природы и человека особенно актуальна. При анализе происходящих событий в мире, пересекаются предметные области географии, физики, химии, математики, биологии, истории, экологии, литературы. Обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами.
Интегрированный урок - это специфическая форма занятия. Главное на нем - это изучение междисциплинарных объектов. Именно на таких занятиях обучающиеся имеют возможность получения глубоких и прочных знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события и явления. На интегрированном уроке имеется широкая возможность для синтеза знаний, формирования умений использования знаний из одной отрасли в другой. Это, в свою очередь, стимулирует аналитико-синтетическую деятельность обучающихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умение анализировать, сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности. Благодаря всему этому достигается целостное восприятие действительности как необходимая предпосылка целостного мировоззрения. Именно на интегрированном уровне формируются умения, развиваются мышление, память, воображение, происходит сознательное усвоение социальных норм, вырабатываются убеждения. Интегрированным урокам присущ значительный образовательный и воспитательный потенциал, который успешно реализуется при следующих дидактических условиях:
а) правильное вычленение объекта изучения;
б) тесное сотрудничество учителей при подготовке занятия;
в) руководство работой обучающихся, готовящихся выступать на занятии (архивариусы, дублеры, статисты и др.);
г) активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах занятия;
д) правильный выбор формы проведения урока;
е) обязательное использование приемов обратной связи.
Данная разработка «Лекарственные растения Ростовской области» - это интегрированное занятие, включающее в себя знания из области биологии, географии и экологии. По типу – это занятие повторения и обобщения знаний. Возраст детей 12-14 лет, учитывая возрастные и психологические особенности детей данного возраста в целях совершенствования знаний, умений и навыков используется метод познавательной игры. Данный метод проведения занятия вовлекают детей в обсуждение поставленной проблемы, учит анализировать факты, слушать и понимать иное мнение.