Официальный сайт aktuell 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Mетодическая разработка

Фото пользователя Наталья Александровна Нестерова
Submitted by Наталья Александровна Нестерова on вс, 27/04/2014 - 23:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Нестерова Н.А.
Место работы, должность: 

моу гимназия №3 г. Ярославль

Регион: 
Ярославская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p>Основные результаты среднего общего образования определяются Федеральным государственным образовательным стандартом. Кроме личностных, предметных результатов в образовательной программе в настоящее время заложено формирование и метапредметных результатам обучения русскому&nbsp; языку. Метапредметные результаты подразумевают формирование прежде всего способностей к самостоятельной организации дальнейшего образовательного развития ребенка.</p> <p>На сегодняшний день, в связи с увеличением информационного потока, становится невозможным дать весь объем материала на уроке, однако мы можем сформировать навыки и умения поиска информации и работы с ней, которые позволят учащемуся продолжить обучение самостоятельно.</p> <p>Одним из метапредметных результатов, которые я формирую на уроке русского языка, во внеурочной и внеклассной деятельности является смысловое чтение, включающее &laquo;умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку / по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов&raquo;. Смысловое чтение включает в себя три основных аспекта, являющихся критериями оценки уровня его сформированности, а именно:</p> <ul> <li>&nbsp;поиск информации и понимание прочитанного;</li> <li>&nbsp;преобразование и интерпретация информации;</li> <li>&nbsp;оценка информации.</li> </ul> <p>Формирование умения смыслового чтения является сложным, комплексным процессом, который заключается в синтезе множества различных навыков и умений, и при отсутствии хотя бы одного из них умение смыслового чтения считается несформированным. В работе сделана попытка описать формы и методы формирования навыков смыслового чтения на уроке русского языка, риторики &nbsp;и во внеурочной деятельности.</p>

Муниципальное образовательное учреждение

г. Ярославля гимназия №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

методическая разработка

Создание условий для формирования у обучающихся метапредметного навыка смыслового чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Нестерова Наталья Александровна,

учитель русского языка и риторики,

высшей квалификационной категории,

МОУ гимназии №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ярославль, 2013

 

 

Оглавление

 

Введение. 3

I.     Формирование читательской деятельности и основ смыслового чтения в современной школе. 4

II. Возможности УМК под редакцией С.И. Львовой по русскому языку 5 класса и учебника Т.А. Ладыженской  «Школьная риторика» по развитию навыков осмысленного чтения и работы с текстом. 5

III. Формирование основ смыслового чтения в ходе реализации программы надпредметного курса «Техника осмысленного чтения». 6

IV. Возможности реализации программы «Техника осмысленного чтения» на основе речеведческих навыков и умений, полученных на роках русского языка и риторики. 11

V. Эффективность работы Выводы…………………………………………………………….   15

Список литературы.. 17

 

 

 

Введение

 

Тексты вокруг нас. Они повсюду. Как бы сильно в настоящее время не были развиты информационные потоки через видео- и аудиотехнику, считывание глазами буквенной информации остаётся основным средством обучения современности. Чтение как инструмент познания мира играет в жизни людей огромную роль. При этом в условиях мощных потоков информации существует огромное количество избыточной информации, и наша задача заключается в том, чтобы научиться отсеивать этот избыток и выбирать существенно – новые знания. Сделать это можно путём организации чтения, развития способности извлекать значимую, ценную информацию в существенно сжатые сроки.

Основой успешного обучения ребёнка в школе, показателем его умения учиться является уровень сформированности навыков чтения.

Стандарты Второго поколения определяют, что выпускник школы должен уметь работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное,  уметь преобразовывать и интерпретировать информацию,  извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном, а самое главное быть способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на другой.

Цель методической разработки: опытная проверка системы работы по формированию основ смыслового чтения.

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что:

  • Современному обществу необходима компетентная личность, владеющая умениями самообучения, получения необходимой информации из различных источников;
  • Ученики приходят из начальной школы в основную с неотработанными навыками чтения, выпускники сталкиваются с трудностями при выполнении заданий по текстам, предлагаемым на ЕГЭ и ГИА;
  • В 21 веке формируется новый подход к чтению как к методической проблеме - необходимость и важность обучения пониманию текста на всех учебных предметах;
  • Современной школе предстоит реализовать одно из ключевых положений Концепции ФГОС второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
  • Учителя русского языка ощущают потребность в разработанной системе заданий, направленной на совершенствование чтения на уроках словесности.

В данной работе представлена программа надпредметного курса для 5-ого класса «Техника осмысленного чтения» и система упражнений по развитию навыков чтения на уроках русского языка. Программа курса была разработана в 2010 – 2011 году в МОУ гимназия №3 г. Ярославля для учащихся 5-ого класса, в настоящее время она второй год проходит апробацию в данном учебном заведении, в 2012 году была представлена в Муниципальной системе образования. Эта работа проходила в несколько этапов:

  1. Соотнесены результаты освоения образовательной программы по литературному чтению с реальными достижениями учащихся;
  2. Рассмотрены возможности УМК под редакцией С.И. Львовой по русскому языку и программы Т.А. Ладыженской «Школьная риторика» в достижении планируемых результатов работы с текстом в 5-ом классе;
  3. Разработана надпредметная программа курса «Техника осмысленного чтения» для 5-ого класса;
  4. Описаны приёмы работы с текстом, которые возможно использовать на уроках как русского языка, так и других предметов для формирования стратегии смыслового чтения.

 

Гипотеза: предлагаемая система интегрированного обучения работы с текстом даст возможность формировать у обучающихся познавательные универсальные учебные действия.

I.                   Формирование читательской деятельности и основ смыслового чтения в современной школе.

Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. В пособии для учителей под ред. А.Г. Асмолова даётся следующее определение грамотного чтения: это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развитие знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.

Вопросы обучения смысловому чтению не один десяток лет обсуждаются на страницах методических журналов. Эта проблема не нова. В трудах Е.И. Заики разработан эффективный комплекс упражнений, направленный на формирование у ребёнка интереса к процессу чтения, формирование устойчивого внимания, зрительной и слуховой памяти на слова. Вопросы перекодировки текста в графы-таблицы или планы, схемы рассматривалась И.В. Усачёвым в 1990 гг. В работе с вопросами к тексту часто используют классификацию Б. Блума, в которой выделяются 6 типов вопросов:

  1. Простые вопросы.
  2. Уточняющие вопросы.
  3. Объясняющие вопросы.
  4. Творческие вопросы.
  5. Оценочные вопросы.
  6. Практические вопросы.

Модель «идеального читателя», разработанная Г.Г. Граником, С.М. Бондаренко, стала основой программы обучения пониманию текста О.В. Соболева 2006г.

До настоящего времени обучение читательским навыкам реализовывалось через стандарты 2004 года по русскому языку и литературе. В результате освоения содержания основного общего образования учащийся должен был получить возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры являлось необходимым условием развития и социализации школьников.

 Важное отличие универсальных учебных действий в их переносимости с одного учебного предмета на другой и на социализацию ребёнка в целом, в овладении чтением как средством формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их интеграции.

 

 

 

 

II. Возможности УМК под редакцией С.И. Львовой по русскому языку 5 класса и учебника Т.А. Ладыженской  «Школьная риторика» по развитию навыков осмысленного чтения и работы с текстом.

 

В гимназии №3 расширение предметов гуманитарного цикла велось через предмет Риторика. Но опираться на данный курс при формировании навыков смыслового чтения оказалось трудно. Курс «Школьная риторика» только знакомит с приёмами работы с текстом, но не даёт возможности отрабатывать их. Обучение осмысленному чтению предполагается лишь при изучении темы «Учимся читать». В  этом  учебнике  большое  место  занимают  задания,  требующие  активного речевого  поведения,  разыгрывания  речевой  ситуации,  создания  речевых жанров  на  основе  описанной  ситуации  или  рисунка,  помещённого  в учебнике.   При редактировании информации ученики учатся определять тему текста, основную мысль текста и микротемы текста, подбирать разные виды заголовков, составлять план текста. Даётся понятие вторичного текста, приёмов сжатия текста. При этом авторы учебника предлагают ученику оценить свою работу на уроке.

В авторской программе вводятся такие понятия как чтение про себя, скорость чтения, уровень усвоения информации, качество чтения, вводит понятия стиля и жанра, новая информация и полезная информация, диалог с автором через вопросы до текста, во время чтения текста и вопросы после прочтения для осмысления прочитанного.  Автор учебника после упражнения даёт вопросы, направленные на осмысление внутренних чувств читателя, для осознания «полезности» полученной информации в жизни, даёт советы читающему.

Рассмотрим с тех же позиций учебник по русскому языку для 5-ого класса под редакцией С.И. Львовой. В  2009 году МО учителей русского языка приняло решение перейти с УМК под ред. В.В. Бабайцевой на УМК под редакцией С.И. Львовой. Причины этого кроются прежде всего в разработанной системе заданий последнего УМК по формированию навыков работы с текстом.

В учебнике под редакцией С.И.Львовой текст является объектом пристального внимания не только в процессе изучения раздела «Текстоведение», но и на каждом уроке русского языка. Учебник С.И. Львовой включает богатый текстовый материал, предназначенный для работы по орфографии и пунктуации, языковых разборов, типологического и частичного стилистического анализа. Но какой бы ни была ведущая цель работы, она включает следующие необходимые этапы: выразительное чтение и смысловой анализ текста. Показателем достаточного осмысления прочтённого текста является способность учащихся сформулировать тему и основную мысль текста, умение подобрать соответствующий содержанию заголовок, ответить на вопросы по содержанию. Смысловой анализ текста сопровождается подробными пояснениями, особое место отведено работе с текстами, содержащими важные теоретические сведения и необходимые рекомендации, руководство к действию.

Система вопросов и заданий к тексту ориентирует учащихся на осознанное овладение учебным материалом: помогает осмыслить цели изучения конкретной темы, тренирует умение извлекать из текста необходимую информацию, активизировать аналитические способности. В содержании заданий предлагаются наиболее целесообразные формы работы с теоретическим материалом параграфа, способствующие успешному его усвоению. (Приложение № 1)

В данном учебнике предлагается система работы, связанная с развитием и совершенствованием навыков чтения, а также и других видов речевой деятельности, и прежде всего – с развитием способности создавать собственные устные и письменные высказывания, так как это один из основных способов демонстрации умения понимать и усваивать прочитанное.

В Примерной Основной Образовательной программе Основного общего образования определяется в качестве условия для успешного качественного образования и последующей социализации личности сформированный навык чтения.

 

 

III. Формирование основ смыслового чтения в ходе реализации программы надпредметного курса «Техника осмысленного чтения».

1. Программа: содержание и структура.

Пояснительная записка.

Методическая наука закрепила в терминах чтение осмысленное и чтение беглое две стороны деятельности по восприятию письменного текста: интеллектуальную и техническую. Обучение ребёнка осмысленному чтению, анализу и пониманию высказываний осуществляется в течение всех школьных лет на различных уроках.   Есть прямая зависимость между скоростью чтения и успешностью учебной деятельности.   Пятиклассники – отличники читают со скоростью 150 слов в минуту, «хорошисты» – 120 слов в минуту, а у «троечников» она составляет 90 слов в минуту.

Техника чтения – это озвучивание текста внешней (при чтении вслух) или внутренней речи. Хорошая техника чтения предполагает правильное и быстрое осуществление этого процесса. Традиционное формирование техники чтения считается задачей начальной школы. Программа средней школы декларирует данную цель, однако отсутствие критериев беглости применительно к 5 и 6 классам и, главное, перспектив данной работы в 8 – 9 классах не способствует решению этой методической проблемы.

Целью совершенствования и техники чтения в средней школе должно стать обучение зрелому чтению, существенными чертами которого являются высокая скорость в зависимости от речевой ситуации. Текст – это особый, специфический вид общения, цель которого понять автора. В процессе, ведущем к пониманию, как бы взаимодействуют две силы: сам  текст и то, что происходит в психике человека во время восприятия читаемого. Читатель воспринимает текст через сигналы, его составляющие. Это и слова и словосочетания, и предложения. Заголовок, шрифт, деление текста на абзацы. Источник текста, фаты, библиографические данные. Поэтому понимание текста зависит, во-первых, от умения читателя воспринимать обращенные к нему сигналы, во-вторых, от умения на них реагировать. За текстом всегда стоит автор, поэтому ученика надо учить вести диалог с ним.

Основная образовательная программа для основной школы предлагает междисциплинарные программы, одна из которых «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»[1]. В ней определены и планируемые результаты освоения (Приложение  №2).

Для достижения данных результатов для обучающихся в 5-ом классе предлагается надпредметная программа «Техника осмысленного чтения».

Цель курса: овладение чтением как средством формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их интеграции в другие учебные предметы.

Задачи курса:

  • обучению чтению как способу общения с автором текста;
  • определение параметров чтения: скорость, коэффициент усвоения содержания, продуктивность;
  • обучение видам чтения, предполагающим высокую скорость;
  • ознакомление с правилами скоростного чтения;
  • усвоение приёмов улучшающих понимание текстов научного, художественного стилей;
  • совершенствование умственной переработки прочитанного;
  • выбор стратегии чтения в зависимости от конкретных задач.

Формы организации занятий.

Каждое занятие проходит в практической работе. Для повышения интереса к курсу часть тем планируется проводить в виде игры. На каждом занятии проводится зарядка для глаз. Курс заканчивается разработкой комплекта опорных схем по работе с текстом.

Оценка успешности освоения курса.

Проводится тестирование и анализ умений работы с текстом диагностический, промежуточный и итоговый.

Учебная программа курса.

Тематическое планирование по курсу «Техника осмысленного чтения».

тема

примечание

1

Определение целей и задач курса.

 «Что» и «зачем» я буду изучать.  Как мы читаем?

Чтение текста.

 Определение начальной скорости чтения текста и понимания его содержания после первого прочтения.

 

2

Особенности традиционных методов чтения.   

Пять способов чтения

 

Изучение объема читаемого текста и бюджета времени, коэффициента понимания.

1) углубленное;

2) быстрое;

3) панорамное быстрое;

4) выборочное;

5) чтение-просмотр и чтение-сканирование

3

На пороге текста. Внимание к слову, слова в контексте, знакомство с заголовком, что такое эпиграф.

Виды заголовков.

Практическая работа по подбору эпиграфа к тексту.

4

Что значит прочитать текст? Погружение в текст.

 

5

Алгоритм чтения.

Практическая работа. Способы запоминания информации о тексте.

6

Ключевые слова и смысловые ряды.

Исследовательская работа.

7

Процесс перекодировки текста.

Определение основной мысли текста.

Практическая работа по перекодировки текста в план, кластерный план, схему, график.

8

Диалог с автором. Работа с вопросами.

 

9

Как читать учебную статью?

Составление алгоритма.

 

10

Анализ текстов заданий в учебниках разных дисциплин.  Работа с вопросами.

 

11

Внимание — катализатор чтения. Основные причины невнимательности.

Как управлять своим вниманием?

Упражнения для тренировки внимания.

Три вида внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание.

 

12

Что такое память? Произвольная, непроизвольная память; механическое, осмысленное запоминание. Тренировка памяти при чтении.

Урок-игра.

13

Зрительное восприятие текста.

Развитие периферического зрения.  Зарядка для глаз.

 

14

Что такое артикуляция?

 Речь внешняя и внутренняя

Эксперимент.

15

Как читать художественную литературу?

Выразительное чтение

16

Включите воображение!

Пути развития эмоционального воображения.

 

17

Когда текст прочитан.

Завершающие шаги понимания текста

2. Образовательный потенциал учебных заданий.

Неумение трудиться в жизни, нежелание прикладывать старания, пассивность ума тоже воспитываются. Этому способствует знаниевая парадигма образования. Современная система образования декларирует совсем другие цели: личностно-ориентированная направленность обучения, деятельностный подход в образовании и воспитании. Новые цели требуют новых технологий и новых форм работы.

Одной из задач, решаемых гимназией №3 в период перехода на Новые Стандарты, является задача обучения и педагогов, и учащихся приёмам работы с текстом. Работая в 5-ом классе, я имею возможность формировать у учащихся навыки смыслового чтения, приёмы работы с текстами различных стилей на уроках риторики, русского языка, а также на занятиях курса Основы религиозных культур и светской этики. Проводимая мною работа во всей параллели 5-ых классов по работе с текстом, подхватывается учителями – предметниками и на других учебных предметах, а мною продолжается в среднем и старшем звене на уроках русского языка и элективных курсах. Итоги 1-ого года работы по интегрированному обучению работе с текстом были представлены педагогическому коллективу на методической ярмарке «Обучение успехом».

 

 

Пример заданий

Формируемые УУД

1

Задайте вопрос к части текста и предположите вероятный исход события (попробуйте ответить на свой вопрос).(Приложение №3)

Умение вести диалог с автором, формулировать основную мысль текста.

2

Вопросы на постановку цели

Целеполагание: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

3

Тест «Как вы читаете» (приложение №4)

Самоконтроль

4

Прочитайте текст один раз (Приложение №5), ответьте на вопросы.

Действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

5

1.Отделите слова от псевдослов (авангард, арьергард, фельдъегерь, подъегерь).

2.Восполнение пропусков слов в предложении.

3.Выяснение значения непонятных слов в тексте.

Оценка

Анализ

Давать определение понятиям.

6

Найдите в тексте слова, употреблённые иронически – в противоположном значении. (Приложение текст № 6)

 

Поиск и выделение необходимой информации в тексте

7

Внимательно прочитайте текст. Найдите в тексте утверждение, которое высказано как предположение. Найдите слово, которое об этом свидетельствует.

Оценка

Синтез

Анализ

8

 Попробуйте продолжить предложение. На что вы обратили внимание при составлении предложений:

Она выросла в громадном городе, где….

Ему нравилось думать, хотя….

Несколько недель участники экспедиции готовились к тому….

 

Данный вид деятельности помогает учащимся избегать фактических ошибок при пересказе, изложении текста.

9

Напишите небольшой рассказ (3-4 предложения) по данному предложению:

Разыгравшиеся на морозе дети, же не чувствовали холода.

Поваленная в прошлом году ива, продолжала жить.

 

  Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 

Искусство чтения предполагает умение обрабатывать информацию различными способами, применяя каждый в нужный момент времени. Назовём основные способы чтения:

1. Углублённое (аналитическое) чтение.

2. Быстрое чтение.

3. Панорамное быстрое чтение.

4. Сверхбыстрое чтение.

5. Чтение – просмотр.

Умение разбираться в характере текста и владение навыками каждого из способов чтения, применять их в зависимости от поставленной задачи характеризует опытного читателя. На уроке мы знакомимся с правилами быстрого чтения. Особое внимание уделяем выработке умения концентрировать внимание.

Этой теме будет посвящён отдельный урок №10, но мы на каждом уроке рассредоточено проводим упражнения по концентрации внимания.

Например, упражнение «Изучение предмета», «Чтение неинтересной книги»

Следующий этап обучения технике смыслового чтения – это обучение приёмам работы с заголовком.

Мысленная обработка заголовка – первый шаг к уяснению идеи автора. Заголовок настраивает на последующий диалог с автором (до чтения и в процессе чтения), в ходе которого происходит постижение содержания и его главной мысли. Завершается эта работа на третьем этапе – после чтения текста, когда понятое фиксируется с помощью плана, конспекта, краткого пересказа прочитанного. (Фрагмент урока Приложение № 7)

 

 

 

Пример заданий

Формируемые УУД

1

Анализ заголовка до начала чтения может строиться как ответ на ряд вопросов:

Что нам уже известно об этом?

Что можно предположить по заголовку?

 

Организация исследования с целью проверки гипотезы;

2

Придумать заголовок

Обобщение понятий;

Рефлексия

3

Дать одному тексту разные названия указывающие время события, действующее лицо, характеризующее главную мысль, тему

Строить логическое рассуждение, объяснять явления, процессы;

Структурировать тексты.

4

Выбрать заголовок один из данных (один отражает содержание слишком широко, другой – недостаточно, третий – точно).

 

Делать умозаключения

Объяснять явления, процессы.

5

Вспомните заголовки:

 а) выражающие главную мысль произведения;

б) сформулированные в  виде вопроса;

в) передающие эмоциональное состояние автора;

г) обозначающие место, время действия или имя персонажа.

 

Рефлексия.

Развитие умения выделять концепт (основную идею).

Развитие читательского воображения.

6

Диалог с текстом (Приложение № 8)

 

Выявление связей причин и следствий, установление сходств и различий, выяснение правдоподобия и неправдоподобия; выделение главной мысли и создания её словесной формулировки. Формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое.

 

В тоже время мы понимаем, что чтение требует от читателя определённой психологической установки – поэтому мы вводим такое понятие как алгоритм чтения.  При использовании алгоритма чтения формируется такой навык чтения, который предусматривает заданную последовательность действий в соответствии с блоками алгоритма. Чтение по алгоритму делает возможным перенесение навыков, полученных в рамках надпредметного курса, на другие образовательные предметы и использование их в жизни.

Выделяют 7 блоков алгоритма чтения:

1. Название книги, статьи

2. Автор

3. Источник и его данные

4. Проблема

5. Фактографические данные

6. Особенности излагаемых в тексте процессов, критика

7. Новизна излагаемого материала и возможность его использования в практической работе.

Таким образом, чтение по алгоритму – организованный и целеустремлённый процесс, в котором информация, получаемая во время чтения, раскладывается и сортируется по блокам. Для учеников 5-ого класса мы упрощаем формулировку, например, 4 и 6 блоков, и предлагаем зрительный образ – картинку для запоминания. Для отработки алгоритма чтения мы предлагаем тексты (приложение № 9).

Но что же такое понять текст? Понять текст – понять его смысл, найти «золотое ядро».

Обучение находить ключевые слова, смысловые ряды и формулировать суть текста необходимо для пересказа, сжатого изложения и постижения смысла текста. Первый шаг к пониманию – это прежде всего выделение в тексте непонятного и формулировка его в виде вопроса. Этому умению надо обучать. С этой целью мы описали систему заданий, направленных на формирование разных форм работы с вопросами

 

Пример заданий

Формируемые УУД

1

Учащимся предлагается текст – письмо. Задание: на основе данного текста напишите открытку, передав основную информацию, а затем – телеграмму, сжав текст до одного – двух предложений (Приложение №10).

 

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

2

Подчеркнуть ключевые слова и сформулировать суть текста – «доминанту».

Восстановить текст по ключевым словам. (Приложение №11)

 

Смысловое чтение

Сжатие текста.

Развитие воображения.

Восстановление текста.

3

Задания, которые требуют от школьников ответа на поставленные вопросы.

Смысловое чтение

Анализ

4

Задания, требующие самостоятельной постановки вопросов к тексту.

 

Основы ознакомительного, изучающего, усваивающего, поискового чтения.

Умение задавать вопросы.

5

Задания, стимулирующие возникновение вопросов по ходу чтения

 

6

Задания на самостоятельное ведение диалога с текстом.

 

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

7

Учащимся предлагается текст.

Задача: схематично (в виде кластерного плана) отобразить микротемы текста.

 

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

Умение читать сплошные и несплошные тексты.

Развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект, схему, кластер, план.

 

8

Учащимся предлагается общая схема структурирования текста и текст познавательного характера.

Задание: составить и заполнить таблицу.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Структурирование знаний.

Умение «перекодировать» текст из одной знаковой системы в другую.

 

Последний вид заданий мы можем отнести и к заданиям, завершающим постижение текста. На последних уроках курса мы обучаем ребят пересказу, составлению плана и конспекта.

Основной приём обучения составлению плана – это показ на примере, каким должен быть план. На примере мы показываем и как формулируются заголовки. Работая с такими заголовками, дети должны не только видеть в них образец, но и определять, к какой части текста относится каждый из них.

Другим распространённым приёмом обучения является методика восстановления текста. Мы предлагаем комбинированную методику обучения умению составлять план. (Приложение №12)

Цель обучения пересказу в школе – научить ребёнка передавать основную информацию текста без искажения замысла автора. Здесь целесообразно проводить работу по ознакомлению учащихся с приёмами сжатия текста, поисками доминанты текста.

К концу изучения курса «Техника осмысленного чтения» у ребёнка должен сформироваться набор универсальных учебных действий по работе с текстом, которые он может применять на любом учебном предмете.

В рабочих тетрадях у обучающихся отображается система работы с текстом, основные приёмы и памятки. (Приложение №13)

 

IV. Возможности реализации программы «Техника осмысленного чтения» на основе речеведческих навыков и умений, полученных на роках русского языка и риторики.

 

В работе сделана попытка сгруппировать задания, в соответствии с требованиями программы стратегии смыслового чтения (ФГОС).

Ставя перед учащимися задачу,  прочитать текст, учитель должен максимально конкретизировать эту задачу, исходя из тех функций, которые присущи чтению как виду речевой деятельности:

I тип заданий: поиск информации и понимание прочитанного – читать, чтобы знать (познавательная функция);

II тип заданий: интерпретация информации – читать, чтобы уметь (регулятивная функция);

III  тип заданий:  оценка информации  –  читать, чтобы получить эмоциональное наслаждение (ценностно-ориентационная функция), понимать возможность практического применения полученной информации.

Если задачи урока связаны  с получением новых знаний, то чтение реализуется в познавательной функции.  Следовательно,  задания для учащихся будут направлены на поиск той или иной информации и её осмысление:

  • прочитать и найти то или иное определение,
  • прочитать и перечислить все признаки изучаемого явления,
  • прочитать и определить (где? что? почему?),
  • прочитать и найти подтверждение или опровержение той или иной мысли,
  • вспомнить, что было известно ранее о том или ином факте,
  • осознать новое.

В процессе выполнения подобных типов заданий учащиеся включаются в содержательный и смысловой поисковых знаний, что обеспечивает целенаправленный характер чтения.  Как правило, решение заданий такого характера требует использования приёмов изучающего и ознакомительного чтения.

Если образовательной задачей является формирование предметных УУД, то чтение реализуется в регулятивной функции. Задания для учащихся будут направлены на осознание правил, на овладение приёмами действий при решении учебных задач:

  • прочитать и определить, что неправильно сделано и почему,
  • прочитать и составить план выполнения задания.

 В данном случае учащийся должен пользоваться приёмами ознакомительного (реже изучающего) чтения.

Задания типа: прочитать наиболее понравившиеся вам строки, выразить своё отношение к прочитанному, найти разгадку выразительности прочитанного, объяснить смысл того или иного выражения – реализуют прежде всего ценностно-ориентационные функции чтения.

I - поиск информации и понимание прочитанного

На уроках русского языка перед учителем стоит задача научить ученика приёмам осмысления и анализа текста, способствующим более глубокому проникновению в его содержание. Одним из основных способов достижения этой цели является постановка вопросов: после прочтения либо до прочтения текста.

Постановка предварительных вопросов помогает добиться:

  1. Целесообразного изменения плана текста при его пересказе.
  2. Сравнения содержания изученного текста с ранее усвоенным материалом.
  3. Установление причинных связей между явлениями.
  4. Развития умения рассуждать и делать самостоятельные выводы.

Приведём фрагмент урока – подготовка к свободному диктанту.

 (Приложение № 14)

По работе над формированием навыков смыслового чтения необходимо использовать методики и приёмы, которые будят сознание ребёнка, ставят перед ним проблемную ситуацию. Программа предполагает как традиционные, так и инновационные подходы к данному процессу:

 

Традиционные

Инновационные

листы опорных сигналов (ЛОС);

планы: 

простой (информативный), развернутый, картинный,  смысловой, тезисный;

таблицы:

сравнительно-обобщающие,

конкретизирующие,

синхронистические;

многоуровневый анализ текста.

 

ключевые слова,

перепутанные логические цепочки;

кластеры,

инсерты,

денотатные графы,

синквейны,

фишбоуны,

кейс-стадии,

бортовой журнал,

шляпы мышления.

 

При обучении чтению на разных предметах интеграция происходит на уровне технологий, методик и приёмов работы с текстом. Технология развития критического мышления через чтение и письмо более применима для этой задачи. Вот некоторые приёмы РКМ:

  • Работа по предвосхищению содержания текста.
  • Предположите, о чём будет текст с данным заголовком?
  • Используя графические знаки (! ? О + -), поработайте над текстом.
  • Составьте рассказ по ключевым словам.
  • Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
  • Возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям;
  • Ответы на поставленные вопросы; написание творческих работ: синквейнов, эссе, диамант; исследования отдельных вопросов темы и т.д.[2]

Наиболее важным и сложным приёмом работы с текстом считаю приём самопостановки вопросов читателем. Этот приём позволяет рассматривать чтение и понимание учебного текста как решение мыслительной задачи, суть которой заключается в умении обнаружить и решать те проблемы, которые составляют содержание текста.

Рассмотрим один из путей реализации описанного приёма.

Учитель читает вслух текст, делая остановки, во время которых он обращается к классу с вопросами, например:

  1. О чём теперь вы хотели бы узнать?
  2. Какие вопросы здесь возникают?
  3. О чём будет говориться далее?
  4. Как эта мысль раскрывается далее?
  5. О чём это говорит?
  6. На какой вопрос это отвечает?
  7. Какая мысль раскрывается в этой части текста?
  8. Подтвердилась ли ваша догадка?

 

II - интерпретация информации

Рассмотрим фрагмент урока программы ОРКиСЭ модуль Православие «Монастырь».

Задания:

1. Рассмотрите фотографию человека.

Кто он? (Монах)

Во что он одет?

Предположите, почему одежда монаха такого цвета, такой формы.

2. Прочитайте текст рубрики «Это интересно» и проверьте, верны ли были ваши предположения?

3. Почему последние слова текста выделены курсивом?

Данное задание учит, внимательно относится к иллюстративному материалу и графическому оформлению текста, соотносить тот и другой материал, делать предположения и подтверждать его словами из текста.

Особый вид текстов -  задания к упражнениям. Работа с таким видом текста требует от учащегося различных приёмов чтения: либо изучающего (если требуется воспроизвести задание после чтения, определить основную часть задания, последовательность его выполнения), либо ознакомительного (если нет установки на последующее воспроизведение, если количество конкретных заданий невелико, а их характер не требует глубокого осмысления).

Перед чтением задания к упражнению предлагаем вопросы:

  • С какого из заданий надо начинать выполнение упражнения и почему?;
  • Какое из данных заданий является наиболее трудным и почему?;
  • Какой из этого следует вывод?;
  • Какой материал необходимо повторить (или вспомнить), чтобы выполнить задание (или часть его)?;
  • Прочитайте текст задания и составьте план его выполнения.

Таким образом, мы добиваемся глубокого осмысления текста, учим школьника осознанно его воспринимать и, следовательно, более точно и правильно действовать при его выполнении.

Если же требуется обратить внимание учащихся не на всё, а лишь на определённые пункты задания, то следует нацелить учащихся на ознакомительное чтение:

«Прочитайте задания к упражнению и найдите те из них, которые связаны с изучаемой темой»;

«Прочитайте задания к упражнению, на какую часть изученного нужно опираться при их выполнении?».

Данная работа должна проводиться на любом учебном предмете. Приёмы работы с образцами заданий к упражнениям учебника убеждают в том, что один и тот же текст может быть по-разному прочитан в зависимости от характера коммуникативной задачи.

 

III – оценка информации 

Эти универсальные учебные действия могут быть сформированы в процессе выполнения специальных упражнений, в основе которых лежат такие, например, задания: изложить сжато содержание предложения, абзаца, текста, содержащего выводы (примеры, аргументы, неоднозначные суждения); прочитать предложения, в которых подчёркнуты детализирующие слова сначала полностью, потом без них (сравнить смысл); подчеркнуть слова, которые могут быть опущены.

Упражнения могут быть сформулированы так: приведите аналогичные примеры, найдите ту часть текста, которая могла бы дополнить текст изученного параграфа, что нового мы узнали по сравнению…, найдите ту часть текста, которая отвечает на вопрос…, к какому параграфу стоит обратиться при затруднении?

Часто работа с текстом предполагает разные виды работы с текстом: это и поиск информации, её преобразование и оценка.  (Приложение № 15).

Задания к тексту формируют осмысленное восприятие текста. Отвечая на поставленные вопросы, ребёнок выстраивают логическую цепочку ответов, которая может послужить отличным трамплином в его работе над сочинением.

Во время работы на этом уроке будут включены разнообразные приёмы осмысления текста:

1. Постановка перед собой вопроса и поиск ответа на него.

2. Постановка вопроса-предположения.

3. Антиципация плана изложения (предвосхищение).

4. Антиципация содержания.

5. Реципация (мысленное возвращение к ранее прочитанному, его осмысление).

Таким образом, организуя работу учащихся на уроках русского языка и других предметов, необходимо уделять пристальное внимание совершенствованию и развитию навыков чтения. Текст в данном случае является основным дидактическим средством освоения речеведческих понятий и формирования коммуникативных умений. Обучение правильному, грамотному чтению текстов обеспечивает развитие всех видов речевой деятельности в единстве, что позволяет реализовать комплексное, взаимосвязанное формирование надпредметных универсальных учебных действий.

 

Эффективность работы. Выводы.

             Основные результаты среднего общего образования определяются Федеральным государственным образовательным стандартом. Кроме личностных, предметных результатов в образовательной программе в настоящее время заложено формирование и метапредметных результатов обучения русскому  языку. Метапредметные результаты подразумевают формирование прежде всего способностей к самостоятельной организации дальнейшего образовательного развития ребенка.

На сегодняшний день, в связи с увеличением информационного потока, становится невозможным дать весь объем материала на уроке, однако мы можем сформировать навыки и умения поиска информации и работы с ней, которые позволят учащемуся продолжить обучение самостоятельно.

Одним из метапредметных результатов, которые я формирую на уроке русского языка, во внеурочной и внеклассной деятельности является смысловое чтение, включающее «умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку / по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов». Смысловое чтение включает в себя три основных аспекта, являющихся критериями оценки уровня его сформированности, а именно:

  •  поиск информации и понимание прочитанного;
  •  преобразование и интерпретация информации;
  •  оценка информации.

Стрелка вверх: Единая языковая среда гимназии Формирование умения смыслового чтения является сложным, комплексным процессом, который заключается в синтезе множества различных навыков и умений, и при отсутствии хотя бы одного из них умение смыслового чтения считается несформированным. Поэтому формирование, отработку, приведение данного навыка в умение необходимо проводить комплексом предметов. В гимназии №3 учителя работают над созданием единой речевой среды. Мною был составлен и распространён буклет «Памятка вдумчивого читателя». Цель его: отработка приёмов работы с текстовой информацией на всех предметах

На предмете «Техника осмысленного чтения» я целенаправленно учила ребят  вести диалог с текстом, использовать смысловую догадку в процессе чтения, анализировать логическую структуру текста, составлять план текста, выделять в нем ключевые, опорные слова, работать с заголовком, а также структурировать текст, используя для этого компрессию, моделировать в виде различных схем, вырабатывать систему понятий.

Стратегия диалога с текстом используется мною и во внеклассной деятельности по предмету, поскольку то новое, что воспринимают обучающиеся, должно быть соотнесено с уже имеющимися знаниями. Использовались следующие приемы осмысления текста: постановка вопросов к себе и тексту с целью вычленения известного и нового содержания, предвосхищение того, что будет сказано дальше; уточняющие вопросы; предполагаемые ответы; установление связи между имеющимися и приобретаемыми знаниями. Отрабатывая навык диалога с текстом, ученики учили не искать сразу готовый ответ в тексте, а, опираясь на собственные знания, сформулировать гипотезу и затем проверить ее. Это давало возможность развивать самостоятельность мышления, а также осуществлять самоконтроль за своими знаниями.

Формированию данной стратегии понимания способствовали проблемные задания, эвристической беседы, работа в группах, дискуссии, учебно-ролевые игры. Установка на выделение в тексте элементов нового, спорного, важного. В конце упражнений проводили обсуждение того, что же давала такая работа. Это развивало рефлексию. Ребята начинали понимать, что остановка перед чтением (работа с заголовком) не пустая трата времени, что за это время проделывалась большая работа по сопоставлению, прогнозированию, осмыслению. Критериями эффективности экспериментальной работы в нашем исследовании являлись: изменение качества знаний и развитие системы понятий ученика как субъекта деятельности; развитие творческого мышления посредством формирования системы умственных операций; развитие самостоятельной научно-поисковой деятельности, развитие критического мышления. Данные критерии определялись по следующим показателям: выявление ключевых слов и смысловой доминанты, понимание смысла (Кс) и скорость чтения текста.

Контроль скорости чтения, коэффициента понимания текста в рамках внеурочной деятельности проводился 3 раза: 1-ый и 3-ий раз учителем, 2-ой самостоятельно дома.

 

Полученные результаты показывают, что все показатели увеличились.

Диагностика

(средний показатель)

Скорость

Время

Понимание

№1

266.17

2мин

40%

№2

363

1мин 20 сек

50%

№3

746

1мин 5 сек

70%

 

Когда мы говорим о скорости чтения, мы имеем в виду и качество усвоения прочитанного. Из таблицы видно, что показатель скорости резко возрастает тогда, когда увеличивается качество понимания текста. При помощи теста «Как я быстро и внимательно читаю» были определены навыки чтения.

№  теста

Показатели

1-ый (январь)

54 балла

2-ой (май)

78 баллов

 

Анализ анкет показал, что наибольший прирост произошёл по вопросам

1 (цель чтения), 2 (умение сосредоточиться), 10 (образные представления).

В ходе работы были определены

1.  Эффективные стратегии понимания текста: диалог (система вопросов к тексту, к себе, выдвижение гипотез, нахождение ответа), компрессия материала (выявление ключевых слов, работа с заголовками, резюме), моделирование (создание схематических, рисуночных моделей текста, планов), систематизация научных понятий (установление отношений, иерархии и т.д.)

2. В классах значимо повысились показатели по методикам: выделение ключевых слов (с 17,9 до 82,5%), выявление смысловой доминанты текста (с 15 до 46 %), умение структурировать, моделировать текст, коэффициент понимания смысла научного текста (от 0,2-0,3 до 0,7-0,85), значение слов (от 2 до 4 баллов), логика связей между понятиями (от 8 до 18 баллов), чтение «про себя» (от 266 до 746 слов/мин.).

В ходе бесед, творческих заданий, встреч с родителями была высказана положительная оценка курсу.

Результаты работы по формированию навыков смыслового чтения подтверждают гипотезу о том, что предлагаемая система интегрированного обучения работы с текстом позволит развить у обучающихся познавательные универсальные учебные действия.

 

 

Список литературы

 

  1. Андреев О.А. Техника быстрого чтения /О.А. Андреев, О.Н. Хромов. – М., 2002. – 314 с.
  2. Ваганова И.А. Читать быстрее, запоминать лучше /Ярославль,  2009. – 51 с.
  3. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972. – 445 с.
  4. Граник Г.Г., Бондаренко С. М. Когда книга учит – М.: Педагогика, 1991. – 248 с.
  5. Зиганов М. Как сделать чтение продуктивным / М. Зиганов. – М..: Образование, 2000. – С. 40-64.
  6. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. Материалы к спецкурсу. – М., 1992. – 125 с.
  7. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности – М., 1965. 320 с.
  8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
  9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа  - М.: Просвещение, 2011. – 300 с.
  10. Примерная программа по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы: проект. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112 с.
  11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2011. 159 с.

 

 

[1] Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2011. 159 с.

[2] Граник Г.Г., Бондаренко С. М. Когда книга учит – М.: Педагогика, 1991. – 248 с.

 


Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн