Корабль (стулья, мягкий модуль, штурвал, паруса из картона, якорь на веревке, спасательные круги);
Золотая рыбка (большая картинка);
Картинки разнообразных коралловых рыбок;
Коробка с «кладом», расскраски морских обитателей;
Картонный ключ, разрезанный на 3 части с надписью: Клад находится в уголке, который делает нас сильными и ловкими.
Бумажный и пластиковый мусор.
Спортивные трубы;
Ведра или тазики для сбора «нефти» и мусора.
Техническое оборудование: магнитофон с записью шума моря и морских песен.
Зонтик, с прикрепленным мусором;
Снаряжение для водолаза: очки, ласты, акваланг из пластиковых бутылок;
Письмо и картинка с загрязненным водоёмом;
Наушники для радиста;
Рыболовная сеть, с прикрепленными на ней с помощью прищепок картинками морских обитателей.
Элементы костюмов: фуражка капитана, бескозырка, морские воротники –гюйсы, колпак повара.
Предварительная работа: чтение детской художественной литературы о морских путешествиях и подводном мире, рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии «В мире животных» с последующим обсуждением, чтение глав из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Пароход», «Пристань», «На пароходе есть столовая» и др.), беседы с детьми по организации и проведению сюжетно-ролевых игр, изготовление атрибутов для игры.
Беседы на темы: «Океаны», «Обитатели моря».
Просмотр документальных фильмов «Морские обитатели», «Богатства дна морского».
Рассматривание фотоиллюстраций с картин И.К.Айвазовского «Девятый вал», «Черное море».
Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана», «Рыбы морские и пресноводные»
ХОД
IОрг. момент:
Дети стоят полукругом возле воспитателя. (В.)
- Сегодня утром я получила загадочное письмо с картинкой.
Открываем, читаем письмо:
Дорогие ребята, в наши морские глубины пришла беда, спасите нас, иначе мы погибнем!
В благодарность за вашу помощь я подарю вам ключ от подводного клада, в котором вы увидите настоящие сокровища всех морей и океанов.
В.
- Интересно, кто прислал нам это письмо?
Смотрят обратный адрес:
Откуда: коралловые рифы
От кого: от золотой рыбки.
IIОсновная часть
В.:
- Что за беда случилась в море? Рыбка просит нас помочь ей, значит нам нужно немедленно отправляться в морскую экспедицию, выяснить что произошло и постараться помочь морским обитателям.
- Но на чем мы отправимся? На чем люди могут путешествовать по морям-океанам?
Дети:
- На корабле, яхте, лодке, паруснике, пароходе, лайнере и др.
В.:
- Как можно назвать этот транспорт одним словом?
Дети:
- Водный.
В.:- На каком водном транспорте мы отправимся спасать морских обитателей, вы узнаете, разгадав ребус. (Корабль)
В.:
- Вот и наш корабль уже готов к плаванию. Но у любого корабля обязательно должно быть название. Раз мы отправляемся спасать, то и название нашему кораблю мы дадим какое? («СПАСАТЕЛЬ») открывает название
- Но на нашем корабле еще не хватает главного, без этого он не сможет тронуться с места?
Предположения детей
- Без команды!
- Я провозглашаю вас командой отважного корабля «СПАСАТЕЛЬ»!
- Команда, стройся! Ровняйся! Смирно! (строятся)
- Я тоже буду принимать участие в вашем путешествие. Кем я буду, узнаете, отгадав загадку.
Все моря он бороздил,
В штиль и в шторм корабль водил.
Человек отважный, смелый,
И морское знает дело.
Покорил немало стран
Это бравый … (капитан)!
В.:
- Члены экипажа, прошу представиться всей команде доблестного корабля «СПАСАТЕЛЬ»!
Каждый ребенок выходит из строя, делая шаг вперед.
Штурман:
- Я – штурман, помощник капитана, стою у штурвала, слежу за маршрутом и приборами, выполняю все команды капитана.
Радист:
- Я – радист, держу связь с землей и другими кораблями, узнаю сводку погоды на ближайшие дни.
3. Водолаз.
- Я – специалист, умеющий выполнять работы под водой в водолазном снаряжении.
4. Кок:
- Я – кок, корабельный повар, готовлю еду для всей команды.
5. Матросы:
- Мы – матросы, несем службу на корабле.
6. Юнга:
- Я – юнга, готовлюсь стать матросом, держу палубу в чистоте и порядке.
7. Ученые-океанологи:
- Мы – ученые океанологи, берем воду на пробу и проверяем, чистая ли она, исследуем глубины океана.
8. Журналист.
- Я – журналист, буду вести репортаж о путешествии.
9. Капитан:
- Я – капитан, слежу за порядком на корабле, отдаю команды экипажу во время плавания.
В.-Капитан:
- Экипаж, прошу пройти по трапу на борт корабля и занять свои места. Нас ждут приключения. Штурман, займите место в рубке на верхней палубе у штурвала. (все «поднимаются по трапу на корабль»).
Штурман:
- Свистать всех наверх. Поднять флаг! Держим курс к коралловым рифам. Право руля! Поднять якорь! (Матрос поднимает якорь) Расправить паруса! (Все берут в руки по парусу и поднимают руки вверх) Полный вперед!
Звучит фонограмма шум моря
Матрос №1 (встает)
Я б в матросы пошел –
Пусть меня научат.
У меня на шапке лента,
На матроске – якоре.
Я проплавал эту зиму,
Океаны покоря!
Матрос№2 (встает)
Напрасно, волны, скачете
Морской дорожкой,
На реях и по мачте
Карабкаюсь кошкой.
Штурман:
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился.
Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать.
Сколько водорослей разных,
Звезд, медуз и рыб прекрасных,
Ламинарии, ежи
И ракушки хороши!
В.- Капитан:
- Спустить паруса! Вы слышали, что-то ударилось о борт нашего корабля? Что бы это могло быть? А вдруг мы налетели на подводную скалу? Нужно проверить скорей, не пробило ли дно корабля, а то корабль потонет. (смотрят, нет ли течи)
- Теперь всё в порядке, но корабль почему-то стоит на месте? У нас на борту есть специалист, который сможет установить причину. (загадка)
- Водолаз, докладывайте, почему наш корабль не движется вперед, стоит на месте?
Водолаз:
- Наш корабль сел на мель, нужно ждать прилива. (возвращается назад, снимает снаряжение)
В. – Капитан:
- Мы вынуждены ждать прилива, когда поднимется вода. Чтобы не скучать, команда, песню дружно запевай:
Вся команда поёт:
Капитан, капитан, улыбнитесь,
Ведь улыбка – это флаг корабля!
Капитан, капитан, подтянитесь!
Только смелым покоряются море!
В. Капитан.
- Внимание, команда, начался прилив, плывём дальше! Поднять паруса! Полный вперед! (шум моря усиливается)
- Тревога, тревога! Начинается шторм! Слева по борту скала! Право руля! Мы попали в бушующие волны! (имитируют качку, встают, качаются из стороны в сторону, звучит фонограмма шторма)
- Срочно спустить паруса, иначе их порвет сильный ветер!
- Кажется, шторм утихает…
В. – Капитан радисту:
- Товарищ радист, у вас поступило радиосообщение, докладывайте:
Радист:
- Поступил сигнал SOS, координаты установлены, держим курс к коралловым рифам. Полный вперед!
В.- Капитан:
- Вот мы и прибыли к тому месту, откуда поступил сигнал бедствия, это морские коралловые рифы. Бросить якорь. А вот и сама рыбка, которая звала на помощь. (выставляется рыбка). Здесь что-то не так, что-то здесь произошло, почему рыбка грязная? Что за черные пятна растеклись по поверхности моря?
- Ученые-океанологи, у вас есть ответ на этот вопрос?
Ученый-океанолог:
- Это большой танкер вез в своих трюмах нефть и наскочил на подводную скалу и получил пробоину. Нефть широко разлилась по воде и покрыла пляжи и прибрежные скалы скользкой черной пленкой.
В.-Капитан:
- Нужно срочно спасать море и очистить воду от пролившейся нефти. Ведь если не помочь, что может произойти?
Варианты детей.
- Для этого нам понадобятся очистительные сооружения.
Эстафета №1.
На полу лежат «черные пятна» - нефть. Все дети делятся на две команды. Дети по сигналу бегут к «морю», берут одно «пятно», пролезают через спортивную трубу-«очистительное сооружение» и бросают «пятно» в своё ведро. Звучит веселая морская песня. Так дети бегают, пока «пятна» не закончатся. В конце эстафеты капитан подсчитывает, от скольких «пятен» каждая команда очистила «море».
После эстафеты возвращаются на корабль, а воспитатель открывает часть рыбок.
В.-Капитан:
- Смотрите, как заблестела вода! А рыбка подарила нам часть ключа в благодарность!
- Посмотрите, слева по борту плывет странное существо. Кто это?
Медуза (в руках зонтик, увешанный мусором, воспитатель разбрасывает мусор по полу)
По волнам гуляет зонтик,
Если встретите – не троньте!
Вот так чудо, вот так диво!
Зонтик жжется, как крапива.
Для меня волн качели,
Я плыву без всякой цели
Ниоткуда в никуда,
Вся прозрачна, как вода.
Дети:
- Это медуза!
В.-Капитан:
- Что это висит на ней?
Дети:
- Мусор!
В.-Капитан:
- Откуда в море взялся мусор?
Дети:
- Люди с кораблей бросают!
В.-Капитан:
- Господа-ученые, что произойдет в море, если люди будут бросать мусор в воду?
Ученый-океанолог:
- Погибнут водоросли, погибнут усатые киты, морские черепахи вымрут, поедая целлофановые пакеты, принимая их за медуз.
В.-Капитан:
- мы прибыли сюда, чтобы помочь, очистим море от мусора.
Эстафета №2.
Дети разбиваются на две команды.
Первая команда собирает только бумажный мусор;
Вторая команда собирает только пластиковый мусор.
В.-Капитан:
- Молодцы, очистили море от мусора! Смотрите, сюда в коралловые рифы вернулось еще больше рыбок, а рыбка нам отдала еще одну часть ключа от клада.
- Но на этом все беды в коралловых рифах еще не закончились. Тревога! В сеть к браконьерам попало очень много морских обитателей! Вы сможете спасти их, если дадите им правильные название, распутаете из сетей и отпустите в море.
(Подходят к рыболовной сети, где на прищепках висят картинки морских обитателей. Каждый ребенок по очереди снимает по выбору картинку и называет, кого он спас)
В.-Капитан:
- Вот мы и спасли всех. Ура! А еще нам рыбка отдала последнюю часть ключа и все рыбки вернулись домой.
- Давайте соберем ключ и узнаем, где спрятан клад.
Собирают ключ, на нем написано:
Клад находится в уголке, который делает нас сильными и ловкими.
В.-Капитан:
- Как называется этот уголок?
Дети:
- Спортивный!
В.-Капитан:
- Он находится в саду, значит нам надо возвращаться обратно. Все на борт корабля, занять свои места, поднять якорь, поднять паруса! Попутного ветра! Полный вперед! Держим курс обратно в детский сад! (шум моря)
- Приплыли, спускаемся по трапу на берег берег.
Находят коробку в спортивном уголке, открывают и находят там расскраски и надпись: «Настоящие сокровища морей и океанов».
IIIИтог:
В.-Капитан
- А где золото, бриллианты? Что здесь изображено?
Дети:
- Морские обитатели!
В.-Капитан:
- Получается, что по-настоящему является сокровищами всех морей и океанов?
Дети:
- Яркий, красивый и многообразный подводный мир и разнообразие морских обитателей.