Submitted by Ольга Валентиновна Кадеева on Wed, 09/04/2014 - 20:49
Ход урока.
(Изображение на экране: слайды с изображением леса. См. презентацию.)
Учитель. Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда будь сердцем чуток
Не оскверняй его святынь.
Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков, загадок и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься. Из глубокой древности, из седой былинной старины пришло к нам короткое, как выдох слово «лес».
И сегодня на уроке мы снова с вами окажемся в уральском лесу, чтобы понять осознать всю сложность мироздания нашего общего природного дома.
(Звучит музыка, выход лесного царя)
Царь Берендей. - Я, царь лесов, Берендей, приглашаю вас в гости!
(Изображение на экране: ярусы. См. презентацию.)
Растения в лесу располагаются этажами – ярусами. Количество ярусов зависит от типа леса. Ребятки, скажите, где больше ярусов в смешанном или хвойном лесу?
(Ответы детей.)
Чем больше ярусов в лесу, тем гуще тень. А без света растения жить не могут, Как же решила этот вопрос природа?
(Изображение на экране: медуница, ветреница. См. презентацию.)
(Исполняют песню девочки в театральных костюмах ветреницы и медуницы)
Если будешь долго – долго
Наблюдать за нашим лесом,
За любимым старым лесом
Многое увидишь тут.
Как в воде резвятся рыбки
Ветерок порхает зыбкий,
Как букашки и улитки
Дружною семьёй живут.
Царь Берендей. – Вот и мои озорницы. Значит, с вопросами без меня справитесь.
Ветреница. – Рано- рано весной, как только сойдёт снег, торопимся мы расцвести и образовать семена, пока в лесу светло и деревья не покрылись листвой.
Медуница. – На смену нам приходят теневыносливые растения. А, вы, их знаете?
(Ответы детей)
(Изображение на экране: вороний глаз, ландыш. См. презентацию.)
Учитель. Но не только травянистые растения составляют нижний ярус, есть и низкорослые кустарники. Образец одного из них на партах. Найдите, покажите, назовите.
(Ответы детей)
(Изображение на экране: брусника, черника. См. презентацию.)
Учитель. - А какие лиственные деревья и кустарники, растущие в лесу, вы знаете?
(Выход детей в костюмах берёзки, дуба)
Берёза. Каждый год засеваю большие просторы миллионами своих мелких семян -орешков. Молодёжь моя растёт 15-20 лет – это их рассвет. Пройдёт ещё 10, и под пологом берёз поселятся молодые ели. Ведь недаром лесоводы называют меня «доброй няней ели», ведь это я молодые ёлочки от заморозков и от обжигающих лучей солнца оберегаю. А со временем, вытеснит ель меня, станет хозяйкой этого места, а моим семенам новое место обживать приходится.
Дуб. Вот услышал я, что черёмуха выделяет фитонциды, которые убивают микробы. А мои листочки губят стойкий микроб – дизентерийную палочку. Хотя я уже очень редко встречаюсь в уральских лесах, к этому привело сельскохозяйственное освоение лесов Урала, то есть их распашка.
Учитель. - О какой группе деревьев в смешанном лесу, мы ещё не вспомнили?
(Изображение на экране: силуэты хвойных деревьев. См. презентацию.)
Учитель. - На партах лежат образцы хвойных деревьев (пихта, сосна обыкновенная, ель, сосна сибирская), определите и дайте название дерева.
(Практическая работа)
Учитель. Большое разнообразие растений, ярусность лесов, обилие пищи – всё это привело к образованию различных групп животных.
(Под музыку выбегает и поёт заяц)
Я прыгал как кузнечик
У берегов и речек,
Среди кустов и травки,
Живу я не один.
В траве колючий ёжик,
Спешит куда – то тоже.
А за кустом таится
Наверно………. Крокодил.
(Убегает)
Учитель. – Может ли это быть на самом деле? Крокодил – обитатель смешанных лесов?
(Ответы детей)
Давайте вспомним классы животных.
(Ответы детей)
На столах, у каждого есть карточка с названием животного, определите класс, назовите.
(Ответы детей)
На доске мы видим картинки с изображением животных разных классов, разделите их на разные экологические группы по определённому признаку.
1. По среде обитания (монтировка схемы). Каждому обитателю леса своё место.
- околоводные и водные
- обитатели стволов и крон деревьев
- землерои
- наземные.
Схема леса.
2. По способу питания.
- растительноядные ()
- хищные()
- всеядные. ()
( Работа с сигнальными карточками. Учитель называет животного, дети показывают карточку соответствующую способу питания животных)
Учитель. Заселяя наш лес, вы ориентировались на приспособление к жизни в лесу. Продолжим эту работу, заполняя таблицу, используя карточки с названием животных.
( карточки у каждого ребёнка на столе)
Приспособление животных к жизни в лесной полосе.
Названия животных.
1.Селятся в дуплах старых деревьев.
2. Могут передвигаться под снегом.
3. С наступлением холодов впадают в оцепенение.
4.Впадают в зимнюю спячку.
5. Впадают в зимний сон.
(Выход медведя).
Медведь. (Громко ревёт) - Это кто тут меня звал?
Мне давно пора в берлогу! Спать лечь я должен до снега, чтобы по следам меня охотники не выследили.
Это кто тут лесную столовую устроил? Белка или сойка?
(Медведь показывает детям проклеванную и погрызенную шелуху кедровых орешков).
(Дети определяют).
(Изображение на экране: фильм «Животные леса» из «Энциклопедии Кирилла и Мефодия»).
Учитель. Лес – это не только деревья и кустарники, но и травы, и звери, и птицы, и насекомые, которые живут в тесном взаимодействие. По этому предлагаю поработать над составлением цепей питания.
1.В парах. (На столах).
2.У доски с карточками.
3.С использованием костюмов. (Дети надевают костюмы обитателей леса и выстраивают цепь питания).
Царь Берендей. – Люди всегда понимали, что без лесов жизнь на нашей планете невозможна и поэтому стремились найти какие – то формы их охраны. Важнейшим государственным документом сейчас является Конституция РФ, где сказано, что каждый гражданин России обязан беречь и охранять природу. Но кроме писаных правил существуют правила неписанные – это правила поведения. Надеюсь, вы их соблюдаете, думаю, не лишним будет вам сделать памятку в классе и придумать девиз.
Лесовичок. Ухожу! Я ухожу!
Всё я больше не могу!
Учитель. – Что же, ты, Лесовичок, так шумишь?
Лесовичок. – В траве осколки склянок
И сто консервных банок!
Учитель. Подожди! Не волнуйся, мы обязательно научимся и других научим, как надо вести себя в природе!
(Дети делятся на группы.)
Практическая работа (Работа в группах – каждая группа составляет аппликацию и девиз, пользуясь карточкой- помощницей.)
Карточки – помощницы:
1.Ёлочку оставим 2. Костёр в лесу 3. Зверюшку в дом