Официальный сайт printclick 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по родному (ненецкому) языку 7 класс

ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УСТЬ-ПОРТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

 

 

Утверждаю                                         Согласовано                                   Рассмотрено

Директор ТМКОУ У-ПСОШ-И»    зам. директора по УВР                 на заседании МО

_______ Сучкова Е. А                       __________Кукарева З.В.          протокол № ___ от ____

«___» ___________ 2013г.             «___» __________ 2013 г.            «___» _________20__ г.                  

            

           

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РОДНОМУ (НЕНЕЦКОМУ) ЯЗЫКУ

7 КЛАСС.

 

 

 

 

Учителя родного (ненецкого) языка

                                                                                                 Комаровой Валентины Накочевны

                                                                                             Первая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

2011– 2012

 

Пояснительная записка

 Рабочая программа по родному (ненецкому) языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, предусматривающего  изучение родного (нерусского) языка, Типовой программы по родному (ненецкому) языку для 1-9 классов, разработанной методистами Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования, школьного учебного плана.

         Рабочая программа по родному (ненецкому) языку составлена в соответствии:

  • с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №183 – окЗ «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Таймырского (Долгано - Ненецкого) Автономного округа».
  • с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №184 – окЗ «О гарантиях основных прав коренных малочисленных народов Таймырского (Долгано - Ненецкого) Автономного округа».
  • с территориальным базисным учебным планом, учитывающим федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) нового поколения для образовательных учреждений (классов), где изучаются родные языки (несколько языков) и предметы этнокультурного содержания.
  • Концепции - Национальная школа. Серия «Федеральная программа развития образования» Под ред. Кузьмина М.Н. – М.: «Новый учебник», 2003.

         Перед учителем родного (ненецкого) языка стоит трудная актуальная, но творческая задача – научить юное поколение северян мыслить и говорить, читать и писать на родном языке, приобщить к основам своеобразной этнической культуры.

         Курс родного (ненецкого) языка направлен на достижение целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

·        воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к родному языку;

·        совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение родным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

·        освоение знаний о ненецком языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах ненецкого языка; об основных нормах ненецкого литературного языка;

·        формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

               В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1)      развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части ненецкой национальной культуры;

2)      осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3)      формирование у детей чувства языка;

4)      воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

5)      сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке

Общая характеристика учебного предмета

         Рабочая  программа по родному языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения.

         Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры ненецкого народа, средством приобщения к богатствам ненецкой культуры и литературы.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

        Программа направлена на достижение следующих целей:

-   формирование  специальных умений и навыков по разделам программы;

-   развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;

-   освоение  первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике ненецкого языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений ненецкого языка;

-   овладение  умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;

-   воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

          Перед учителем родного (ненецкого) языка стоит трудная актуальная, но творческая задача – научить юное поколение северян мыслить и говорить, читать и писать на родном языке, приобщить к основам своеобразной этнической культуры.

         В системе школьного образования учебный предмет «Родной язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.

Курс ненецкого языка для VII класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве ненецкого языка и особенностях его употребления в разных условиях общения. Учитывая то, что сегодня обучение родному языку происходит в сложных условиях, когда происходит ослабление позиций родных языков, связанных с разрушением традиционных языковых коллективов при укрупнении посёлков, нет должной мотивации молодого поколения коренных народов при изучении родных языков. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами родного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства на родном языке, соблюдая этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

          Цели обучения ненецкому языку 7 классе  углубление и расширение знаний  учащихся по фонетике, морфологии, синтаксису и лексике ненецкого языка;

__ совершенствование навыков связной речи на ненецком языке, обогащение знаний по истории, культуре ненецкого народа, любви к родному краю.

 На уроках ненецкого языка как можно больше должна звучать полноценная родная речь, способствующая эстетическому воспитанию учащихся, помогающая им видеть и чувствовать прекрасное и познавательное в самом языке: его благозвучие, силу, меткость, выразительность средств, неисчерпаемые возможности, которыми располагает родной язык для выражения мысли. Это основа, на которой прививаются школьникам любовь и бережное отношение к родному языку, желание постичь его, овладеть литературной формой.

           Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению родного (ненецкого) языка в школе.

           Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

           Учебный предмет «Родной язык» в школе имеет познавательно-практическую направленность.

          По мере изучения детьми ненецкого языка должны сформироваться прочные знания, умения и навыки, среди которых особо значимы три целевые установки или компетенции: коммуникативная, языковая и этнокультуроведческая.

 

Учебный предмет «Родной язык» - «Ненеця’ вада» (1-9 классы)

 

Коммуникативные умения и навыки

 

Языковые знания

 

Этнокультуроведческие знания

 

говорение,

слушание,

письмо,

чтение,

(лаханакурма, инзелева, паднава, тола2гова)

 

 

фонетические,

грамматические

(морфологические, синтаксические), лексические

(лахана, падна, тола2го мэта правила”)

 

Знания истории, материальной и духовной культуры этноса (невхы, едей ила’ саирм теневава)

       Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами ненецкого литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых, изучающих ненецкий язык; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

        Коммуникативная компетенция – овладение речевой деятельностью и основами устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

        Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики ненецкого языка.

        Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках родного языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

       Содержание учебного материала располагается таким образом, что оно представляет собой систему понятий и правил, органически связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем, знания по данной теме входят в фундамент, на котором основывается изучение последующих тем. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности.

       Указанные в программе каждого раздела знания, умения и навыки по темам развиваются и формируются последовательно в ходе изучения всего курса.

        На каждом уроке младшие школьники учатся работать с учебником, ориентироваться в нем, понимать назначение выполняемых упражнений. В целях активизации познавательной деятельности детей следует практиковать различного вида учебные задачи с привлечением игр, упражнений занимательного характера, использовать разнообразные наглядные пособия, технические средства.

       С  первого класса необходимо вводить работу в парах постоянного и сменного состава (ППС, ПСС), учить ребят работать в малой группе.

        Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.

        Система оценивания  в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование, и творческие работы. При осуществлении  контроля знаний и умений учащихся используется: диктант, тест, изложение, списывание, сочинение, устное сообщение.

Виды творческих работ:

·    развернутые ответы на вопросы по изученному литературному произведению;

·    устный и письменный пересказ (изложение) художественного текста;

·    устное и письменное сочинение-повествование с элементами описания на заданную тему ( о природе родного края в разные времена года . о какой-либо поездке, об экскурсии в краеведческий музей).

 

Указания по обучению ненецкому языку

        В процессе обучения родным языкам финно-угорской группы решаются следующие задачи:

  • обучение всем видам речевой деятельности (слушанию, говорению, чтению и письму);
  • развитие этнокультуроведческой компетенции учащихся.  

       Изложенные ниже требования к знаниям, умениям и навыкам, обязательный минимум содержания образования, типовая программа по языкам финно-угорской группы определяют содержание образовательной области «Филология» в той ее части, которая называется национально – региональным компонентом. 

       При изучении родного языка  в диалектных условиях учителю предстоит:

  • учитывать диалектную природу речи учащихся и систематически корректировать ее в соответствии с нормами литературного языка;
  • выполнять упражнения, направленные на усвоение орфоэпических норм;
  • творчески организовывать работу по предупреждению и устранению различных диалектных ошибок;

      В целом задачи изучения родного языка на продвинутом этапе сводится к следующему:

  • дать учащимся определенный программой объем знаний по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису, а также общие сведения о языке.
  • привить умения пользоваться полученными знаниями на практике;
  • обогатить словарный запас и грамматический строй  речи школьников, обучить их нормам литературного языка;
  • сформировать у учащихся прочные орфоэпические,  орфографические и пунктуационные навыки, привить навыки выразительного чтения;
  • выработать речевые умения;
  • привить интерес и любовь к родному языку путем раскрытия его своеобразия и характерных особенностей;
  • приобщить учащихся посредством изучения родного языка к культуре своего народа, его истории;

        Презентацию учебного материала важно производить поэтапно с учетом уровней языка и их системности, коммуникативных сфер и задач обучения. При таком подходе в качестве методических принципов обучения выступают коммуникативная направленность, комплексное овладение всеми видами речевой деятельности и уровнями языковой системы, а критерием отбора, интерпретации и организации учебного материала служат речевые умения и навыки учащихся, которые должны быть сформированы в основной школе.

Описание места в учебном плане

        Согласно  учебному плану  для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения учебный предмет «Родной язык» входит в образовательную область «Филология» и по объему отводимого на его изучение времени сохраняет паритетное соотношение с русским языком. Это гарантирует сохранение названной  дисциплины  как обязательной в учебном плане школы. Отводится по 1 часу в неделю, всего 34 часа в год.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

1)

2)

3)

4)

5)

Метапредметные результаты:

  1. Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информации)
  2. Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров.
  3. Владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным).
  4. Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение самостоятельно вести поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передачи информации, полученной в результате чтения или аудирования.
  5. Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания.
  6. Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст.
  7. Умение создавать устные и письменные тексты разных жанров, типов, стилей.
  8. Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм родного литературного языка

9)     Выпускник национальной школы должен владеть следующими знаниями, умениями и навыками в различных видах речевой деятельности;

                                                        В аудировании:

  • понимание обращенной к нему речи, осознавать цели высказывания, понимать пояснения учителя на родном языке;
  • понимать магнитофонную запись. Речь диктора радио, речь персонажей спектаклей, кинофильмов;
  • слушать и понимать речь окружающих;

                                                          В говорении:

  • соблюдать нормы орфоэпии и интонирования;
  • выражать свое желание, мнение, недоумение, сомнение, непонимание, согласие-несогласие.
  • владеть выразительными средствами устной речи;
  • описывать увиденное и услышанное, давать им оценку;
  • составлять различные высказывания по ситуации;
  • пересказывать полно и кратко содержание услышанного и прочитанного , отвечать на вопросы по тексту.

                                                          В чтении:

  • читать текст с оптимальной скоростью;
  • выразительно озвучивать текст с соблюдением нужной интонации;
  • понимать содержание художественных произведений, газетных и журнальных статей, параграфов учебников;
  • устанавливать тему и основную мысль текста, озаглавливать его;
  • задавать вопросы по тексту и отвечать на них;

                                                          В письме:

  • выполнять письменные работы с соблюдением норм орфографии и пунктуации;
  • письменно отвечать на вопросы по содержанию прослушанного, прочитанного;
  • кратко или полно излагать содержание прочитанного, услышанного;
  • давать описание различных предметов, животных, пейзажей;
  • писать различные изложения (подробные и сжатые);
  • писать различные сочинения по заданной теме, по прочитанному литературному произведению;

Предметные результаты:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

 

Планируемые результаты обучения  предмета

Будут знать, понимать.

Выпускник национальной школы по родному языку должен:

  • знать о происхождении родного языка и его месте среди других родственных языков,
  • об особенностях литературного языка и диалектов, устной и письменной речи, диалогической и монологической речи,
  • их выразительных средствах.
  • знать звуковой строй речи и владеть орфоэпическими нормами родного языка.
  • владеть основным словарным составом родного языка, позволяющим осуществлять речевую коммуникацию.
  • знать морфемный состав слова.
  • знать и правильно употреблять в речи падежные формы имен существительных;
  •  употреблять прилагательные в речи
  • иметь понятие о словосочетании и предложении, их структуре и различиях:
  • особенности порядка слов в родном языке и уметь правильно строить предложения;
  •  виды и типы предложений и использовать их в устной и письменной речи;
  •  употреблять однородные члены, уметь расставлять знаки препинания;
  • структуру сложного предложения и средства соединения его частей;

Уметь:

  • уметь употреблять имена существительные в разных синтаксических функциях.
  • определять части речи по их лексико-грамматическим признакам
  • правильно употреблять в устной и письменной речи числительные;
  •  заменять при построении текстов существительные, прилагательные, числительные соответствующими местоимениями;
  •  использовать для выражения тех или иных значений различные формы глагола в простых и сложных предложениях;
  • уметь определять причастия и деепричастия;
  • уметь употреблять в высказывании наречия, использовать их как средство связи предложений;
  • употреблять правильно в предложении служебные части речи: послелоги, союзы, частицы.
  • употреблять в предложении обращения, ставить знаки препинания;
  • уметь употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; правильно их интонировать и ставить знаки препинания;
  • уметь заменять простые предложения сложными и наоборот;
  • уметь строить прямую речь, правильно интонировать и расставлять знаки  препинания при письме;

 

Основное содержание учебного курса

Основные содержательные линии

       Овладение родным языком, изучение теории и усвоение практической речи должно происходить на фоне знаний этнокультурных традиций ненецкого этноса.

      В содержание курса обучения родному (ненецкому) языку в начальной школе входят:

  1. Языковой материал (фонетика, лексика, грамматика, графика, орфография, пунктуация).
  2. Сферы общения.
  3. Речевые умения, характеризующие степень владения ненецким языком как средством общения.
  4. Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях.

        1. Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.).

       2.  Сфера общения

1. Социально – бытовая: этикет, этика ненецкой семьи, стойбища, рода, народа;

2. Учебно-трудовая: школа, распорядок дня, каникулы и т.д.;

3. Социально-культурная:

˚          город, село, учреждения культуры;

˚          отношение к природе, сезонные изменения в природе, погода;

˚          сказки, песни, стихи;

4.  Игровая: виды и типы игр (детские в помещении и на улице,  мужские и женские).

      3. Речевые умения

1)      Аудирование (слушание)

Понимание речи учителя и других носителей языка в объеме, предусмотренном курсом.

Определение основной мысли звучащей речи, отделение главного от второстепенного.

2)      Говорение

Составление рассказа с опорой на наглядность.

Составление рассказа согласно ситуации.

Продолжение рассказа по заданному началу.

Трансформация речевых высказываний.

3)      Чтение

Чтение полного текста без заданий.

Чтение с пониманием основного содержания.

Ответы на вопросы  по прочитанному.

4)      Письмо

Списывание слов, словосочетаний, предложений и текстов.

Запись слов, словосочетаний, предложений и текстов под диктовку.

Выполнение письменных заданий.

     4. Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях жизни ненцев

1.      Место расселения народа. Названия населенных пунктов.

2.      Особенности природно-климатических условий региона: особенности времен года в Арктике, типичные виды трудовой деятельности, типичные животные Севера.

3.      Факты, относящиеся к истории округа, населенного пункта.

4.      Произведения  ненецкого  детского  фольклора  (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни.)

5.      Произведения ненецких писателей и поэтов.

6.      Образцы орнаментов.

7.      Жилище (стойбище) оленеводов – чум, его интерьер, дизайн, архитектура расположения нарт и других предметов стойбища

8.      Орудия труда и средства передвижения.

9.      Традиционная мужская и женская одежда.

10.  Народные детские игры.

11.  Традиционные виды труда и отдыха.

Содержание учебного материала

         Содержание учебного материала располагается таким образом, что оно представляет собой систему понятий и правил, органически связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем, знания по данной теме входят в фундамент, на котором основывается изучение последующих тем. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности.

I.                   Введение – 3 ч.

1.    Сведения о языке. Самодийская группа языков и некоторые сведения из истории её исследования. Место  ненецкого языка в группе самодийских языков

2          Вынгы неэцие″ вабц″

3        Ненэця′  вада′  словарь″

II.                Тохолавы″  тензибтембава″-6 ч

4        Ненэцие″ вада″  хараха

     5   Нгаво, хиби вадета вада″ (существительной вада″)

          6 Числительной вада″

          7 Местоимения вада″ 

           8 Послелог вада

           9 Глагол, глагол′ мирбида.

     III Фонетика – 4 ч

           10 Муно″  янгаворма′  сер″. Вади″  несэйворма″.

11    Муно″  нгани  нито′  е″эйнгэ нгадиберма

12      Нгани нито′  е″эйнгэ гласной муно″  нгадиберма.

13  Нгани нито′ е″эйнгэ согласной мун″  нгадиберма.

   IV  Морфология – 18 ч

14    Нгаво, хиби вадета вада″  (существительной вада″) Лично-притяжательной

склонение′ сидя нгамгэ′  нямна  нгэда

            15 Именительной, винительной, родительной падеж″

            16 Дательной няби местной падеж

            17 Отложительной няби продольной падеж.

            18 Местоимения вада″ местоимения тэнз (виды местоимений0 Янговам′   

                  табадамбада″  местоимения″

            19 Нгамгэхэртм′  ниня вадета″  местоимения″

            20 Числительной  вада″.

            21 Числительной вади″  несэйворма

            22 Глагол.. Глагол′  тэнз″  

            23. Глагол′  енава наклонениеда

            24 Глагол′ енабцо наклонениеда 

            25 Глагол′  харвабцова наклонениеда

            26 Причастия  вада-глагол′  мирбя. Причастия′  мирбя″

            27 Те″нгы серо вадета причастия

            28 Нгэвы серо вадета причастия

            29 Нгэванда серо вадета причастия″

            30 Деепричастиея вада″-глагол′ мирбя. Деепричастия вадам′ хамэдамбава, ваде″ма

            31 Нгамгэхэвам′  пэрма (неопределенной) деепричастия′ мирбида

            32 Наречия вада″. Ельцьм′  вадета″ наречия′  вада″.

            33. Ханзер″ нгэвам′ вадета″  наречия′  вада″.

      V  Предложение

            34 Нензел предложения нямна

    VI По ямбан  тохолавы тензибтембава

          35 Тензибтенгова

Учебно-тематический план

№ п.п.

Наименование разделов

Всего часов

диктант

тест

На развитие речи

Сочинения

Изложения

I

Введение

3

 

 

 

 

1

Ненэцие″  вади″ нямна

 

 

 

 

 

 

Сведения о языке. Самодийская группа языков и некоторые сведения из истории её исследования. Место ненецкого языка в группе самодийских языков.

 

 

  1

1

1

 

2

Вынгы неэцие″ вабц″

 

 

 

 

 

3

Ненэця′  вада′  словарь″

 

 

 

 

 

II

Тохолавы тензибтембава. Повторение изученного в 6 кл

6  

 

 

 

 

4

Ненэцие″ вада″  хараха

 

 

 

 

 

5

Нгаво, хиби вадета вада″ (существительной вада″)

  

 

 

 

 

6

Числительной вада″

 

 1

 

 

1

7

Местоимения вада″ 

 

 

1

 

 

8

Послелог вада

1

 

 

1

 

9

Глагол, глагол′ мирбида.

 

1

 

 

1

III

Фонетика

4

 

 

 

 

10

Муно″  янгаворма′  сер″. Вади″  несэйворма″.

 

1

 

 

 

11

Муно″  нгани  нито′  е″эйнгэ нгадиберма

 1

 

 

1

 

12

Нгани нито′  е″эйнгэ гласной муно″  нгадиберма.

 

1

 

 

1

13

Нгани нито′ е″эйнгэ согласной мун″  нгадиберма.

 

 

 

 

 

IV.

Морфология.

20

 

 

 

 

14

Нгаво, хиби вадета вада″  (существительной вада″) Лично-притяжательной склонение′ сидя нгамгэ′  нямна  нгэда

 

 

 

1

 

 

15

Именительной, винительной, родительной падеж″

 

 

 

 

 

16

Дательной няби местной падеж

 

 

 

 

 

17

Отложительной няби продольной падеж.

 

1

 

 

 

18

Местоимения вада″ местоимения тэнз (виды местоимений0 Янговам′ табадамбада″  местоимения″

 

 

 

1

 

19

Нгамгэхэртм′  ниня вадета″  местоимения″

1

 

1

 

 

20

Числительной  вада″.

 

 

1

 

 

 

21

Числительной вади″  несэйворма

 

 

 

 

 

22

Глагол.. Глагол′  тэнз″

 

1

 

 

 

1

23

Глагол′  енава наклонениеда

 

 

 

 

 

24

Глагол′ енабцо наклонениеда 

 

 

 

 

 

25

Глагол′  харвабцова наклонениеда

 

1

 

1

 

26

Причастия  вада-глагол′  мирбя. Причастия′  мирбя″

 

1

 

 

 

1

27

Те″нгы серо вадета причастия

 

 1

 

 

 

28

Нгэвы серо вадета причастия

 

 

 

 

 

29

Нгэванда серо вадета причастия″

 

 

1

 

 

30

Деепричастиея вада″-глагол′ мирбя. Деепричастия вадам′ хамэдамбава, ваде″ма

 

 

 

1

 

31

Нгамгэхэвам′  пэрма (неопределенной) деепричастия′ мирбида

 

1

 

 

 

32

Наречия вада″. Ельцьм′  вадета″ наречия′  вада″.

1

 

 

 

 

33

Ханзер″ нгэвам′ вадета″  наречия′  вада″.

 

 

1

 

 

V

Предложения тензибтембава

1

 

 

 

1

34

Нензел предложения нямна

 

 

 

 

 

 

ИТОГО:

34

10

6

6

6

 

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Для учащихся:

     1. М.Я.Бармич. В.Н.Няруй. Ненэця вада. Учебное пособие для 7 класса

         Общеобразовательных учреждений.- СПб.: Просвещение,    2008.

     2. Е.Н.Самойлова. Русско – ненецкий тематический словарь. Учебное пособие для 5-9  классов . СПб.: Прсвещение, .2008 .

     3. М.А.Ненянг Русско-ненецкий разговорник. Учебное пособие для учащихся средней  школы. – СПб.: Дрофа, 2005 год

Для учителя:

     1. М.Я.Бармич. Практикум по ненецкому языку. Пособие для педагогических училищ. -  Ленинград: Просвещение,  1979.

     2.  М.Я.Бармич.  Ненецко - русские языковые связи. Пособие для учителей ненецкого языка. –СПб.: Просвещение,  2002.

     3. Е.Г.Сусой Программа (экспериментальная) по ненецкому языку и литературе для 5-7  классов. -   г. Нарьян – Мар, 1991.

     4. А.Б.Соктоев Фольклор ненцев Памятники фольклора народов Сибири и дальнего Востока. – Новосибирск: Наука,  2001.

       

 

 

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

в 7 классе (грамматика) – 35

 

№ п/п

 

Тема урока

Кол-во часов

 

Тип урока

 

Элементы содержания

Планируемые результаты освоения темы

 

Вид контроля

Элементы дополнительного (необязательного) содержания

 

Домашнее задание

Дата проведения

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

Введение Ненэцие″  вади″ нямна

3

 

 

 

 

 

 

 

1

Сведения о языке. Самодийская группа языков и некоторые сведения из истории её исследования. Место ненецкого языка в группе самодийских языков.

 

 

Комбинированный

Сообщение уч-ся

Заинтересовать детей предстоящим изучением родного языка.

Общее знакомство с историей  образования и развития  языков.

Фронтальный опро   с:

 Сам-я работа по  учебнику.

Выполнить работу, задание в тетради.

 

2

Вынгы неэцие″ вабц″

 

Изучение нового материала

Развитие речи: диалог на тундровом диалекте.

  Уметь отличать диалекты нен-го язы ка.

Устный конт тный контроль.роль.

Мини-изложение по заданно й теме.

С 13 у 25 соствить пр-я при пом-и выдел. слов

 

3

Ненэця′  вада′  словарь″

 

Комбинированный урок

Работа с тематич. словарем

Умение работать со словарем.

 

Составление передачи «!Вечерние новости со стойбищ»

 Записать слова на определ тему.

 

II

Тохолавы тензибтембава.  Повторение изученного в 6 кл

6

Повторение

Развитие речи: работа над текстом.

Знание грамматических правил.

Устный  контроль.

Развитие речи: составление описания осенних листьев.

 

 

4

Ненэцие″ вада″  хараха′

 

Изучение нового материала

Развитие речи: составление предложений.

 Знание отличий ненецкого языка от др. яз. Сам. Гр.

 Устный контроль

Диалекты ненецкого я ыка.

Выполнить в тетради.

 

5

Нгаво, хиби вадета вада″ (существительной вада″)

 

Систематизация знаний

Сам-я работа со словарем.

Знает признаки имени сущ-го

Устный контроль

Сам-я работа с текстом.

С 5 у6 выучить правило.

 

6

Числительной вада″

 

Обобщение знаний

Работа в группах

Умение выделить имена числительные..

Устный контроль

Составление предложений из опрных слов.

С 6 у 7 выполнить по заданию

 

7

Местоимения вада″

 

Урок - анализ

Составление предложений с местоимениями.

Знать разряды местоимений.

Письменный контроль.

Составление таблицы местоимений.

С7у10изменить местоим-я

 

8

Послелог вада″

 

Урок - повторение

Развитие речи: вставить нужный послелог.

Уметь выделить среди других слов послелоги.

Устный контроль

Работа по картине.

С 7 у12 составить пр-я.

 

9

Глагол, глагол′ мирбида.

 

Систематизация знаний

Работа в парах. Определить виды глаголов.

Знать виды глаголов.

Устный контроль

Письменная работа над текстом.

С 9 у 16 найти причастия

 

III

Фонетика

4

 

 

 

 

 

 

 

10

Муно″  янгаворма′  сер″. Вади″  несэйворма″.

 

Изучение нового материала

Работа над новым материалом

Уметь наблюдать за изменением звуков.

Устный контроль

Сочинение «Один день жизни  оленевода»

С 17 у 33 определить измен-я слов.

 

11

Муно″  нгани  нито′  е″эйнгэ нгадиберма

 

Комбинированный урок

Звуки ненецкого языка.

Знать причину изменения звуков.

Устный контроль.

Ответы на вопросы текста.

С 17 у 34 выполнить

 

12

Нгани нито′  е″эйнгэ гласной муно″  нгадиберма.

 

Комбинированный урок

Развитие речи: «Все о гласных звуках»

Уметь правильно произносить звуки.

Устный контроль.

Работа по карточкам.

С 19 у 38 выписать слова в Вп.

 

13

Нгани нито′ е″эйнгэ согласной мун″  нгадиберма.

 

Урок-обобщение

Наблюдение над согл. Звуками.

Знать об изменении согл. Звуков.

Устный контроль

Выполнение индивидуальных заданий.

С 20 у 40 изменить слова.

 

IV

Морфология.

20

 

 

 

 

 

 

 

14

Нгаво, хиби вадета вада″  (существительной вада″) Лично-притяжательной склонение′ сидя нгамгэ′  нямна  нгэда

1.     .

 

 

 

Ознакомление с новым материалом

Письменная работа, заполнение таблицы, работа с учебником теории, ответы на вопросы Работа над именами сущ-ми в лисно-притяж  склонении

Умение образ-ть падеж-е формы л--преднаа-ой и л-притяж-ой формы имён сущ-х.

Устный контроль

Работа над предложением.

С21 у 44 определить падеж, число.

 

15

Именительной, винительной, родительной падеж″

 

Изучение нового материала

Склонение сущ-ых.

Знать вопросы данных падежей.

Устный контроль

Сам-я работа по карточкам.

С 24 у 50 выполнить

 

16

Дательной няби местной падеж

 

Изучение нового материала

Работа по карточкам.

Уметь просклонять имя сущ-е

Устный контроль.

Работа ао таблице падежей.

С 27 у 57 выполнить

 

17

Отложительной няби продольной падеж.

 

Комбинированный урок

Склонение существительных в Оп и П п.

Знать вопросы падежей и уметь изменять слова по падежам.

Устный контроль.

Выполнение заданий по карточкам.

С 31 у 65 выполнить

 

18

Местоимения вада″ местоимения тэнз (виды местоимений0 Янговам′ табадамбада″  местоимения″

1

Систематизации знаний

Работа в парах. Определение разряда местоимения по вопросам

Знать разряды мес тоимений.

Устный контроль.

Составление характеристики.

С 35 у 75 выполнить

 

19

Нгамгэхэртм′  ниня вадета″  местоимения″

 

Урок-обобщение

Развитие речи «Найди местоимение»

Знать местоимения и уметь определить разряд.

Письменный контроль

 

С 37 у 80 выполнить

 

20

Числительной  вада″.

.

 

2

Урок объяснения нового материала.

Работа с учебником, выполнение тренировочных и тестовых упражнений.

Умение распознавать в тексте собирательные и распределительные имена числительные.

Устный  контроль.

Словарная работа-значение слов.

С39 у 86 выписать числительные

 

21

.Числительной вади″  несэйворма

 

Усвоение новых знаний

Работа над новым материалом.

 Знание разрядов числительных.

Устный контроль.

Сам-я работа по учебнику.

С40 у 90 записать числительные

 

22

Глагол.. Глагол′  тэнз″

 

4

Усвоение новых знаний

Знакоство с видами глаголов.

Умение определятьотрицательные глаголы по смысловому значению и

Устный контроль

Развитие речи-чтение текста-описания.

С 41 выучить правило

 

23

Глагол′  енава наклонениеда

 

Комбинированный урок

Работа над новым материалом

Умение определять формы аудитива по их формантам.

Устный контроль

Работа по иллюстрации.

С 43 у 99 выполнить

 

24

Глагол′ енабцо наклонениеда 

 

Комбинированный урок

Определение наклонений глагола.

Умение определять наклонение глагола.

Устный контроль

Творческая работа с текстом.

С 43 у 100 выполнить

 

25

Глагол′  харвабцова наклонениеда

 

Систематизация знаний

Выделение суффиксов глаголов харвабцова наклонения

Знать суффиксы наклонений глагола.

Устный контроль.

Сочинение по картине.

С  44 у 103 выписать глаголы енабцо наклонения

 

26

Причастия  вада-глагол′  мирбя. Причастия′  мирбя″

1.        

4

Усвоение новых знаний

Дать понятие о причастии как части речи,

Умение отличать формы причастий  по их словообраз-м формантам.

Устный контроль

  Работа по тексту.

С 46 у 108 выполнить по заданию

 

27

Те″нгы серо вадета причастия″

 

Уолк-семинар

Знакомство с видами причастий.

Умение определять разные формы причастий.

Устный контроль

Сам-я работа со словарем.

С48 у 111 выполнить по заданию

 

28

Нгэвы серо вадета причастия″

 

Комбинированный урок

Пути образования причастий от глголов.

Знать роль причастий в предложении.

Устный контроль

Работа над предложением-роль причастий.

С50 у 116 выписать причастия

 

29

Нгэванда серо вадета причастия″

 

Урок-обобщение

Определение роли причастий буд. Времени.

Роль причастий в предложении.

Устный контроль

Составление текста-описания по картине.

С 52 у 122 выполнить

 

30

Деепричастиея вада″-глагол′ мирбя. Деепричастия вадам′ хамэдамбава, ваде″ма.

 

2

Усвоение новых знаний

Творческая работа, редактирование и составление предложений с деепричастиями.

Умение образовывать формы деепричастий от разных основ глагола и

 

 Устный контроль

Развитие речи-составление предложений по картине.

С 54 выучить правило

 

31

Нгамгэхэвам′  пэрма (неопределенной) деепричастия′ мирбида

 

Изучение нового материала

Работа над новым материалом.

спрягать деепричастные формы по числам и лицам.

Устный контроль

Составление рассказа по картине.

С 60 у 148 выписать предложения с наречиями

 

32

Наречия вада″. Ельцьм′  вадета″ наречия′  вада″.

2

Комбинированный урок

Вопросы ельцям вадета наречия

Умение определить вид наречия.

Устный контроль

Восстановление деформированного текста.

С 63 у 152 выполнить

 

33

Ханзер″ нгэвам′ вадета″  наречия′  вада″.

 

Урок систематизации знаний

Работа над новым материалом

Умение определить вид наречия.

Устный контроль

Составление рассказа по картине.

С 62 у 156 выполнить

 

V

Предложения тензибтембава

1

 

 

 

 

 

 

 

34

Нензел″  предложения′  нямна тензибтенгова

 

Урок –повторение знаний

Работа  с тестом

Уметь разобрать предложение.

Устный контроль

Работа по тексту-ответы на вопросы.

С 65 выучить правило

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн