Submitted by Наталья Владимировна Венидиктова on Fri, 28/03/2014 - 07:21
Тема урока: «Атмосферные осадки»
Цель урока: Сформировать знания об атмосферных осадках.
Задачи урока:
Сформировать понятия атмосферные осадки, изогиеты;
Раскрыть процесс образования атмосферных осадков;
Сформировать представления о видах атмосферных осадков;
Выявить географические особенности распределения осадков по земной поверхности;
Сформировать представления о методах измерения количества выпавших осадков.
Планируемый результат:
Учащееся должны знать/понимать определения основных понятий темы: атмосферные осадки; условия их распределения на земной поверхности; уметь называть и показывать разные виды облаков, объяснять образования осадков, определять количество осадков.
Содержание урока:
Вас видеть рада я, ребята,
Глядеть в смышленые глаза.
Ведь для меня – это награда!
Чтоб вам было хорошо.
Гостей приветствовать хочу,
В душе надеясь честно, урок так провести, хочу, чтоб было интересно!
Начинаем наш урок.
Проверка усвоения учебного материала.
На прошлом уроке мы изучали влажность и облачность - явления, характеризующие атмосферу. Эти явления можно назвать чудесами природы. Проверим, что же вы о них узнали.
Ребята, перед вами описание облаков в произведениях классиков отечественной литературы. Определите формы облаков.
Облака,
Облака –
Кучерявые бока,
Облака кудрявые,
Целые,
Дырявые,
Легкие,
Воздушные –
Ветру послушные.
(С.В. Михалков) (кучевые)
По небу, по голубому, как будто исполинскую кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота: изредка белели клоками легкие и прозрачные облака.
(Н.В. Гоголь) (перистые)
В засыпанном снегом лесу по свету стало понятно, что солнце невидимкою борется с серыми, не просветными низкими тучами…
(М.М. Пришвин) (слоистые)
Презентация: «Облака»
Это ли не чудо природы!
К, сожалению не всегда на планете происходят чудеса. Продолжим изучение атмосферы словами великого драматурга Вильяма Шекспира.
«Пора чудес прошла. Нам приходится подыскивать причины всему, что совершается на свете».
Целеполагание.
Перед вами фрагменты материалов - явлений, происходящих на Земле, а причина их возникновения, атмосферные явления. Посмотрев материалы, назовите эти стихийные явления и причину возникновения этих стихийных явлений.
Каждый в классе должен знать – что такое атмосферные осадки?
Учащиеся называют признаки атмосферных осадков из опыта наблюдений и сравнивают определение, данное в учебнике. (п42,с.108)
Каждая группа работает над своим проблемным вопросом.
Задание для 1 группы.
Виды атмосферных осадков
Отгадать загадки, назвать виды осадков, дополнить из учебника виды осадков и распределить виды осадков по сезонам года и по высоте образования.
Загадки.
1.Капелек прозрачных чистых не жалея,
Утро подарило травам ожерелья.
Лютику, ромашке, незабудке синей –
Всем «к лицу» подарки. Что же это? … (роса)
2.Что случилось – тонет мир в белом молоке,
И совсем не видно, что там вдалеке.
Объяснит загадку вам каждый человек –
Просто ранним утром над землёю … (туман)
3.Вот потеха - на берёзке прямо как на ёлке
Выросли колючие белые иголки.
Это за ночь постарался весельчак – художник,
Дружит он с морозом и зовется … (иней)
4.Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил (дождь).
5.Зимой греет, весной тлеет.
Летом умирает, осенью оживает (снег).
6.Падает горошком, скачет по дорожкам (град).
Распределите осадки по различным признакам.
Таблица1. Осадки по агрегатному состоянию
Жидкие
Твердые
Таблица 2. Осадки по времени года
Осадки холодного периода
Осадки тёплого периода
Таблица 3. Осадки по высоте
Образуются близко к земной поверхности
Образуются в средних и верхних слоях тропосферы
Задание для 2 группы: определить условия образования атмосферных осадков.
Группе предоставляется карточка, на которой записаны географические явления. Укажите взаимосвязь между атмосферными осадками и этими географическими явлениями.
Заполните таблицу:
Условия для образования осадков
Географические явления - условия
Уменьшается или увеличивается количество осадков.
Кучевые облака
увеличивается
Перистые облака
уменьшается
Ветер с моря
увеличивается
Ветер суховей
уменьшается
Прибрежные территории
увеличивается
Внутриконтинентальные удалённые от моря) территории
уменьшается
Высокие горы
уменьшается
Равнины
увеличивается
Тёплые течения
увеличивается
Холодные течения
уменьшается
3 группа отвечает на вопрос: "Как образуются атмосферные осадки?"
Найдите описание образования атмосферных осадков в учебнике и изобразите на схеме.
Учебник УМК «Сферы» География. Планета Земля.
Автор А.А. Лобжанидзе (п42, с.108)
4 группа изучает климатическую карту Земли и представляет перед классом результаты своих исследований. Учащиесяпроводят исследования по теме: «Распределение атмосферных осадков на Земле»
Работа по климатической карте. Используя климатическую карту, ответьте на вопросы:
1.Используя карту, определите способы изображения количества осадков?
2. Каким способом изображаются на карте точки с одинаковым количеством осадков?
3. Каким способом изображаются количество осадков между изогиетами?
4. В каких единицах измеряются осадки?
5. Назовите место на Земле выпал абсолютный максимум осадков?
6.Распределите широты в порядке увеличения количества осадков (от широт, где меньше выпадает, до широт, где выпадает больше)
7.Сколько осадков выпадает в Ленинградской области?
5группа изучает способы измерения атмосферных осадков?
Показывают осадкомер из метеостанции, линейку для измерения снежного покрова. (Используется справочная энциклопедическая литература)
Учитель показывает, как использовать графическое измерение осадков по электронному учебнику.
Количество осадков измеряется на метеостанциях. Для измерения количества осадков используют прибор осадкомер.
Каждая группа отчитывается о проделанной работе. Группы заносят данные в учебный лист, по ходу выступлений групп..
Учебный лист.
Вопросы
Ответы!
1.Что такое атмосферные осадки?
2.Назовите твёрдые атмосферные осадки?
3. Как называются линии с одинаковым количеством осадков?
4.Назовите осадки холодного периода года?
5.Какие условия влияют на увеличение количества осадков?
6.В каких широтах выпадает наибольшее количество осадков?
7.Как называется график на котором показано годовое количество осадков?
8.Какие районы Земли являются самыми жаркими и сухими?
9.Как называется прибор для измерения осадков?
10. В каких единицах измеряются осадки?
Практическая работа: анализ диаграмм количества атмосферных осадков.
Для проведения практической работы используется электронный учебник, входящий в УМК: «Сферы» (5-6 класс)
Анализ диаграммы: какой месяц самый сухой, какой самый влажный, сколько осадков выпало за летние месяцы, сколько за зимние, годовое количество осадков)
Рефлексия: На капельках, снежинках продолжают фразы: - сегодня на уроке я повторил…- сегодня на уроке я узнал… - сегодня на уроке я научился…
-сегодня на уроке мне не удалось…
прикрепляют на доску к облаку.
Завершение урока. Дети! Изучать атмосферные явления мы начали с того, что атмосферные осадки являются причиной стихийных катастрофических явлений. А приносят ли атмосферные осадки пользу природе и человеку?
проводя снегозадержание вода впитывается, чтоб летом поить растения (слой снега в 1 см. на 1 га пашни образует 35000 л. воды),
снег сохраняет озимые посевы от вымерзания,
снег очищает воздух от загрязненности,
осадки питают растения влагой, необходимой для фотосинтеза (небольшой дождик слоем в 1-2 мм выльет на 1 га пашни 900 ведер воды),
в снег зимой прячутся животные и птицы в лютые морозы.,
осадки пополняют реки, делая их судоходными.
участвуют в образовании подземных вод, удерживают уровень подземных вод
Улучшают настроение человека. Вспомните, как мы радуемся первому снегу, удивляемся крупному граду, ждём от дождика прохладу в знойный день и бегаем по тёплым лужам!