Мотивацию использования ИКТ при изучении любых предметов для ребёнка может создать только учитель-предметник. География в этом отношении, одна из наиболее релевантных учебных дисциплин. Формирование ИКТ-компетентности позволяет расширить и углубить фундаментальное ядро содержания географического образования. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении ИКТ.
В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды, в том числе и возможности средств ИКТ, и соответственно уметь:
- управлять учебным процессом;
- создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
- индивидуально и коллективно создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статистическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;
- визуализировать исторические данные (создавать ленты времени и др.);
- работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности;
- размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы учебного процесса;
- проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования;
- использовать различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку государственной (итоговой) аттестации;
- осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное.
Методической лабораторией Московского института открытого образования был разработан примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя географии, который предлагался к обсуждению на сайте «Открытый класс» в блоге А.И. Крылова, методиста лаборатории географии МИОО.
Пункты в перечне расставлены по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню.
1. Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д. (Подробнее см. «Образовательные ресурсы на компакт-дисках по географии», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).
2. Уметь находить и демонстрировать информацию из электронных источников (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий) в соответствии с поставленными учебными задачами.
3. Оценивать, отбирать информацию из электронных источников.
4. Осуществлять поиск источников географической информации на дисках и в Интернете.
5. Извлекать и компилировать информацию из разных источников в соответствии с учебными задачами.
6. Уметь преобразовывать и представлять информацию, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные. При этом надо уметь выбирать инструменты (текстовый и табличный редакторы, программы для составления презентаций, буклетов, сайтов) для оптимального представления собственных учебных материалов. Представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде.
7. Знать основные особенности и уметь применять специфические географические программные продукты и сервисы: Google Планета Земля, Карты Google, геоинформационные системы (ГИС), инструменты для создания учебных материалов на картографической основе (например, «Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями»).
8. Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося (1С «Школа 4.0») и т.д.).
9. Уметь организовать работу учащихся на уроке с использованием полного спектра имеющихся учебных ресурсов и инструментов, сформировать цифровое портфолио учащегося, собственное портфолио учителя.
10. Уметь оптимальным образом передавать информацию в ИКТ-среде. Направлять электронную информацию определенной аудитории (учащимся, родителям, коллегам, администрации школы) с учетом возможностей и потребностей.
Необходимо грамотно выбирать форму распространения информации: электронную почту, сайт (раздел сайта), лист рассылки, форум, wiki-среду (Интернет-среда для коллективного редактирования документов), блог (личный дневник), rss-поток (новостная рассылка), подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием).
11. Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать работу учащихся.
Задание 2.1. Заводим личный учебный блог по ИКТ.
В данном задание мы предлагаем вам:
-
Познакомиться с материалами: "Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии как необходимое условие эффективной работы в современной школе"
- Завести свой личный учебный блог.
- В блоге написать свои рассуждения:
- в чём, на ваш взгляд, определяется ИКТ-компетентность учителя географии?
- почему важно быть ИКТ-компетентным учителем?
- как Вы к этому стремитесь?
Блог - ("сетевой журнал или дневник событий") - веб сайт, основное собержание которого - регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости.
Итак, Вы создаёте блог, его мы предлагаем назвать «ИКТ-компетентность учителя географии Ф.И.О" и прикрепить его к дневнику обучения нашей группы, т.е. отметить наше сообщество "АстГеоИКТ"
Задание 2.2. Оставляем комментарии в блогах своих коллег.
Блоги публичны и предполагают сторонних читателей. Вам предлагается познакомиться с блогами по ИКТ-компетентности своих коллег и оставить в них свои комментарии (не менее 2-3х).
Выполнение задания отметить в таблице продвижения цифрами 1, 2,…, сделав на них ссылку своих комментарий.
Инструкции, материалы, которые могут пригодиться вам при выполнении заданий:
.
- Как создать свой личный блог .
- Как сделать ссылку, открывающуюся в новом окне
- Формирование информационно - коммуникационных компетенций через использование ИКТ на уроках географии - опыт работы учителя географии.
Обязательно отметьте свое продвижение в выполнении заданий занятия в таблице продвижения по курсу (помните, что это делать лучше всего «по ходу» выполнения заданий).
|