Из опыта работы О.Ю. Копыловой, учителя географии высшей категории г. Мурома
В настоящее время, когда формируется постиндустриальное общество, объем информации постоянно увеличивается. По данным зарубежных и отечественных исследователей за три года объем информации увеличился в два раза. В этих условиях коренным образом меняются требования к образованию.
Актуальным становится так называемое компетентностно-ориентированное обучение, элементы которого закладываются в государственные образовательные стандарты третьего поколения. Компетентностно-ориентированное обучение подразумевает формирование у обучаемых ключевых компетенций, основными из которых являются учебные, информационные, социальные и коммуникативные. Необходимыми условиями компетентностно-ориентированного обучения являются: деятельностный характер обучения, создание условий для приобретения опыта самостоятельной деятельности, опыта достижения цели, ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности.
Специфичным для современного образования является противоречие между темпом приращения знаний в обществе и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Попытки разрешить это противоречие и привели к переходу от идеала «всесторонне развитой личности» к новому образовательному идеалу – максимального развития способностей человека к самореализации.
Целью географического образования в школе, прописанной в стандарте по географии, является:
- «обеспечить развитие умений школьников самостоятельно работать с различными источниками географической информации, ориентироваться, вести наблюдения в природе и на производстве».
В динамичном, быстро развивающемся мире возрастает роль разнообразных средств информации. Поток информации каждый день огромен. Невероятное множество информационных источников в 21 веке. Как в них не потеряться? Как выбрать правильную, необходимую информацию? Как выделить главное в этом потоке?
Передо мной, как учителем, встает новая цель: - научить ребенка обрабатывать поступающую информацию, ориентироваться в ней, выбирать необходимую и достоверную для себя.
Географическое образование должно вооружить школьников умением пользоваться различными источниками географической информации, правильно её принимать, обрабатывать, сохранять.
Использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет повысить качество учебного процесса, но требует кропотливой совместной деятельности учителя, родителей и, конечно, учеников.
Одним из направлений модернизации системы географического образования в школе является внедрение информационных технологий обучения.
Дидактические возможности ИКТ позволяют мне не только активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти мобилизовать внимание моих учащихся, но и включить их в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений.
Понимая особенности современных детей, я стала использовать компьютер как активное средство обучения.
Достаточный опыт и имеющиеся ресурсы позволили мне создать свою систему работы по формированию информационно – коммуникационной компетентности у учащихся.
1. Первое направление – демонстрация материалов из электронных учебников.
Электронные учебные издания (ЭУИ)
- Образовательная коллекция 1С
- Уроки «Кирилла и Мефодия»
- Электронные уроки и тесты изд-ва "Просвещение"
Для максимально эффективного использования возможностей ИКТ в учебном процессе я регулярно включаю в уроки новые интерактивные средства обучения географии — это электронные мультимедиа-учебники и программно-методические комплексы. На теоретическом этапе урока изучение нового материала я часто сопровождаю демонстрацией учебной информации из электронных учебников. Это позволяет направить внимание школьников на самые важные моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить новое, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса. Также в электронных учебниках заложены видеофильмы с самыми яркими и необходимыми сюжетами, которые идут всего 2-3 минуты, но отражают суть процесса или явления. Использование диктора разнообразит мои уроки. Учебник, представленный средствами мультимедиа, расширяет свои функции. Он становится не только средством передачи информации, но и усиливает обучающие и развивающие функции.
Удивительно интересными являются учебные материалы Единой коллекции ЦОР:
Географические обучающие модели.
Учебный комплекс «География. Планета Земля»
Картографическая лаборатория.
Учебный электронный конструктор по географии.
Методическое пособие для учителя «Определите практических работ»
2. Второе направление - показ процессов.
Географические процессы, о которых школьники должны иметь представление, разнообразны и многочисленны. Часто суть многих процессов, происходящих на Земле (прохождение циклонов и антициклонов, извержения вулканов, развитие живых организмов на Земле, полярное сияние и др.), приходится объяснять на словах. Но невозможно создать полный образ процесса или явления, не увидев его собственными глазами. Для этого в электронные учебники заложено много моделей. Возможности ИКТ позволяют ученику увидеть процесс своими глазами. Используя анимацию, я демонстрирую образование ледников, атмосферных фронтов и др. Воздействие на зрительную память приводит к усвоению материала на более глубоком и осознанном уровне.
Возможности кабинета географии школы позволяют мне на уроках использовать компьютер в комплексе с видеомагнитофоном, DVD - плеером и проекционным устройством при иллюстрации закономерностей развития природы и общества на конкретном материале регионального и локального уровней, что представляется весьма эффективным. При этом я стараюсь сочетать новые интерактивные средства и «традиционные» аудиовизуальные, не увлекаясь каким-то одним. Интерактивные средства позволяют мне управлять потоком информации, акцентируя внимание на наиболее интересных или сложных моментах изучаемого материала. Возможность доступа к Интернету позволила работать на уроках в лаборатории «Земля из космоса», где представлен большой набор различных возможностей использования космической информации. Коллекции ЦОР дают возможность получать космические снимки для уроков и проводить собственные исследования - изучать изменения растительного и снежного покровов, метеорологическую и ледовую обстановки, наводнения, ураганы, температуру поверхности океана и океанические течения, пожары, вулканическую деятельность, пыльные бури.
3. Третье направление – использование программ для презентаций.
Как бы интересно и захватывающе не был написан учебник, как бы красиво ни рассказывал учитель, образ территории лучше создается при использовании ярких фотографий и иллюстраций. При этом особенно важным является использование зрительного канала восприятия. Программы разработки презентаций Power Point, Windows Movie Maker позволяют мне подготовить материалы к уроку, комбинируя различие средства информации, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. Демонстрация на экране высококачественных иллюстраций позволяет создать более полный образ изучаемого объекта.
С помощью графической программы я создаю слайды для показа диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей. Делаю это как сама, так и ученики. Презентации удобны тем, что отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного урока и в нужной последовательности. Это позволяет сделать урок более ярким, увлекательным. Презентации использую как на отдельных этапах урока, так и для связи занятия в единое целое. Слайды в сочетании с анимацией, интерактивными элементами обеспечивают качественно новый уровень предоставления информации.
Многие изучаемые географические объекты, такие, как равнины и горные массивы, моря и океаны, гигантские промышленные предприятия и обширные сельскохозяйственные угодья, не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому использую на уроке демонстрационные средства: слайды, картины, анимации, видеозаписи, - что способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе — понятий.
4. Четвертое направление – использование Интернет.
В школе имеется возможность непосредственного выхода в Интернет. Из него можно получить (и довольно быстро) такую информацию, которую из других мест получить очень сложно. Это прежде всего статистические материалы для изучения социально-экономической географии России и мира. Помимо статистики, из Интернет беру огромное количество иллюстративного материала: фотографии и рисунки, показывающие разные уголки Земли. В дальнейшем они используются мною для составления презентаций. Систему Интернет дети используют и при подготовке сообщений, докладов, рефератов, которые они часто сопровождают демонстрацией презентаций, выполненных тоже с использованием Интернет. В 7 классе учащиеся создали 7 работ по теме: «Достопримечательности Южных материков». Использование Интернет увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной. К тому же они понимают, что Интернет – это не только развлечение, но и источник знаний, вполне для них доступный. Интернет позволяет получить информацию в виде звука, текста, изображения. С появлением Интернет у меня появилась возможность использования интерактивных карт, карт крупных городов Росси и мира. При выполнении исследовательских работ часто требуются карты, которых в школьных атласах нет. Возможности Интернет позволяют мне их найти и включить в урок. С внедрением в образовательный процесс ИКТ появляется новая возможность создания и использования картографического материала, когда карта моделируется прямо на уроке. Чаще всего интерактивные карты используются мною при изучении материков.
5.Пятое направление - компьютерные тесты как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся
Программы тестирования
1. Название ресурса: Репетитор по географии Кирилла и Мефодия 2006. Репетитор по географии Кирилла и Мефодия 2007.
2. Название ресурса: Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. География.
3. Программа для проведения тестов (http://www.finalsoft.narod.ru/)
4. Создание компьютерных тестов с помощью программы “Power Point”. Для создания такого теста не надо брать большое количество заданий (достаточно 3-5), чтобы выполнение теста не занимало много времени на уроке. Практика показала, что лучше выбирать “закрытые” тестовые задания, т.е. задания при которых из нескольких вариантов предложенных ответов абсолютно верным является только один. Учащийся, прочитав задание, выбирает на его взгляд правильный ответ. Наводит курсор на этот вариант ответа и подтверждает свой выбор нажатием левой клавиши мыши. Применять компьютерные тесты можно на разных этапах урока: как на этапе закрепления знаний, так и для проверки домашнего задания. Тесты, созданные с помощью программы “Power Point”, при необходимости можно изменять и дополнять.
6. Шестое направление - формирование информационно - коммуникационной компетенции через метод проектов
С 2006 года являясь руководителем городского проблемного семинара «Инновационные технологии в процессе обучения географии» широко использую на уроках метод проектов. В ходе работы приходится обращаться к различным носителям информации, перерабатывать её и создавать новые носители. Мини-проекты разрабатываются детьми на уроках географии. Дорабатывают их они дома, используя домашние компьютеры, готовят презентации, создают флэш – ролики, анимации, изготавливают печатные публикации. Работы созданы по теме «Новые чудеса света». В связи с тем, что был запущен новый Всемирный проект по выявлению новых чудес света в мире, мы провели исследование особенностей каждого из 21 кандидата на это звание. Учащиеся, разрабатывая проект, использовали разные источники информации при представлении одной достопримечательности. Затем учащиеся защищали свои объекты, совместно были выбраны наиболее интересные, и в классе прошло голосование по определению новых чудес света. Благодаря этому проекту, дети познакомились с Всемирным проектом, выделили те объекты, которые для них оказались наиболее интересными и привлекательными. В ходе проекта учащиеся вели самостоятельный поиск, обработку и представление информации.
Разрабатываются проекты интегрированные – межпредметные, краеведческие, экологические.
7.Седьмое направление – успешное участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Дистанционная обучающая олимпиада по географии ДООГ, Дистанционная всероссийская олимпиада «Живая карта» и другие.
|