Официальный сайт terra-z 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ "Люблю тебя, мой край родной! Семейный альбом"

Выберите действие:


 

Конкурс методических разработок уроков (учебных занятий) и внеклассных мероприятий среди педагогов по теме Проекта

Урок открытия новых знаний в 10 классе.

В семейном кругу

 

 

Разработала учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 22 г. Балаково Саратовской области Чуйкина Елена Николаевна

 

 

Цели урока:

- образовательная: формирование  и систематизация знаний учащихся по теме. Формирование системы знаний о социальных функциях семьи,  классификации типов семейных структур (тип семьи).

- развивающая: продолжить работу над выработкой у учащихся умения      анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах, умения получать и осмысливать социальную информацию, осваивать учебный материал с помощью практической деятельности,  использовать различные источники данных; работать в группах, способствовать формированию: мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, критического мышления через проблемные ситуации, анализ документов, статистических данных; аргументировано высказывать собственную точку зрения по поставленной проблеме.

Работа над мини-проектами: «Моя семья»; «Семейная реликвия», «Семейные традиции».

- воспитательная: продолжить работу по формированию активной гражданской позиции личности учащегося,  эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям; формированию познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, актуализацию субъектного опыта учащихся

Урок способствует развитию ключевых компетентностей:

Коммуникативная компетентность способствует успешной социализации, адаптации и самореализации в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность проявляется через умение владеть монологической и диалогической речью, ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям  других, формирует умение общаться как в группе и за ее пределами.

     Социальная компетентность способствует умению  брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем,  самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Ход урока

 Семья – это счастье, любовь и удача,

 Семья – это летом поездки на дачу.

 Семья – это праздник, семейные даты,

 Подарки, покупки, приятные траты.

 Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

 Мечты о хорошем, волнение и трепет.

 Семья – это труд, друг о друге забота,

 Семья – это много домашней работы.

 Семья – это важно!

 Семья – это сложно!

 Но счастливо жить одному невозможно!

 Всегда будьте вместе, любовь берегите,

 Обиды и ссоры подальше гоните,

 Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

 Какая хорошая Ваша семья!

Учитель: Семья занимает особое место в жизни каждого человека. В ней мы растем, воспитываемся, именно в семье мы усваиваем моральные и нравственные нормы, приобретаем вкусы и манеры, привычки; в семье закладывается характер и идеалы человека. Многие вопросы нашей личной жизни решаются именно в семейном кругу. Благодаря той особой атмосфере доверия, доброжелательства, взаимного уважения, которые присуще семье, принесенная в дом радость становится радостью вдвойне, а случившаяся беда, покажется менее тяжелой. Скоро вы начнете свою самостоятельную жизнь, у вас будут свои дети, которые тоже построят свои семьи. Совершается извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно из главнейших мест.

Прежде чем мы будем говорить на эту тему, ответьте на анкету, размещённую в веб-квесте.

Итак, наиболее популярный вопрос: Почему люди вступают в брак и создают семьи?

Ответы учеников. Обобщая вами сказанное, сделаем вывод:

Мотивы образования семьи (вступления в брак) могут быть самыми разными:

-- любовь,

-- уважение, симпатия,

 -- преодоление одиночества,

-- вынужденное решение (вероятность скорого появления ребенка),

 -- расчет (имущественное и социальное положение супруга, наличие у супруга жилплощади),

-- случайность, сочетание обстоятельств,

-- чувство сострадания к партнеру.

Учитель: Какие из этих мотивов способствуют созданию прочной и счастливой семьи?

Ответы учеников.

Учитель: Итак, дайте определение семьи.

Ученики:

  • семья – это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.
  • семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Работа с учебником 

Учитель: Каковы же отличительные признаки семьи как малой группы?

Ученики:

Во-первых, семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими доверительными связями.

Во-вторых, в семье складываются доверительные отношения между родителями и детьми, в силу чего семья называется типичной первичной группой: эти отношения играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов личности; они формируют чувства целостности, стремление членов семьи полностью разделять присущие ей взгляды и ценности.

В-третьих, семья образуется особым образом: на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви. Для образования других первичных групп  достаточно наличия общих интересов.

Учитель: На каждом этапе развития общества формируются различные потребности общества. Общество ставит определенные задачи перед институтом семьи, что определяет различные социальные роли мужа и жены в семье, социальное поведение личности в обществе. По типам цивилизационной эволюции семьи выделяются: патриархальные, эксплуататорские, эгалитарные.

Работа в группах

Разделитесь на 3 группы, перед вами лежат источники, характеризующие каждый из типов семьи, запишите себе в тетрадь их признаки.

Патриархальный тип

Эксплуататорский тип

Эгалитарный тип

роль лидера отводится старшему мужчине, женщина экономически зависима от супруга, четко разделены мужские и женские обязанности (муж — кормилец, жена — хозяйка).

роль лидера отводится мужчине. Женщина наравне с мужчиной принимает участие в общественном труде, за женщиной сохраняется «исключительное право» на домашний труд.

провозглашает равные доли прав и ответственности всех ее взрослых членов с достаточно независимым положением детей.




















 

Работа с источником

Учитель: Современные семьи различаются также по структуре. Выделяют: нуклеарную,   многопоколенную. Рассмотрим разницу. Работа с источником.

Нуклеарная

Многопоколенная.

Такая семья состоит из необходимых для образования семьи членов — мужа и жены. В нее может входить сколько угодно детей. Стандартная современная нуклеарная семья имеет двоих детей. Возможно образование бездетных нуклеарных семей. Нуклеарная семья оказалась наилучшим образом приспособленной к современному обществу. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной нуклеарной семьей называется такая, в которой есть муж, жена и их дети. Неполная семья образуется по различным причинам: в результате смерти одного из супругов, развода, рождения внебрачного ребенка или усыновления.

это семья, в которой брачная пара и дети живут совместно или недалеко, продолжая контактировать друг с другом. Такие семьи могут включать бабушек и дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, тетей, дядей, племянников и т. д.

Защита мини-проекта Мини-проект Моя семья.

Исследование-опрос

На подготовительном этапе вам необходимо было провести исследование- опрос родителей

«Составьте описание вашей расширенной семьи по плану»:

  • Какие линии родства поддерживает ваша нуклеарная семья?
  • Сколько человек входит в расширенную семью?
  • Какова география расселения ваших родственников?
  • Кто самый старший в роду?
  • Какова статистика рождаемости вашей семьи за последние
    20 — 30 лет?

Презентации учеников.

Моё детство
View more presentations or Upload your own.
Учитель: По числу детей в семье выделяются:
  • бездетная, или инфертильная семья;
  • малодетные семьи — 1-2 ребёнка (недостаточно для естественного прироста)
  • среднедетные семьи — 3-4 ребёнка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики)
  • многодетные семьи — 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений).

У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых. Но семейная жизнь похожа на мешок, в который положили острых камней и начали его трясти. В результате этой тряски получится одно из двух: либо эти камни отшлифуются друг об друга и улягутся, либо они не станут шлифоваться, и тогда мешок порвется, а камни высыплются. Это аллегория. Однако надо понимать, что людям, состоявшим в браке надо либо притираться друг к другу, либо их союз рассыплется. 

Гармоничная семья выполняет много различных функций.

Запись: Функции семьи - это сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно связанные е удовлетворением определенных потребностей ее членов.

Работа с учебником

В ходе самостоятельной работы с текстом учебника  мы познакомимся с  основными  функции семьи.  Работа с текстом учебника стр. 198. последний абзац


 


 


 


 

 

 

 

 

Ученики:

функция Удовлетворение потребностей
репродуктивная

Воспроизводство населения.. Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная Социализация молодого поколения, передача норм культуры
Хозяйственная Ведение домашнего хозяйства
Экономическая                         

Материальное обеспечение семьи

Эмоциональная

Взаимная психологическая поддержка

Социально-статусная

Наследование принадлежности к тому классу, расе, нации, религиозной группе, к которым принадлежит семья

Первичный социальный контроль

Определение норм поведения семьи в различных сферах

Духовное общение и досуг организацию  рационального  досуга  и осуществляет  контроль  в   сфере   досуга
Рекреативная функция    Восстановление и укрепление  физических, психологических,  эмоциональных  и   духовных   сил человека после трудового рабочего дня.
Учитель: Проверим, что у вас получилось...

Где семья, там покой и уют.

Пусть в семье утихают раздоры.

Берегите, цените семью,

Ведь она вам — судьба и опора.

Защита мини-проектов

Вы подготовили мини-проекты «Семейные традиции», «Семейная реликвия». Защита проектов.

Исходя из ваших исследований, сформулируйте   законы сохранения семьи.

Ученики:

  • Наличие и поддержание любви.
  • Психологическая совместимость и нравственная грамотность.
  • Приятие семейно-бытовых обязанностей и согласие в их распределении.
  • Наличие минимума материального благополучия.
  • Сохранение благоприятных отношений с родственниками.
  • Культурно-духовная совместимость.

Учитель: Итак, на сегодняшнем уроке мы: изучили семью как малую группу, проанализировали типы семьи, структуру семьи, изучили её функции.

Русская императрица Александра Федоровна, жена Николая II,  в «Записках о семейной жизни» в 1899 г. написала так:

«Дом, каким бы он не был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что, в каких бы краях человек потом не странствовал, сколько бы лет не прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души».

Рефлексия: Я прошу каждого из вас в качестве итога продолжить фразы: «На мой взгляд, счастливая семья – это…», «Мою семью можно назвать счастливой, потому что…».

Для тех, кто затрудняется продолжить фразу, составьте синквейн о семье

Домашнее задание. По группам:

1. для слабых учащихся: напишите сочинение о значении семьи в вашей жизни;

2. для сильных учеников: проведите исследование среди ваших сверстников о значении семьи в их жизни. Напишите исследовательскую работу на тему: Значение семьи в современном обществе
















 









 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн