Конкурс методических разработок уроков (учебных занятий) и внеклассных мероприятий среди педагогов по теме Проекта
Урок открытия новых знаний в 10 классе.
В семейном кругу
Разработала учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 22 г. Балаково Саратовской области Чуйкина Елена Николаевна
Цели урока:
- образовательная: формирование и систематизация знаний учащихся по теме. Формирование системы знаний о социальных функциях семьи, классификации типов семейных структур (тип семьи).
- развивающая: продолжить работу над выработкой у учащихся умения анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах, умения получать и осмысливать социальную информацию, осваивать учебный материал с помощью практической деятельности, использовать различные источники данных; работать в группах, способствовать формированию: мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, критического мышления через проблемные ситуации, анализ документов, статистических данных; аргументировано высказывать собственную точку зрения по поставленной проблеме.
Работа над мини-проектами: «Моя семья»; «Семейная реликвия», «Семейные традиции».
- воспитательная: продолжить работу по формированию активной гражданской позиции личности учащегося, эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям; формированию познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, актуализацию субъектного опыта учащихся
Урок способствует развитию ключевых компетентностей:
Коммуникативная компетентность способствует успешной социализации, адаптации и самореализации в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность проявляется через умение владеть монологической и диалогической речью, ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других, формирует умение общаться как в группе и за ее пределами.
Социальная компетентность способствует умению брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем, самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Ход урока
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Учитель: Семья занимает особое место в жизни каждого человека. В ней мы растем, воспитываемся, именно в семье мы усваиваем моральные и нравственные нормы, приобретаем вкусы и манеры, привычки; в семье закладывается характер и идеалы человека. Многие вопросы нашей личной жизни решаются именно в семейном кругу. Благодаря той особой атмосфере доверия, доброжелательства, взаимного уважения, которые присуще семье, принесенная в дом радость становится радостью вдвойне, а случившаяся беда, покажется менее тяжелой. Скоро вы начнете свою самостоятельную жизнь, у вас будут свои дети, которые тоже построят свои семьи. Совершается извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно из главнейших мест.
Прежде чем мы будем говорить на эту тему, ответьте на анкету, размещённую в веб-квесте.
Итак, наиболее популярный вопрос: Почему люди вступают в брак и создают семьи?
Ответы учеников. Обобщая вами сказанное, сделаем вывод:
Мотивы образования семьи (вступления в брак) могут быть самыми разными:
-- любовь,
-- уважение, симпатия,
-- преодоление одиночества,
-- вынужденное решение (вероятность скорого появления ребенка),
-- расчет (имущественное и социальное положение супруга, наличие у супруга жилплощади),
-- случайность, сочетание обстоятельств,
-- чувство сострадания к партнеру.
Учитель: Какие из этих мотивов способствуют созданию прочной и счастливой семьи?
Ответы учеников.
Учитель: Итак, дайте определение семьи.
Ученики:
- семья – это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.
- семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Работа с учебником
Учитель: Каковы же отличительные признаки семьи как малой группы?
Ученики:
Во-первых, семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими доверительными связями.
Во-вторых, в семье складываются доверительные отношения между родителями и детьми, в силу чего семья называется типичной первичной группой: эти отношения играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов личности; они формируют чувства целостности, стремление членов семьи полностью разделять присущие ей взгляды и ценности.
В-третьих, семья образуется особым образом: на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви. Для образования других первичных групп достаточно наличия общих интересов.
Учитель: На каждом этапе развития общества формируются различные потребности общества. Общество ставит определенные задачи перед институтом семьи, что определяет различные социальные роли мужа и жены в семье, социальное поведение личности в обществе. По типам цивилизационной эволюции семьи выделяются: патриархальные, эксплуататорские, эгалитарные.
Работа в группах
Разделитесь на 3 группы, перед вами лежат источники, характеризующие каждый из типов семьи, запишите себе в тетрадь их признаки.
Патриархальный тип
|
Эксплуататорский тип
|
Эгалитарный тип
|
роль лидера отводится старшему мужчине, женщина экономически зависима от супруга, четко разделены мужские и женские обязанности (муж — кормилец, жена — хозяйка).
|
роль лидера отводится мужчине. Женщина наравне с мужчиной принимает участие в общественном труде, за женщиной сохраняется «исключительное право» на домашний труд.
|
провозглашает равные доли прав и ответственности всех ее взрослых членов с достаточно независимым положением детей.
|
Работа с источником
Учитель: Современные семьи различаются также по структуре. Выделяют: нуклеарную, многопоколенную. Рассмотрим разницу. Работа с источником.
Нуклеарная
|
Многопоколенная.
|
Такая семья состоит из необходимых для образования семьи членов — мужа и жены. В нее может входить сколько угодно детей. Стандартная современная нуклеарная семья имеет двоих детей. Возможно образование бездетных нуклеарных семей. Нуклеарная семья оказалась наилучшим образом приспособленной к современному обществу. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной нуклеарной семьей называется такая, в которой есть муж, жена и их дети. Неполная семья образуется по различным причинам: в результате смерти одного из супругов, развода, рождения внебрачного ребенка или усыновления.
|
это семья, в которой брачная пара и дети живут совместно или недалеко, продолжая контактировать друг с другом. Такие семьи могут включать бабушек и дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, тетей, дядей, племянников и т. д.
|
Защита мини-проекта Мини-проект Моя семья.
Исследование-опрос
На подготовительном этапе вам необходимо было провести исследование- опрос родителей
«Составьте описание вашей расширенной семьи по плану»:
- Какие линии родства поддерживает ваша нуклеарная семья?
- Сколько человек входит в расширенную семью?
- Какова география расселения ваших родственников?
- Кто самый старший в роду?
- Какова статистика рождаемости вашей семьи за последние
20 — 30 лет?
Презентации учеников.
- бездетная, или инфертильная семья;
- малодетные семьи — 1-2 ребёнка (недостаточно для естественного прироста)
- среднедетные семьи — 3-4 ребёнка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики)
- многодетные семьи — 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений).
У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых. Но семейная жизнь похожа на мешок, в который положили острых камней и начали его трясти. В результате этой тряски получится одно из двух: либо эти камни отшлифуются друг об друга и улягутся, либо они не станут шлифоваться, и тогда мешок порвется, а камни высыплются. Это аллегория. Однако надо понимать, что людям, состоявшим в браке надо либо притираться друг к другу, либо их союз рассыплется.
Гармоничная семья выполняет много различных функций.
Запись: Функции семьи - это сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно связанные е удовлетворением определенных потребностей ее членов.
Работа с учебником
В ходе самостоятельной работы с текстом учебника мы познакомимся с основными функции семьи. Работа с текстом учебника стр. 198. последний абзац
Ученики:
функция |
Удовлетворение потребностей |
репродуктивная |
Воспроизводство населения.. Удовлетворение потребности в детях
|
Воспитательная |
Социализация молодого поколения, передача норм культуры |
Хозяйственная |
Ведение домашнего хозяйства |
Экономическая |
Материальное обеспечение семьи
|
Эмоциональная |
Взаимная психологическая поддержка
|
Социально-статусная |
Наследование принадлежности к тому классу, расе, нации, религиозной группе, к которым принадлежит семья
|
Первичный социальный контроль |
Определение норм поведения семьи в различных сферах
|
Духовное общение и досуг |
организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга |
Рекреативная функция |
Восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. |
Учитель: Проверим, что у вас получилось...
Где семья, там покой и уют.
Пусть в семье утихают раздоры.
Берегите, цените семью,
Ведь она вам — судьба и опора.
Защита мини-проектов
Вы подготовили мини-проекты «Семейные традиции», «Семейная реликвия». Защита проектов.
Исходя из ваших исследований, сформулируйте законы сохранения семьи.
Ученики:
- Наличие и поддержание любви.
- Психологическая совместимость и нравственная грамотность.
- Приятие семейно-бытовых обязанностей и согласие в их распределении.
- Наличие минимума материального благополучия.
- Сохранение благоприятных отношений с родственниками.
- Культурно-духовная совместимость.
Учитель: Итак, на сегодняшнем уроке мы: изучили семью как малую группу, проанализировали типы семьи, структуру семьи, изучили её функции.
Русская императрица Александра Федоровна, жена Николая II, в «Записках о семейной жизни» в 1899 г. написала так:
«Дом, каким бы он не был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что, в каких бы краях человек потом не странствовал, сколько бы лет не прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души».
Рефлексия: Я прошу каждого из вас в качестве итога продолжить фразы: «На мой взгляд, счастливая семья – это…», «Мою семью можно назвать счастливой, потому что…».
Для тех, кто затрудняется продолжить фразу, составьте синквейн о семье
Домашнее задание. По группам:
1. для слабых учащихся: напишите сочинение о значении семьи в вашей жизни;
2. для сильных учеников: проведите исследование среди ваших сверстников о значении семьи в их жизни. Напишите исследовательскую работу на тему: Значение семьи в современном обществе
|