Открытый урок обществознания в 8 классе по теме: «Роль государства в экономике».
Организационный момент.
Настрой на урок.
« Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».
Ян Амос Коменский.
Урок – это 2700 секунд, пусть полезной станет каждая!
Актуализация знаний.
А) Работа по карточкам, тест для слабых ребят.
1) Что такое предпринимательство? Чем предпринимательская деятельность отличается от других форм хозяйствования?
2) Какие функции выполняет предпринимательство?
Б) Работа с классом.
Вставьте пропущенные слова:
Экономика – это … , используемое людьми для обеспечения жизни;
Основной производственной ячейкой, где создаются экономические блага, является … ;
Продукт труда, произведённый для продажи - … ;
Труд, … , капитал, предпринимательство, информация – это … ;
… - это ценная бумага, свидетельствующая о вложении капитала в … и подтверждающая право на получение части его прибыли.
Верны ли суждения о предпринимательской деятельности: а) предпринимательскую деятельность можно вести в одиночку; б) предпринимательская деятельность всегда позволяет человеку повысить свои доходы?
Верны ли суждения о малом предпринимательстве: а) малое предпринимательство позволяет исключить риск банкротства; б) малое предпринимательство имеет незначительные расходы на аппарат управления?
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «юридическое лицо».
Проанализируйте виды ресурсов с помощью таблицы. Напротив каждого названного в столбце экономического фактора вам надо поставить крестик в том месте, которое укажет, к какому виду ресурсов он относится.
Земля
Труд
Капитал
Управление
Деньги
+
Наёмный работник
+
Пашня
+
Станки
+
Машинист
электровоза
+
Акции
+
Принятие решений
+
Горная река
+
Мотивация.
Ребята, к какой сфере общественной жизни относятся те знания, которые мы с вами повторили?
А какие сферы общественной жизни, помимо эк-ой, существуют ещё?
Какова особенность их существования в обществе?
Следовательно, государство, как институт политической жизни не может быть изолировано от экономической жизни.
В настоящее время сформировалось мнение о том, что экономическая жизнь может быть организована по разному.
Далее работа со схемами: «Типы экономических систем и их характеристика». Выводы:
Традиционная система: здесь государство не вмешивается в экономические отношения.
Командная система: государство полностью контролирует экономику.
Рыночная система: государство защищает рыночные отношения, гарантирует порядок, принуждает нести ответственность тем, кто действует вне закона, совершает преступления.
На основании представленной информации попробуйте сформулировать, о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какова его тема?
Изучение нового материала.
Тема. Роль государства в экономике.
План изучения нового материала.
Зачем экономике государство.
Налоговая система.
Государственный бюджет.
Эпиграф: «Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Аристотель
Работа в группах.
1-я группа. Зачем экономике государство.
2-я группа. Налоговая система.
3-я группа. Государственный бюджет.
Проверка задания для I группы.
Ребята, какой вывод мы можем сделать по 1-му вопросу нашего плана? Зачем экономике государство?
Вывод: государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и тд.
Функции государства в экономике мы определили, теперь рассмотрим, с помощью каких рычагов государство может осуществить эти функции.
Проверка задания для II группы.
………
А сейчас обратимся к рубрике «Мудрые мысли». «Налоги – это плата за цивилизованное общество». Холмз.
Ребята. Как вы понимаете это высказывание?
Вывод: налогообложение является важным механизмом государственного регулирования экономики.
К числу важных рычагов гос. регулирования экономики мы можем отнести также госбюджет.
Проверка задания III группы.
Ребята, как вы поняли, нужен ли государству бюджет? С какой целью он составляется?
Вывод: госбюджет – это важный документ, закон, который необходимо выполнять для развития всех сфер общественной жизни, для поддержания стабильности в государстве.
Закрепление.
Ребята, может ли экономика обойтись без государства? Какова роль государства в экономике?
- Государство выполняет значимые функции по регулированию экономической жизни общества;
- В условиях рыночной экономики государство призвано устранять негативные последствия рыночной стихии;
- Важными механизмами государственного регулирования являются налогообложение и государственный бюджет;
- Налогообложение и государственный бюджет направлены на перераспределение доходов отдельных граждан и групп в интересах всего общества и обеспечение стабильного развития экономики.