Сведения об авторе: Малофеева Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с Сосновка Саратовского района, Саратовской области»
Предмет: русский язык
Класс: 7
Авторы УМК: Русский язык 7 класс. /Автор-составитель М.Т. Баранов,Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч.рук.Н.М.Шанский.М.Просвещение 2013год
Тема урока: Публицистический стиль.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Форма урока: Урок-проект
Цели урока:
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательные: расширить знания по теме «Стили речи», закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
ХОД УРОКА:
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
УУД
|
|
I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.
|
Целеполагание
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками .
Самоопределение
|
|
Звучит музыка «Времена года» П. Чайковского. Урок начинается с просмотра презентации о селе Сосновка (природа села в разные времена года).
Ребята, наш урок начался необычно. А чему будет посвящен сегодняшний урок?
Да, ребята, осенью, в конце сентября, по традиции мы отмечаем праздник-День села, поэтому мы сегодня будет говорить о наше малой родине – о Сосновке, о её истории, о достопримечательностях. А к концу урока мы должны с вами оформить поздравительную газету ко Дню села.
|
На фоне музыки и слайдов Малофеева Полина читает стихотворение Н. Усачевой о селе (Приложение №2)
Бор сосновый и березки белоствольные, и трепетные робкие осины
И дубы – могучие и вольные, может ли прекрасней быть картина.
Среди этой красоты, в низинке ловко, так что и с дороги не видать
Притаилась милая Сосновка, будто в прятки вздумала сыграть….
Предположительные ответы детей: На уроке мы будем говорить о нашем селе, о нашей малой родине, о Сосновке.
|
|
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности
|
|
А сейчас перед вами на доске «слепой» кластер по теме «Стили речи», состоящий из 5 веточек (название стиля, особенности каждого стиля, жанры). Вам необходимо его заполнить.
Одна веточка кластера остается не заполненной, (это новая тема сегодняшнего урока- публицистический стиль)
Предлагается разноуровневый кластер для детей с повышенной мотивацией и «слабых» (Эта работа необходима, пустой кластер на доске предлагается детям с повышенной мотивацией(4чел), частично заполненный - слабым детям, в заранее оформленных карточках-кластерах).
Взаимопроверка.
Анализ ошибок.
В течение урока вы будете себя самостоятельно оценивать, результаты фиксировать в оценочном листе.
|
4 учащихся (с сильной мотивацией) работают у доски, заполняя «каждую ветвь» по всем требованиям, другие(слабые) работаю в заранее подготовленных карточках- кластерах, заполняют частично.
Проводится взаимопроверка по эталону.
Учащиеся оценивают себя в оценочном листе(Приложение №1).
|
Поиск и выделение необходимой информации;умение работать с опорными схемами и таблицами; умение структурировать полученные знания .
Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия.
Умение анализировать языковой материал.
Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника.
Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция.
|
|
III. Этап выявления места и причины затруднений и выхода из затруднения
Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
|
|
Почему предыдущее задание по заполнению кластера вызвало затруднение?
Как можно решить возникшую проблему, если мы знаем, что все знания по данной теме пригодятся на обобщающем уроке по теме «Стили речи».
|
Учащиеся анализируют затруднения, которые возникли в процессе выполнения предыдущего задания.
|
Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся.
|
|
IV. Этап реализации построенного проекта.
Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
|
|
|
В качестве домашней работы вы выполняли индивидуальные проекты по разным стилям речи.
1-я группа должна представить «продукт» проекта в художественном стиле, 2-я группа в научном стиле, 3-я в официально-деловом, 4-я в разговорном стиле.
Предоставляется слово 1ой группе и. т.д
|
1-я группа представляет синквейн и поздравление в стихах, посвященные малой родине, выполненные в художественном стиле ,2-я группа представляет историческую справку о Сосновке из архива
( научный), 3я-группа – объявление - приглашение на праздник села (официально-деловой),4-я – анекдот, придуманный самими учащимися о том, как они готовились ко Дню села( разговорный). Газета сразу же оформляется, работы вклеиваются в пустые графы. В результате должна получиться поздравительная газета, посвященная праздничной дате, со стихами, с исторической справкой о селе, с синквейном и др.
Учащиеся оценивают себя в оценочном листе( кто участвовал в подготовке мини- проектов к уроку).
|
Личностный результат УУД:
- стремление к речевому самосовершенствованию,
- умение представить работу перед зрителями.
|
V. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи речи.
Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.
|
Личностный результат УУД:
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Оценка деятельности; саморегуляция .
Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса .
Коммуникативный результат: управление поведением партнера в группе.
|
|
Ребята, на доске мы видим частично заполненный кластер, осталась не оформленной одна «веточка» - это пятый стиль речи, о котором вы уже слышали в предыдущих классах.
Вот его основные черты: воздействие на публику, в чем-то их убедить, к чему-то призвать. В этом стиле используется разнообразные средства выразительности. Учитель приводит примеры текстов. Так о каком стиле речи сегодня пойдет речь?
После того, как учащиеся сформулировали тему урока, учитель предлагает просмотр презентации(3-4слайда) по новой теме «Публицистический стиль».
Учитель наблюдает и направляет учащихся по выполнению намеченного плана.
Первичное закрепление
Предлагаю провести «ГИА- минутку» (Работа в группах). На ГИА в работе по русскому языку в 9 классе в задании А3 вам необходимо будет найти в предложенном тексте средства выразительности лексики и синтаксиса.
Я предлагаю представить, что вы уже на экзамене, и в предложенных текстах (публицистического стиля)
1группе необходимо найти фразеологизмы, 2 группе - книжную лексику высокого стиля, 3группе-восклицательные предложения, 4 группе- слова в переносном значении.
|
Учащиеся самостоятельно определяют
тему урока - «Публицистический стиль».
Просмотр презентации.
Формируются 4группы. Каждой группе предлагается по одному тексту публицистического стиля. Учащиеся находят средства изобразительной выразительности, заявленные учителем. Учащиеся выбирают, исключая лишнее, и ранжируют шаги решения проблемы, обсуждают и корректируют свою работу.
Представители групп рассказывают о результатах работы, делают выводы.
Работа в группах оценивается учащимися, и результаты заносятся в оценочный лист.
|
|
VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.
|
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результаты с заданным эталоном, коррекция.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
|
|
Организует индивидуальное исследование по упражнению №61.
Найдите признаки публицистического стиля, выпишите их:
1.
2.
3.
4.
|
Учащиеся индивидуально составляют алгоритм выполнения этого задания:
1.
2.
3.
4.
Учащиеся оценивают себя в оценочном листе.
|
|
VII. Этап включения в систему знаний и повторения.
Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
|
Личностный результат УУД:
- стремление к речевому самосовершенствованию.
Регулятивные: прогнозирование
|
|
Зачем же нам нужно изучать стили речи?
Ребята, впереди нас ждет итоговый урок по стилям речи. Для того чтобы включить новые знания в систему, необходимо проверить себя, все ли вы усвоили. Для этого проводим групповую работу. Все знания по теме «Стили речи», полученные ранее и на сегодняшнем уроке, обобщаются.
Каждой группе предлагаются мини- тексты разных стилей, необходимо определить стили текстов и найти отличительные черты каждого стиля.
|
Ребята отвечают на вопросы, делают выводы.
Формируются группы.
Учащиеся выбирают, исключая лишнее, и ранжируют шаги решения проблемы, обсуждают и корректируют свою работу( по отличительным чертам определят стиль речи)
Учащиеся оценивают себя в оценочном листе.
|
|
VIII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.
|
Личностный результат УУД:
- способность к самооценке.
Регулятивные: волевая саморегуляция
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
|
|
При проведении рефлексии учитель предлагает воспользоваться приемом «Плюс-минус-интересно».
Домашнее задание: подготовить устное выступление - обращение в публицистическом стиле(записать развернутый план, рабочие материалы к нему)
|
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотели узнать по данному вопросу.
Учащиеся высказываются, используя прием «Плюс-минус-интересно».
Учащиеся оценивают себя самостоятельно, с помощью оценочных листов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №1 Лист оценочной деятельности __________________(Ф.И. учащегося)
Формулировка выводов, рассуждения на уроке
|
Работа у доски с кластером и в карточках-кластерах
|
Индивидуальная работа(упражнение)
|
Работа в группах
|
Создание проекта
|
Представление проекта
|
|
|
|
|
|
|
3вида деятельности=3 балла; 4вида деятельности=4 балла; 5-6 видов деятельности=5 баллов
Приложение №2
Бор сосновый и березки белоствольные, и трепетные робкие осины
И дубы – могучие и вольные, может ли прекрасней быть картина!
Среди этой красоты, в низинке ловко, так что и с дороги не видать,
Притаилась милая Сосновка, будто в прятки вздумала сыграть.
Как с дороги съедешь косогором, что идет по лесополосе,
Пред твоим она предстанет взором, вот она - во всей своей красе!
Ивущки –Аленушки тенистые, над прозрачной маленькой рекой,
Родники вокруг с хрустально чистой, аж звенящей голубой водой.
Заросли смородины в округе, здесь душе спокойно и тепло,
А какие здесь в Сосновке люди! Потому и доброе село.
Здесь тебя всегда радушно встретят, словно бы родного, своего.
Не откажут, в горести - приветят, и в беде не бросят одного.
Может лучше есть края – не спорю, только ты на век в моей судьбе!
Потому Сосновка я не скрою, мое сердце отдано тебе!
Усачева Наталья
|