Конспект урока
Предмет: литературное чтение, комбинированный урок
Тема: « Собака – друг человека»
Продолжительность: 1 урок( 45 минут)
Класс: 2 класс
Технологии: компьютерная презентация
Конспект урока:
Цели урока:
Работать над выразительностью и правильностью чтения художественного произведения Б.Заходера «Песня бездомных собак», учить выделять основной смысл стихотворения, соотносить его со своим опытом.
Содействовать развитию у детей внимания, умения размышлять, осмысливать, делать самоанализ.
Выявить нравственную позицию ребёнка в его отношениях с животными, воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к четвероногим друзьям.
Оборудование:
Компьютерная презентация, учебник литературного чтения для 2 класса «Парус» под ред. Рыбаковой А.В., Артемьевой Т.В. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, карта мира, книги Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес» и А.Милена «Винни-Пух и все, все, все», книги Б.Заходера, иллюстрации пород собак, выставка работ учащихся «Моё любимое домашнее животное».
Ход урока.
I. Организационный момент.
На доске три облака (радостное, грустное, не выражающее чувств)
Учитель: Посмотрите внимательно на облака. Какое облако вам больше нравится?
Ответы детей.
Учитель: Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока такое настроение будет у всех.
II. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
Учитель: Угадайте загадку и определите проблему урока.
Кто встречает у порога
Вас как верного друга?
Кто, увидев вас так рад
И бежит, поджав свой хвост?
Ответы детей.
Учитель: Что нам предстоит узнать на этом уроке?
Ответы детей.
Слайд: «Тема урока: Собака – друг человека»
Учитель: Все ли собаки хотят дружить? Каковы ваши предположения?
Ответы детей и запись версий на доске.
Слайд «Б.Заходер. Песня бездомных собак»
III. Актуализация знаний.
Учитель: Каких любимых домашних животных вы нарисовали дома и подготовили по этому рисунку рассказ?
Ответы детей у доски около своей картины.
IV. Открытие нового знания.
1. Знакомство с автором произведения.
Слайды о Б.В. Заходере
Учитель: Борис Владимирович Заходер родился в 1918 году в Молдавии (показывает на карте).Он автор книг «Мартышкино завтра», «Никто и другие», « Кто на кого похож» (демонстрация книг). Он пересказал классические произведения зарубежной детской литературы – «Алиса в стране чудес» Л.Кэрролла, «Винни-Пух и все, все, все» А.Милена (демонстрация книг).
2. Словарно- орфоэпическая работа.
Слайд: «Запомни»
Бездомный – без дома
Беззащитный – без защиты
Беспородный – без породы
Презирают – не любят
Воем отчаянно – воем от горя
Учитель: Внимательно прочитайте, что означают эти слова. Напишите в словарик. А теперь правильно повторяйте за мной. Давайте составим с ними словосочетания и предложения. Напишите 1 понравившееся предложение в тетрадь. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся)
Ответы детей.
3. Первичное самостоятельное знакомство с произведением.
Учитель: Ваша задача – прочитать стихотворение и определить, что нового узнали.
Ответы детей и запись на доске новых знаний о собаках.
4. Подготовка к выразительному чтению.
Учитель: Какое чувство вызывает это стихотворение?
Ответы детей.
( Два ученика работают у доски: выбирают в стихотворении слова, которые вызывают чувство жалости и чувство радости)
Учитель: В каких строчках вам особенно жалко собак?
Выборочное чтение учащихся.
Учитель: Сравните слова, написанные на доске. Чем они отличаются? Чем похожи? Найдите лишнее.
Ответы детей.
Учитель: Найдите и прочитайте вопросительные предложения, восклицательные предложения. Будьте внимательны. Вспомните, как их нужно читать. А как нужно читать предложения с запятыми?
Ответы и упражнения детей в чтении указанных предложений.
Учитель: Для того, чтобы услышать стихотворную речь, огромное значение имеет выразительное чтение. Выразительное поэтическое слово не только учит слушать и слышать речь, но и затрагивает душу, заставляет задуматься над важными жизненными вопросами.
5. Выразительное чтение учащихся.
6. Формулирование вывода по изученному произведению.
Учитель: Как мы можем помочь бездомным собакам?
(Дети работают группами и находят пути решения этой проблемы)
Ответы детей.
V. Физкультминутка.
Учитель: На доске вопросы и ответы. Один ученик будет читать вопросы, а все остальные будете читать хором и выполнять движения.
-Как собаки бегают?
-Вот так! Вот так!(повторяется 3 раза)
-Как они смотрят по сторонам?
-Вправо, влево, вверх и вниз!(повторяется 3 раза)
-А как они садятся?
-На задние лапки, поджав хвост!
VI. Применение новых знаний.
1. Работа с пословицами.
Слайд «Пословицы»
Чтение пословиц в учебнике.
Учитель: Чем сходны эти пословицы? Какие из них больше подходят к теме сегодняшнего урока? Почему так думаете?
Ответы детей.
Учитель: Собаки - самые преданные хозяину существа. Заслуги собак перед человеком огромны. В Париже стоит памятник легендарному сенбернару Барри. Он спасал людей в Альпах зимой. В Италии есть памятник псу Верному. Он ежедневно в течение 14 лет ходил на вокзал встречать своего хозяина, который погиб на войне.
А какую же информацию вы нашли дома о собаках?
2. Сообщения учащихся о собаках.
Дети: 1) Считается, что предок домашней собаки – волк был первым животным, которого человек принял в свой дом. Это произошло 20 тысяч лет назад. Сейчас на Земле более 400 пород собак.
Показ иллюстраций пород собак.
2) На Руси с древних времён собаки помогали охотникам. У Петра I была собака – связная. Она разносила его письма и распоряжения.
3 ) Л.Н.Толстой написал рассказ о пожарной собаке по кличке Боб, которая вынесла из огня 12 маленьких детей.
4) Собаки-таможенники научились находить взрывчатку и даже оружие, которым могут воспользоваться бандиты, террористы, также они находят наркотики.
Учитель: Что узнали о собаках? Напишите на доске.
Ответы детей и запись на доске новых сведений о собаках.
3. Игра «Кто больше знает клички собак?»
Учитель: Будем передавать друг другу мяч и называть кличку собак.
VII. Итог урока.
Учитель:Какой ответ на основной вопрос мы дадим? Чьи версии подтвердились? Ответы детей.
Учитель: У кого дома есть собака?
Рассказы детей.
Учитель: А как нужно ухаживать за ними?
(Работа детей группами и составление правил ухода за собаками)
Ответы детей.
VIII. Оценивание обучающимися своей работы на уроке.
IX. Домашняя работа.
Учитель: А вот сейчас вам домашнее задание. Перед вами лучи солнца. Вспомните, когда вы сделали что-то хорошее другому: человеку, животному, проявили сострадание, пусть что-то маленькое, но такое, от чего другому стало приятно, а у вас на душе светлее.
Дома напишите об этом на луче солнца. А завтра мы оформим солнышко с вашими лучами.