Семинар-практикум для воспитателей "Самотоятельная музыкальная деятельность в группе"
Submitted by Екатерина Ивановна Егорова on Fri, 14/03/2014 - 13:13
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППЕ
Как известно, музыка – это тоже язык и как считают ученые, способность понимать музыкальный язык , говорить на языке музыки, (петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах) развивается по тем же законам, что и разговорная речь. Это значит, что чем чаще и чем раньше ребенок погружается в мир музыкальных звуков, тем лучше он понимает музыку, охотнее занимается каким-либо видом музыкальной деятельности , тем ярче у него проявляются музыкальные задатки. Поэтому большую роль здесь играют не только музыкальные занятия в саду или где – либо еще, но и вся окружающая среда – это семья, это группа в саду, где ребенок проводит большую часть своей жизни.
Само выражение «Самостоятельная музыкальная деятельность» говорит о том, что дети сами организуют музыкальные игры, песни, танцы. Но, конечно, им сначала нужно в этом помочь. Роль воспитателя здесь заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах музыкальной деятельности. Но для этого нужно самим знать как можно занятия музыкой превратить в увлекательную игру. Сначала нужно задать себе простой вопрос. А зачем вообще нужна людям музыка? Первые слова, которое приходит на ум – это радость, удовольствие, что-то очень приятное. Это значит, что и занятия музыкой должны приносить в первую очередь радость и удовольствие. На самом деле то психологическое состояние, которое испытывает ребенок при музыкальной деятельности – это очень важно, может быть даже важней, чем овладение навыками и умениями. Именно это состояние в конечном итоге определит, станет ли ребенок большим любителем музыки или нет. Есть одна китайская мудрость: «Люди могут забыть слова, которые вы им говорили, но они никогда не забудут чувств, которые вы у них вызвали».
Сейчас во многих группах есть музыкальные центры, диски с песнями, с караоке, под которые можно танцевать и петь. Это очень хорошо, когда воспитатели включают музыку, давая детям возможность самовыражения, получить радость от совместных песен и танцев, просто возможность снять накопившиеся за день напряжение., ведь дети тоже за день устают. Но с этим вопросом более или менее понятно и я не буду на нем задерживаться. В каждой группе также есть и музыкальные уголки с детскими инструментами и именно на этом мне бы хотелось остановиться более подробно.
Музыкальные инструменты для детей всегда были очень притягательными предметами, они очень хотят на них играть. Музыкальные инструмент для маленького ребенка – это символ музыки. Игра на музыкальных инструментах способствует в реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, преодолевается застенчивость, развиваются творческие способности.
Второй месяц я занимаюсь со старшими детьми элементарным музицированием на детских музыкальных инструментах» Данный этап – это прежде всего игра со звуками, рассказывание «сказок- шумелок», спонтанная импровизация, игра различных ритмов под музыку. То, чем мы занимаемся с конца сентября мы вам и покажем, но с вашей помощью. Надеюсь, вы что-то возьмете для себя или по крайней мере будет от чего оттолкнуться.
Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с инструментами являются сказки – шумелки. В такой сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить с помощью инструмента. Конечно, нужно подбирать подходящие для этого сказки, например «Теремок», «Репка», где для каждого персонажа подбирается свой инструмент. Можно самим сочинять небольшие рассказы, прямо на ходу, подключая к этому детей. Главное задать какую-либо тему, например «Прогулка в лес». Спросить детей, что и кого можно услышать в лесу, подобрать соответствующие инструменты.
Прежде, чем мы вам покажем одну из таких сказок -шумелок, я покажу вам некоторые самодельные музыкальные инструменты. Тут может возникнуть вопрос. Зачем они нужны. Ведь все можно купить в магазине. Дело в том , что играя на самодельных инструментах, у детей проявляется интерес к различным звукам, он начинает понимать, что весь наш окружающий мир музыкален, и что практически любой предмет может издавать интересный звук.
Мои инструменты крайне просты в изготовлении – для меня главное было, чтобы они представляли разные виды звуков – стук, бренчание, шуршание, звон и т.д.
(Далее идет показ инструментов)
А сейчас мы предлагаем вам послушать сказку –шумелку «ТАНЕЦ ДЛЯ МЫШКИ» (Авторы Т. И С. Железновы)
СКАЗКА.
Жила-была в большом доме маленькая мышка. Сидела она на кухне за холодильником. Сидела, сидела и заскучала.
« Там в комнате светло» - сказала мышка.
МЕТАЛЛОФОН
Там много места и можно бегать и танцевать!
КСИЛОФОН
Она вылезла из норки и побежала к знакомому таракану.
ПАЛЬЦАМИ БЕГАТЬ ПО БАРАБАНУ
Усатый таракан сидел под большим пакетом.
РУБЕЛЬ
Мышка спросила у таракана; «Ты сможешь сыграть или спеть? А я буду танцевать!
«Мне некогда, я ищу себе еду,- сказал таракан и уполз.
РАСЧЕСКА
И побежала мышка дальше.
БЕГАТЬ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ
Бежит мышка бежит, а навстречу ей летит муха.
ЖУЖЖАТЬ
Мышка ей и говорит: « Ты сможешь сыграть или спеть? А я буду танцевать! « Я устала и буду отдыхать» -прожужжала муха и села на стол.
ЖУЖЖАНИЕ
И побежала мышка дальше. Бежит она, бежит, а с потолка на паутинке спускается паучок.
ГИТАРА
Мышка ему и говорит: « Ты сможешь сыграть или спеть? А я буду танцевать! Ничего не сказал паучок и убежал.
ГИТАРА
И побежала мышка обратно к себе домой и вдруг услышала тихую музыку
КЛАВЕСЫ
Мышка подошла к большим часам, а они застучали еще громче. КЛАВЕСЫ
Какая красивая музыка, - сказала мышка и начала танцевать
ВСЕ ИГРАЮТ.
А сейчас мы с вами расскажем сказку «Чей голос лучше» Я вам сейчас раздам кухонную посуду, оказывается она тоже умеет петь. Я буду рассказывать сказку, а вы мне помогать.
Однажды на кухне поспорила посуда: «чей голос лучше. « У меня просто волшебный голос», - сказал большой хрустальный бокал и он зазвенел ………
«У нас тоже приятные голоса», сказали две чашки. Одна из них была побольше, другая поменьше и их ставили на стол вместе. «Мы вместе можем спеть песенку», - сказали чашки и зазвенели……… « Мы тоже умеем играть», сказали деревянные ложки и сыграли что-то веселое……. «Лучше послушайте меня», сказала баночка с крупой и загремела вот так………» Голос очень тихий и не очень приятный»,- сказала большая кастрюля, «Послушайте лучше меня.»……….. Но тут Катенька, которая стояла за дверью и все слышала, закричала: «Бабушка! Я нашла музыкальные инструменты, идите на кухню! И она включила магнитофон и все стали играть под музыку, а мама запела и это был самый лучший голос.
Еще один вид музыкальной деятельности, который мы вам покажем – это спонтанная импровизация. Хотелось бы особо подчеркнуть, что мы говорим о первичных , элементарных формах музыкальной импровизации, доступных каждому человеку. Импровизирующий находит отправную точку не вне себя, а в себе, в своем спонтанном состоянии. Импровизация здесь связана не с прошлым опытом, а с текущим моментом, с сиюминутным психическим состоянием человека.
Тут очень важно понимать, что результат имеет меньшее значение, чем сам процесс. И оправданием этому являются то, что сопровождает этот процесс – это ощущение радости, внутренней гармонии , искренности, удовольствия. В музыкальной терапии спонтанная импровизация используется для лечения детей больных аутизмом, излишней агрессии.
В наше время очень часто встречаются дети с нервными нарушениями и было бы полезно включать какую-нибудь очень красивую музыку и предлагать под нее двигаться, играть на инструментах, подстраиваясь под темп и ритм.
Сейчас я хочу вам предложить всем вместе поиграть . Я буду играть
На пианино, а вы на синтезаторе (только на черных клавишах) и на металлофоне (на верхних пластинах) и на других инструментах (раздать)
Но на синтезаторе и металлофоне сначала начнут играть дети. Те, у кого в руках ритмические инструменты – можете придумать свой собственный ритм, но при этом нужно слушать общее звучание музыки. Давайте назовем нашу пьесу «ОСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ»
ЗВУЧИТ ОСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ
А теперь послушайте замечательную пьесу южнокорейского композитора Юрумы RIVER FLOWERS IN YOU. Девочки будут играть заранее выученные партии ( это остинатные фигуры) , а вы нам подыгрйте в тех местах, где музыка будет звучать громче.
RIVER FLOWERS IN YOU
Спонтанная импровизация - это не только игра на инструментах, но и движение под музыку. Мы сейчас покажем вам композицию с использованием ткани. Мы ее назвали осенним покрывалом. Девочки будут пробегать под тканью, через отверстие, придумывая различные красивые фигуры. Детям очень нравится это делать и если у вас есть в группе легкая штора, то ее можно использовать для таких танцевальных импровизаций.
КОМПОЗИЦИЯ « ОСЕННЕЕ ПОКРЫВАЛО»
И еще одна форма работы, которую я использую на данном этапе обучения детей – это игра различных ритмоформул в виде картинок .. Сначала мы просто играли под музыку, сейчас я использую в работе компьютер и видеопроектор. Сначала мы вам сыграем песенку «Добрый мастер»
ИГРА «ДОБРЫЙ М АСТЕР»
А теперь попрошу вас сы
грать песню «КОЛОБОК» .
ИГРА взрослых «КОЛОБОК»
На этом наша встреча завершается, надеюсь, что она была для вас полезной.