Исследовательская работа «История моей семьи в истории моей страны»
"Твой труд приблизил час Победы..."
Ганиева Альфия Маратовна,
учащаяся 7 класса МОУ «ООШ п.Чапаевский
Пугачёвского района Саратовской области
Руководитель: Носова Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МОУ "ООШ п. Чапаевский Пугачёвского района Саратовской области"
Введение.
Гордиться славою своих предков не только можно,
но и должно; не уважать оной есть постыдное
малодушие…
А. С. Пушкин
Приближается 70-я годовщина Великой Отечественной войны. Кажется, что о ней всё уже рассказано. Но, когда начинаешь интересоваться историей своей семьи, своих родных, вдруг оказывается, что есть ещё неизвестные страницы Великой Отечественной.
Наш народ дал достойный отпор врагу. Много сказано о подвигах наших воинов. Высоко оценен и подвиг тех, кто трудился для Победы в тылу. Но были на войне войска, которые редко упоминаются в истории, однако без них победа тоже была бы невозможна. Чтобы солдаты воевали, их нужно было кормить, одевать, лечить; чтобы поддерживали связь с родными, нужна была почта. И шли следом за армией полевые кухни, полевые почты, госпитали, аптеки, ремонтные мастерские. Чаще всего в них служили женщины. Но именно – служили, то есть были настоящими солдатами.
Женщины на войне – это особая тема. До Великой Отечественной войны женщины в частях Красной Армии не служили. Созданный 30 июня 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял ряд постановлений о мобилизации женщин для несения службы в войсках ПВО, связи, внутренней охраны, на военно-автомобильных дорогах. Первыми на службу заступили женщины-медработники: медсёстры, врачи и санитарки. А в тылу оставались те, кто не был мобилизован, но все силы отдавал трудовому фронту.
Думаю, их подвиг до конца ещё не оценён. Моя бабушка Марьям тоже была на фронте. О ней я и хочу рассказать в своей работе.
Сегодня появилась возможность найти сведения о людях, участвовавших в Великой Отечественной войне – информация о них есть в Интернете на сайтах ОБД «Мемориал» и «Подвиг народа в Великой Отечественной войне». Люди разыскивают имена своих прадедушек и прабабушек, узнают, за что они получили боевые награды, а иногда даже – где и когда погибли. Великая Отечественная война коснулась каждой семьи в нашей стране, в ближнем Зарубежье. И в этом заключается актуальность выбранной темы.
Цели работы – изучить родословную своей семьи; пробудить у учащихся интерес к собственной семье, своим предкам; помочь понять, как каждый человек связан с историей своей страны, с историей Великой Отечественной войны.
Реализация поставленных целей достигалась решением следующих задач:
- проанализировать семейный архив;
- формировать уважительное отношения к семейным ценностям;
- систематизировать собранный материал;
- воспитывать нравственность, духовность молодёжи.
Научная новизна: реферат ориентирован на изучение и освещение малоизученных и малоизвестных фактов, связанных с Великой Отечественной войной.
В работе использовались методы исследования:
Теоретические:
- изучение семейных архивных материалов;
- изучение материалов периодической печати; воспоминания родных;
- работа с сайтами Интернета.
Практические:
- поиск;
- осмысление.
Практическая ценность:
- работа выполнена для того, чтобы рассказать о людях, живших и живущих рядом;
- она пробуждает интерес к истории Великой Отечественной войны, открывает её неизвестные страницы, воспитывает патриотические чувства;
- будет интересна для краеведческого музея;
- может использоваться в структуре курсов по историческому краеведению, на уроках истории и внеклассных мероприятиях;
- собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующих историей Великой Отечественной войны и историей родного края.
Место проведения исследования: пос.Чапаевский, г.Пугачев.
Сроки проведения: 2012-2013 гг.
Глава 1. ПАСМ. Малоизвестная страница Великой Отечественной.
Артиллерия есть род войск, одинаково грозный
как при нападении, так и при обороне.
Генрих Жомини, российский генерал
С нападением фашистской Германии на СССР в июне 1941 года, советские инженеры в кратчайшие сроки смогли создать качественно новый артиллерийский парк. Помимо полевых противотанковых орудий, называемых «зверобоями», были разработаны самоходные орудия, на которые устанавливали полевые пушки и гаубицы. Заметных успехов добились разработчики минометов. Использовались реактивные снаряды и на самолетах, и на бронепоездах. Впервые в истории войн был создан ракетный катер, залп которого был равен залпу тяжелого крейсера! Именно тяжелая артиллерия сумела сорвать гитлеровский план молниеносной войны, прикрыв Ленинград, Мурманск, Севастополь. Именно артиллерия, в том числе и установленные на прямую наводку зенитки, стала главным оружием в битве за Москву.
14 июля 1941 года на одном из участков обороны 20-й армии в лесу восточнее Орши взметнулись к небу огненные языки пламени, сопровождавшиеся непривычным гулом, совсем непохожим на выстрелы артиллерийских орудий.
Над деревьями поднялись облака черного дыма, а в небе с шипением понеслись в сторону немецких позиций едва заметные стрелы. Вскоре весь район местного вокзала, захваченного гитлеровцами, был охвачен яростным огнем. Немцы были буквально ошеломлены этим огненным смерчем из непонятного для них оружия и в панике побежали. Противнику потребовалось довольно много времени, чтобы собрать свои деморализованные подразделения. Так, впервые в истории, заявили о себе «катюши» – непревзойденное оружие Великой отечественной войны, реактивная артиллерия.
19 ноября 1942 года с мощной артиллерийской подготовки Красной Армии началось контрнаступление в ходе Сталинградской битвы. В ознаменование неоценимых заслуг артиллерии в разгроме немецких агрессоров под Сталинградом и в одержании Великой Победы Указом президиума Верховного Совета СССР от 21.10.1944 года был учрежден День артиллерии – 19 ноября – в память о дне начала Сталинградского контрнаступления
«Артиллерия — бог войны», — так сказал И. В. Сталин, определяя значение артиллерии в современной войне и подчеркивая могущество артиллерийского огня.
Однако, говоря об артиллерии, нельзя не вспомнить о тех людях и о тех военных подразделениях, которые обеспечивали этот род войск самым главным – боеприпасами.
Еще в тридцатые годы работники главного артиллерийского управления (ГАУ) пришли к мысли о создании передвижных пунктов сборки снарядов для бесперебойного снабжения войск боеприпасами на важных стратегических направлениях. Решили оборудовать арсенальное производство в … поезде.
По заказу ГАУ промышленностью были изготовлены подвижные мастерские, каждая – полтора десятка вагонов. Внутри состава, начиная со второго вагона (в первом была электростанция), проходил конвейер. Работа делилась на пять этапов, поэтому в ПАСМ(полевая артиллерийская снаряжательная мастерская) существовало пять отделений. Первое занималось восстановлением гильз и подачей их на сборку. Второе — заполнением гильз порохом. Третье — соединением гильзы с гранатой. Четвертое — операциями с капсюлями и взрывателями, а пятое — работой с готовой продукцией вплоть до укладки их в ящики и погрузки.
Каждый железнодорожный состав имел электростанцию, котельную, ремонтно-механический цех. По свидетельствам очевидцев, подобных арсеналов на колесах было всего три, и действовали они на решающих участках под Москвой, Сталинградом, Ленинградом. Сотни, тысячи ящиков с боеприпасами ежедневно отправляли ПАСМы на огневые позиции.
Пожалуй, самой известной из таких мастерских была ПАСМ-22.
Создание ПАСМ-22 было поручено военному инженеру второго ранга Л.Горденину. В его распоряжение были предоставлены железнодорожный состав (13 вагонов) и около тысячи солдат. Оборудование для мастерской доставили с предприятий Москвы и Ленинграда. Перед ПАСМ-22 была поставлена боевая задача — обеспечить артиллерийскими боеприпасами зенитную артиллерию всего Московскою округа ПВО.
Поначалу мастерская обосновалась на станции Храпуново. Но фашистская авиаразведка обнаружила ее. В конце августа 1941 года мастерскую перевезли в построенный к тому времени железнодорожный тупик у поселка Электропередача, который находился в стороне от военных действий. Отсюда, из ПАСМ-22, шел непрерывный поток боеприпасов для защитников московского неба. Гильзы с позиций оборачивались по много раз. День и ночь трудились люди у конвейера .
ПАСМ-22 первой освоила производство 45-миллиметровых подкалиберных боеприпасов. В то время это была секретная разработка. Снаряды с карбидно-вольфрамовым стержнем прошивали броню толщиной более 70 миллиметров, их ценили на вес золота, доставляли в войска самолетами.
Более двух третей победных салютов в годы войны в Москве произведено снарядами из этой мастерской. В год 50-летия Победы на месте расположения ПАСМ-22 был установлен обелиск в память о трудовом подвиге электрогорцев.
На одном из таких составов во время Великой Отечественной войны изготавливала снаряды для фронта моя прабабушка Марьям Ганиева.
Глава 2. «Твой труд приблизил час Победы…»
Ваши губы не знали помады,
Ваши руки носили снаряды,
Вам на радио-хриплой волне
Возвестили о страшной войне…
П. Виноградова «Невесты войны»
Наверное, в каждой семье найдутся фотографии, письма, награды военных лет. Их бережно хранят и передают из поколения в поколение. Так и в нашей семье есть фотография моей бабушки – Ганиевой Марьям, где у неё на груди ордена и медали. Ведь женщины тоже воевали, правда, по-своему.
Бабушка родилась в простой небогатой семье. Отец работал на пекарне, мать была домохозяйкой. В те годы обычно в семьях было много детей. У бабушки было 6 братьев и сестер, но в живых осталось только двое, остальные умерли от голода и тифа. Марьям была самой младшей.
В 1941 году ей исполнилось 16 лет. Уходили на фронт мальчишки из её школы, соседи, друзья. В октябре 1942 года призвали на фронт отца. Тогда Марьям (ещё Бакаева) пошла на призывной пункт, просилась вместе с отцом на войну. Конечно же, на войну её не взяли.
Но в 1942 году она всё же получила повестку. Как оказалось, такую повестку получили многие её ровесницы в Пугачёве. Она пришла на призывной пункт, который находился в то время рядом с татарским поселком на территории вертолетного полка. Вскоре стала известна воинская часть. Это была 24 подвижная (полевая) артиллерийская снаряжательная мастерская (ПАСМ-24), одна из трех существовавших снаряжательных мастерских. В период с 1.5.42 по 30.7.42 и 19.6.44 по 31.7.44 эта часть входила в Действующую армию.
Вот, пожалуй, и все точные сведения, которые я смогла найти о ПАСМ-24.Не нашлось даже фотографий ПАСМ – ведь это были секретные объекты. Всё остальное в моей работе – со слов папы, то, что бабушка когда-то рассказывала своим детям.
Ей выдали красноармейскую книжку, где было записано «красноармеец-лабораторист». Лаборатористы – это люди, которые работали в артиллерийской мастерской, делали снаряды. В этой части было много таких же молоденьких девчонок, и пугачевских тоже. Они быстро обучились сложной и опасной профессии сборщика боеприпасов.
Сколько пришлось всего пережить: боялись бомбежек, боялись попасть в окружение. Передвижная воинская часть ПАСМ-24 следовала по рельсам за фронтом и готовила для фронта снаряды. Их всегда не хватало, поэтому приходилось чистить и шлифовать гильзы уже стреляных снарядов, которые подвозили сразу после боя. Конечно, было страшно ещё и потому, что порох, взрыватели, гранаты рядом.
Шли вместе с фронтом, жили в вагонах, которые были переоборудованы в цеха со станками. Из вагона в вагон перемещались на транспортах гильзы, снаряды, взрыватели, мины. Работали по 18 часов в сутки. Труд нелегкий, но мысль о том, что они тоже приближают победу, помогала в трудную минуту. И мчались на фронт машины со снарядами, на которых девушки из ПАСМ писали «Смерть фашистам!».
Было что вспомнить и хорошего. Были молодые, красивые, а поэтому и влюблялись, и устраивали танцы. Некоторые девчата нашли свое счастье, выходили замуж.
Уже в конце войны, где-то под Гомелем, Марьям получила ранение и контузию. Лежала в госпитале. Но Победу встретила в своей части. Ночью 8 мая их разбудили и сказали, что кончилась война. Как все радовались! Смеялись и плакали от счастья!
Вот так моя бабушка Ганиева Марьям прошла через всю войну. Она, не выстрелив ни разу, обеспечивала снарядами те выстрелы, что принесли победу нашему народу. С фронта вернулась в родной Пугачев. Началась мирная жизнь.
После войны вместе с отцом завербовались и уехали работать на Дальний Восток, на остров Сахалин. Там и нашла бабушка свою судьбу – познакомилась с моим будущим дедушкой Муллагалием Ганиевым. Он сам был родом из Казани, а на Дальний Восток попал как раскулаченный. Наверное, это была судьба - встретиться им в это время и в этом месте. Но это уже другая история…
О войне бабушка вспоминать не любила, рассказывала мало. Ранение не прошло бесследно. Через некоторое время начались проблемы со здоровьем, медико-санитарная комиссия установила у неё инвалидность II группы. До конца жизни бабушка не работала, занималась домашним хозяйством, воспитанием детей. Хорошо вязала, любила слушать песни.
Я родилась через два года после того, как она умерла, но по рассказам папы я знаю, какая она была, и буду помнить, как помнят и любят её шестеро детей, десять внуков и три правнука.
Заключение.
Нам были память и любовь даны,
Чтобы сердцам ушедшим поклониться.
И, может статься, будут не полны
Без этих строк истории страницы...
Я смотрю на фотографию бабушки. Маленькая, худенькая… Как она всё это выдержала?
Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло 27 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу.
Когда я собирала материал для работы, я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа.
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.
В своей работе я хотела показать, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у всего народа в те далекие военные годы, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность.
А ещё я поняла, что надо помнить о своих корнях. Они питают и защищают в жизни, дают ощущение жизненной устойчивости и опоры.
Отнеситесь бережно к семейным архивам, изучайте ваши реликвии: письма, фотографии, сберегите их для своих детей и внуков. Свои корни нужно обязательно знать.
Жизнь коротка. Не теряйте драгоценного времени. Интересуйтесь своими корнями, пока ещё есть, у кого узнать о них.
Храни семейные альбомы,
Слуг верных памяти своей!
Благодаря им в нашем доме –
Тревожный отблеск наших дней
Со снимков бледных, пожелтевших
Глядят на нас с тобой в упор
Глаза родных, давно умерших,
Но не забытых до сих пор….
Главным итогом своей работы считаю то, что мне удалось узнать много нового и об истории Великой Отечественной войны, и об истории своей семьи. Оказывается, судьба каждого человека – это всегда малая частица судьбы его Родины.
Литература. Электронные ресурсы.
1. Семейный архив
2. Сайты Интернета:
http://podvignaroda.mil.ru/
http://www.obd-memorial.ru/html/index.html
http://www.teatrskazka.com/Raznoe/Perechni_voisk/Perechen_DGSh17_02.html
http://www.elgorsk.ru/%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BC-22.html
http://www.memory-tour.ru/memorial/25793
|
На: "Твой труд приблизил час Победы..."
Иллюстративный материал "оживит" работу. Спасибо за интересный материал. Успехов.