Submitted by Анастасия Ивановна Теребихина (Чуприна) on Fri, 28/02/2014 - 11:33
Ход урока
1. Организационный момент.
(Приветствие, проверка готовности к уроку, постановка целей урока).
- Дорооболору8, оголор. Олору8. Сегодня мы на уроке закрепим умения распознавать имя существительное, обозначающее человека и его деятельность, будем учиться употреблять в речи устойчивые словосочетания, используя представленные слова, учиться строить предложения. Запишите в тетради число, классная работа.
2. Минутка чистописания.
(Каждому ученику розданы листы с заранее прописанными буквами).
- Сейчас мы с вами повторим правописание долганских букв: 4, 8, 6, 2.
Учитель показывает на доске правильность написания букв.
3 – пишем с верхней вспомогательной линии, ведем руку вниз до нижней линии рабочей строки. Поднимаем вверх на одну треть, и прописываем как букву «п» в правую сторону.
7 – мы прописываем как букву «н», тольно добавляем петельку как у буквы «ц».
5 – мы прописываем как букву «у», только петелька не закругленная, а острая.
1 - мы прописываем как букву «о», только посредине буквы прописываем волнистую линию.
- Молодцы. Отложили листы на край парты.
3. Словарная работа
(На доске записаны слова на долганском языке).
- Посмотрите ребята, на доске записаны слова на долганском языке, давайте вместе прочитаем их и переведем устно.
Ки4и – человек, ыт – собака, таба – олень, балыкчыт – рыбак, дьукаа – чум, талак – ветка (куст), таба4ыт – оленевод, тээтэ – отец, кырса – песец.
- Запишите эти слова в тетради и расставьте ударения.
4. Обобщение пройденного материала.
- Скажите, пожалуйста, к какой части речи относятся эти слова? (ответ: имя существительное)
Слайд 1.
- Как по-долгански звучит «имя существительное»? (ответ: Аат тыл)
- На какой вопрос отвечает имя существительное в долганском языке? (ответ: Ким? Туок?)
- Что обозначает имя существительное? (ответ: предмет)
- Как вы думаете, какие имена существительные отвечают на вопрос ким? (ответ: обозначают только человека)
- А какие имена существительные отвечают на вопрос туок?
Рассмотрите рисунки. Распределите их в тетради в два столбика, в первый столбик - слова, которые относятся к вопросу Ким? Во второй столбик - слова, которые относятся к вопросу Туок?
6. Формирование умений и навыков.
- Придумайте и запишите три словосочетания, используя эти слова. К существительным поставьте вопрос.
7. Физминутка.
8. Закрепление материала (слайды с загадками).
- А сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Запишите в тетради отгадки на русском языке, через дефис запишите перевод слова и поставьте к ним вопросы.
Слайд 3. Угадайте, что за птица?
Света яркого боится.
Клюв торчком,
Глаза пятачком. (Сова)
- Как по-долгански звучит это слово? (ответ: Лэ8кэй)
Учитель записывает на доске слово СОВА – ЛЭ7КЭЙ
- На какой вопрос отвечает слово лэӈкэй? (туок?)
- Почему? (Потому что все существительные, кроме человека, отвечают на вопрос Туок?)
- Зимой какого цвета сова? (белая)
- Как по-долгански сказать это слово? (чээлкээ)
Слайд 4. Пушистый, зубастый,
По тундре рыщет, леммингов ищет (песец)
- Как по-долгански звучит это слово? (кырса)
На доске отгадку и перевод слова записывает 1 ученик. Класс записывает в тетради.
Записываем ответ к загадке, и ставим правильно вопрос.
Слайд 5. Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать? (учитель)
Как по-долгански звучит это слово? (учиитал)
На доске отгадку и перевод слова записывает 2 ученик. Класс записывает в тетради.
На какой вопрос отвечает это имя существительное? (Ким?)
Слайд 6. Закончив лов, забрал улов.
Поднялся в высь – и был таков. (рыбак).
Как по-долгански звучит это слово? (балыкчыт)
На какой вопрос отвечает это существительное? (ким?)
Почему? (потому что все существительные, обозначающие человека и его деятельность, отвечают на вопрос ким?)
На доске отгадку и перевод слова записывает 3 ученик. Класс записывает в тетради.
Слайд 7. Боится зверь ветвей моих,
Гнёзд не построит птица в них,
В ветвях краса и мощь моя.
Скажите быстро, кто же я? (олень)
- Как по-долгански звучит это слово? (Таба)
На доске отгадку и перевод слова записывает 4 ученик. Класс записывает в тетради.
- На какой вопрос отвечает это имя существительное?
Слайд 8. А сейчас отгадаем загадки на долганском языке.
«Ычча» дии-дии, уокка киирэр,
«Атай» дии-дии, уоттан таксар.
- Бу таабырыын туок туһунан? (чаанньык)
- Как по-русски звучит это слово? (чайник)
- Молодцы ребята. 5ч6гэй.
На доске отгадку и перевод слова записывает 5 ученик. Класс записывает в тетради.
Слайд 9.
Тыалга, пургаага
Эппин ититтэ. (4он, копоо, һа8ыйак)
(Дети называют разные варианты ответа)
- Все правильно, ребята. На эту загадку может быть три правильных ответа.
3он - это верхняя одежда
Копоо – это мужская верхняя одежда, сшитая из оленьих шкур,
3а8ыйак – это женская верхняя одежда, сшитая из шкур олененка.
- Как по-русски звучит это слово? (парка)
Учитель на доске записывает отгадку и перевод слова (парка – 4он, копоо, 4а8ыйак) Класс записывает в тетради.
- На какой вопрос отвечает имя существительное һон? (Туок?)
- Почему? (Потому что на вопрос ким? отвечают существительные, обозначающие человека и его деятельность)
Слайд 10. ПОВАР, ОЛЕНЕВОД, УЧИТЕЛЬ, РЫБАК
- Ребята, посмотрите внимательно на этот слайд. Что там изображено? (ответ: повар, оленевод, учитель, рыбак). Задайте друг другу вопрос на долганском языке к каждому слову.
Например: Ким каамар? Ки4и каамар.
- Ким каамар? (повар, учитель, оленевод, рыбак).
- Какой вопрос объединяет эти слова? (ким?)
9. Рефлексия (работа с индивидуальными карточками) На карточках слоги и вопросы к ним.
- Вам даны карточки с существительными, которые разделены на слоги, и с вопросами имени существительного. Ваша задача собрать слово и подобрать к нему соответствующий вопрос.
ТАБА –
-га -4от -4ыт -4ыт
КИМ? ТУОК?
10. Итог урока.
- Молодцы, ребята!
- Что нового узнали на уроке?
- На какие вопросы отвечает имя существительное в долганском языке?
- Какой вопрос существительного обозначает человека и его деятельность?
- Какие новые слова узнали? (4а8ыйак, копоо)
11. Домашнее задание.
- Домашнее задание. Биэс аат тылы туок? ыйыытыылагы, онуга биэс аат тылы ким? ыйытыылаагы 4уруйу8. Запишите пять существительных, отвечающих на вопрос ким?, и пять существительных, отвечающих на вопрос туок?