Submitted by Алена Тимофеевна Васильева on Tue, 25/02/2014 - 09:04
Ход урока.
Организационный этап.
I. Проверка домашнего задания.
II. Вводная беседа.
Начать беседу можно со знакомства класса с произведением живописи, посвященным природе. (Можно воспользоваться иллюстрациями рубрики «Картинная галерея»).
Вопросы для обсуждения:
- О чем рассказывает художник в своей картине?
- Какие живописные особенности картины вас привлекли?
- Какое настроение вызвало у вас созерцание этой картины?
- Какое отношение к природе хотел передать художник?
- Случалось ли вам лично видеть подобный пейзаж в жизни?
- Какие у вас остались впечатления?
- Хотелось бы вам побывать там еще раз? Почему?
После обмена впечатлениями задаю классу несколько неожиданный вопрос о том, какое самое громкое на Земле слово они знают. Имеется в виду не сила звука, а тревожность звучания, озабоченность, чувство опасности.
Учитель направляет мысль уч-ся к разговору об экологии и знакомит ребят с мнением писателя В.Распутина
Прочитать рубрику учебника «Обсудим вместе».
Задание: вспомните, ребята, что вам известно об экологии, об экологическом кризисе.
Итог:Слово «экология» имеет два значения: во-первых, это наука о взаимодействии организмов, в том числе и человека, с окружающей средой;
Во – вторых, это слово сегодня принято употреблять не только в научном, но и более широком смысле, когда хотят сказать вообще о состоянии окружающей среды.
Например:Хорошая экология, плохая экология, экологически вредный. Когда говорят об экологическом кризисе, имеют в виду тяжелое состояние природы, разрушение окружающей среды.
Вопросы:
- Откуда же пришла беда?
- Почему она стала вселенской?
Чтобы зафиксировать внимание класса, важно отметить, что эти вопросы - основные на данном уроке, поэтому и с ответом торопиться не следует.
III. Рассказ учителя .
Перед классом ставиться предложение подумать над проблемой: как в ходе истории складывались экологические связи человека с окружающей средой?
Учителю важно объяснить ребятам, что именно человек оказывает теперь решающее воздействие на судьбу многих живых существ, да и всей окружающей природной среды. И это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Чтобы развить эту мысль, учитель напоминает об истории развития хозяйственной деятельности человека, о так называемом производящем хозяйстве и исключительной способности человека к творчеству, благодаря которой он создал и всегда будет создавать что-то новое – вторую природу.
Активно вторгаясь в жизнь природы, человек мало заботился о последствиях своего вторжения.
Прочитать фрагмент текста с.18-19
IV. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?
Изучение второго пункта плана направлено на расширение представления учащихся о воздействии человека на природу.
Прежде всего внимание класса обращается на эксплуататорско-барское отношение к природе. («Человек – царь природы!»), которое сложилось в ходе истории в результате невежества, алчности, равнодушия а также, как ни странно, под влиянием успехов хозяйственной деятельности и великих научно-технических открытий («Мы –покорители природы!»).
Фрагмент статьи под названием « Царская охота», которая была опубликована в старой русской газете «Новое время» летом 1897 года.
«…Ранним утром 28 августа 1897 г. безмолвие Беловежской Пущи было нарушено многоголосым шумом. Заливчато лаяли сотни собак, призывно звучали охотничьи рога, во всех уголках векового бора гремели выстрелы. На взмыленных конях носились возбужденные, нарядно одетые всадники. Шла царская охота. Итоги этой охоты: свалено 36 зубров, убито 37 ланей, 25 оленей, 18 лисиц, 16 кабанов, истреблено 69 диких коз, настреляно несметное число лесной дичи».
Комментарий учителя: за одну охоту было уничтожено почти двести крупных животных. Причем охота шла в заповеднике, где даже костры нельзя разжигать. Истребляли животных люди отнюдь не голодные. Зачем? Как мы теперь знаем, в этом заповеднике вскоре исчезнут редчайшие на Земле животные – зубры.
Знакомство школьников с предупреждением современной науки, условно названным великим экологическим правилом: нельзя требовать у природы больше, чем она способна отдать без ущерба для себя.
Отсюда вытекает важнейшее требование к человеку – глубже изучать законы природы, ее возможности и ограничения. Например, ученые подчеркивают, что природные богатства подразделяются на две группы - исчерпаемые и неисчерпаемые.
На доске составить таблицу – состав той и другой группы.
Вопрос: Почему люди в своей хозяйственной деятельности должны учитывать разделение, предложенное учеными?
Исчерпаемые
Неисчерпаемые
Богатства недр
Почва
Растительный и животный мир
Газ
Нефть
Почва
Космические ресурсы
Климатические ресурсы
Водные ресурсы
Солнечная радиация
Энергия морских приливов и отливов
Воды мирового океана
Выслушав ответы учащихся, знакомимся с рассказом о жизни великого русского ученого В.И.Вернадского.
Чтение вслух рубрики «Жил на свете человек».
V. Воздействие человека на атмосферу, воду, почву.
Беседа о словах «грязный», «загрязненный».
Затем класс знакомится с двумя причинами загрязнения окружающей среды, на которые указывают ученые: естественный и произошедшей в результате деятельности человека.
После краткого рассмотрения примеров естественного загрязнения внимание учащихся обращается на результаты деятельности человека. ( Текст учебника)
Вопросы: - Какие загрязнения окружающей среды создает деятельность человека?
Источники загрязнения весьма разнообразны: среди них не только промышленные предприятия и теплоэнергетический комплекс, но и бытовые отходы, отходы животноводства, транспорта, а также химические вещества, намеренно вводимые человеком в экосистемы для защиты полезных продуцентов от вредителей, болезней и сорняков.
- Какие из них наиболееопасны?
- Что такое смог?
( Варианты ответов: от обычного мусора до радиоактивных отходов и даже космического мусора), а также и его источников (заводы, автомобили, самолеты)
Далее отмечается опасность, которую создает потребность человека во всех видах топлива (а значит, необходимость снова и снова брать у природы исчерпаемые богатства): во – первых, сжигание атмосферного кислорода, без которого невозможно существование человека и других живых существ; во – вторых, задымление, в результате которого образуется ядовитый туман- смог.
Вывод:одним из отрицательных последствий активной хозяйственной деятельности человека является загрязнение атмосферы.
Вопрос о загрязнении воды и почвы прорабатывается аналогичным способом.
Вопросы: - Каковы основные причины загрязнения воды и почвы?
- В чем опасность такого загрязнения?
- Что такое кислотные дожди? В чем их опасность?
(Ответы уч-ся находят в тексте учебного материала)
Вывод:наряду с промышленными отходами не меньшую опасность для почвы и воды создают бытовые отходы.
В заключение перед классом ставитьсявопрос: Что же происходит с неисчерпаемыми богатствами Земли в результате хозяйственной деятельности человека?
В ходе беседы делается вывод о том,что некоторые так называемые неисчерпаемые богатства Земли тоже оказались под ударом человека.
Вопрос: Можно ли эти богатства и дальше уверенно называть неисчерпаемыми?
Завершая изучение темы, напоминаю уч-ся высказывание писателя В.Распутина и задаю вопрос: Почему же так тревожно звучат слова писателя? Откуда пришла беда, о которой он говорит? Почему писатель называет ее вселенской?
Эмоциональное отношение к охране природы поможет усилить обращение к рубрике «Поэтическое слово» и работа с заданиями к ней.
Итак, сегодня на уроке вы выяснили, что существует естественное загрязнение: извержение вулканов; промышленное - смог; но самое страшное загрязнение создаёт деятельность человека, связанная прежде всего с сжиганием топлива: обычные костры и «научно-технические костры»- топка паровозов, пароходов, металлургических заводов, электростанций…
Кислотные дожди, отходы промышленности, горы мусора, канализационные стоки – всё это загрязняет водоёмы, почву.
Объясните, как относятся люди к исчерпаемым богатствам?
Что происходит с неисчерпаемыми богатствами Земли?