Сценарий брейн - ринга «Физика, литература и искусство»
Submitted by татьяна федоровна хрусталькина on пн, 24/02/2014 - 23:10
Сценарий брейн - ринга
«Физика, литература и искусство»
«Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм… Любая замкнутость прежде всего свидетельствует об ограниченности. Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, — плохой физик».
Л.Д. Ландау
В 50-60 годы прошлого века нередко можно было встретить статьи, в которых шёл спор о том, что важнее: физика (точные науки) или лирика (гуманитарные науки). В споре победителей не оказалось: стало ясно, что и физика, и лирика одинаково нужны человеку. Физика способствует научно - техническому прогрессу, раскрывает тайны природы, а лирика облагораживает человека, «лечит душу». Об этом свидетельствует и история науки. В былые времена редко можно было встретить ученого, который бы не интересовался искусством, музыкой, литературой. Поэты, писатели, художники, музыканты подмечали физические явления и процессы в природе, образно и точно описывали их. Произведения литературы, искусства помогают во многих случаях вскрыть все связи физических явлений, делая восприятие тоньше и шире, позволяют глубже понять их, они учат нас быть внимательными, учат наблюдать, замечать и видеть проявление физики в окружающем мире.
Вопрос 1
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
Омощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Перед вами Памятник ПетруI. Скульптор Фольконе. Открыт в 1782 г. Постаментом памятнику служит камень весом 1200 т. Для перевозки его из Финляндии в Петербург русские мастера впервые применили приспособление, которое явилось прообразом современного устройства, которое используют в разнообразных машинах, автомобилях, станках, самолетах и даже велосипедах. Что это за устройство?
Вопрос 2
Звучит орган торжественно и ясно.
В старинной кирхе вновь звучит мотив.
Мелодия божественна, прекрасна…
Я замираю, голову склонив.
Стремится ввысь мелодия, под своды.
Я слушаю чудесный тот напев...
Седой Маэстро дарит гимн свободы,
Струну души до глубины задев.
Т.Лаврова
Известно, что звук издается колеблющимся телом. Что колеблется, когда звучит орган?
Вопрос 3
Послушайте стихи М. В. Ломоносова.
«Что зыблет ясной ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
О каком природном явлении идет речь в стихотворении?
Вопрос 4
Демонстрируется картина К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Гроза – удивительное и грандиозное явление природы. Поэты, писатели и художники часто в своем творчестве обращаются к теме грозы. Перед вами картина Маковского «Дети, бегущие от грозы».
А теперь послушайте отрывок от произведения Л.Н. Толстого: «Вокруг стало темно, пошел дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния такая светлая, что мне глазам стало больно, и я зажмурился. Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока перестал дождь. Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы, играло солнышко. Большой дуб сломался, и из пня шел дым.» Чего не знал мальчик, пострадавший от молнии? Каковы правила поведения во время грозы?
Вопрос 5
«Посижу у широкой реки,
Брошу камень в холодную заводь.
Пусть бегут в бесконечность круги,
Как в себя обращенная память».
С.Тихомиров
К какому виду волн можно отнести волны на поверхности воды?
Вопрос 6
Зачем натирают смычок канифолью?
Вопрос 7
Синее небо и белые тихо плывущие тучки.
Берега желтый песок, неподвижного леса вершины,
Тонкий, пушистый камыш и рыбак, опускающий сети,
Все отразилось в стекле этой влаги…
И. Никитин
Почему художники рисуют изображение в водоеме темнее, чем в действительности?
Вопрос 8
Имя этого ученного связано с революцией в физике. Его теория поколебала незыблемость законов механики. А его открытие легло в основу используемой атомной энергии. Известно, что в минуты душевной тревоги и раздумий он брал в руки скрипку.
Кто этот ученый?
Вопрос 9
Утверждают, во время пения Ф. Шаляпина дрожали подвески на люстрах
Какое физическое явление происходило?
Вопрос 10
Как прелюдия нового лета
Над водою струится она
Ленинградская музыка света
Отовсюду видна и слышна
С. Давыдов
Поэтический образ белых ночей отождествляется с музыкой. Есть ли под этим научная основа? Что общего между светом и звуком?
Вопрос 11
Выдь на Волгу: «Чей стон раздаётся
Над великой русской рекой?»
Этот стон у нас песней зовётся
То бурлаки идут бечевой!...
Н. Некрасов
Для того чтобы лучше изобразить бурлаков, Репин нарушил один физический закон. Какой? Поясните.
Вопрос 12
Демонстрируются иллюстрации к басне
«Мартышка к старости слаба глазами стала,
А у людей, она слыхала,
Что это зло не так большой руки,
Лишь стоит завести очки».
И.Крылов.
Какой дефект у мартышки? Какие очки ей следует носить?
Вопрос 13
«Тут он в точку уменьшился
Комаром оборотился,
Полетел и запищал
Судно на море догнал…»
А.Пушкин.
Кто в полете быстрее машет крыльями: комар или шмель?
По чему об этом можно судить?
Заключение
Проявления физики в нашей жизни, природе, литературе и искусстве разнообразны. И я, надеюсь, в этом вы сегодня еще раз убедились. Поэтому закончить мне хочется словами студенческой песни