Официальный сайт yerka 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Роль опытно-экспериментальной деятельности для развития дошкольника

Submitted by Ольга Михайловна Кудряшова on вс, 23/02/2014 - 13:46

Ученые считают, что ребенок познаёт мир при помощи обогащения своего сенсорного опыта. Самые разнообразные ощущения дети получают через непосредственное взаимодействие с окружающим миром и природой. Опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста – лучшая форма работы с детьми, активизирующая все его сенсорные анализаторы вместе, способствующая осознанному отношению к окружающей жизни и миру природы. Ещё Я. А. Каменский отмечал, чти природа – это единство макро- и микромира. Человек – это своеобразный микромир, который должен научиться чувствовать природу, жить и действовать по законам, которые справедливы для всего живого. Недаром В.А Сухомлинский считал, что ребенок по своей природе – опытный исследователь и открыватель мира. Поэтому совершенствовать воспитание личности ребенка необходимо через обогащение его жизненного опыта полными, яркими и верными образами. Опытническая деятельность с детьми может полностью удовлетворить любопытства дошколят при правильном и целенаправленном руководстве. Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддержать, сохранить первые и наиболее яркие детские впечатления и, опираясь на них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы.

С целью формирования познавательных эмоций и развития любознательности с детьми необходимо проводить игры-занятия, в основу которых положены элементы экспериментирования, подводящие ребенка к познанию объективных реалий окружающего мира, физическую природу которых он будет познавать в школе, а пока только наблюдение, накопление практического опыта жизни в окружающем мире, воспитание познавательных интересов и добрых чувств.

Игры-занятия с элементами экспериментирования содержат как исследовательский, так и игровой компоненты и осуществляют постепенный переход от игр-забав к учебно-познавательной деятельности. Они бесценны для развития такого замечательного качества, как наблюдательность, которая, как справедливо отмечают психологи, является начальным, доступным методом исследования. Именно наблюдательность способствует развитию внимания и внимательности, вызывает желание находить новое в знакомом, подмечать новизну в окружающем мире.

Уже в Младшей группе игры-занятия с элементами экспериментирования развивают у детей познавательный интерес к окружающему миру, любознательность, понимание простых причинно-следственных отношений в системе «действие – результат»; воспитывают познавательную активность и желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать; переводят действие игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему миру. Знакомясь с живой и неживой природой, дети узнают о некоторых свойствах предметов.

Примерные игры-занятия с элементами экспериментирования

во второй младшей группе.

l. «Водичка-водичка».

Цель: закрепить представление о воде: прозрачная, льется, журчит, нужна всем: животным, людям, растениям: её пьют, ею умываются, в ней купаются.

2. «Какого цвета водичка».

Цель: познакомить с приемами окрашивания.

3. «Волшебные краски».

Цель: показать, как при смешивании четырех основных красок получаются другие.

4. Цветные льдинки .

Цель: показать, как вода при охлаждении превращается в лед.

5. «Какие предмет ы держатся на воде».

Цель: изучить свойства легких и тяжелых предметов.

6. «Где ночует солнышко».

Цель: показать, как в течение дня меняет свое положение: восход наблюдаем из одного окна, а заход - из другого.

7. «Солнечный зайчик».

Цель: показать, как с помощью зеркала можно отражать солнечный луч, вызывая блики на стенах, траве, дороге, воде.

В Средней группе дети узнают, что все природное окружение можно разделить на две части - живая и неживая природа.

В процессе проведения элементарных опытов, детей подводят к пониманию того, что для роста растений необходимы свет, воздух п тепло; показывают, как комнатные растения могут поворачиваться к свету, можно провести наблюдение за растением, на которое падает больше света, чем ему нужно. Детей подводят к пониманию того, что недостаток света плохо влияет на рост растений. Также дети средней группы узнают о значении воды в жизни человека, расширяют знания о свойствах воды: без запаха, цвета, принимает форму сосуда. в котором находится; вода может превращаться в лед и пар; при таянии снег превращается в воду. В средней группе дети узнают, что вода - это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.

В зимний период, в процессе лепки разнообразных снежных построек, дети продолжают знакомиться со свойствами снега. Им необходимо рассказать, что частицы выхлопных газов промышленных отходов, выбрасываемых в атмосферу, оседают на снег. В результате снег становится грязным. Детям нужно показать, как растаявший снег превращается в грязную воду и подвести к пониманию того, что снег нельзя есть - он грязный, холодный.

Снег и лед - неисчерпаемый материал для творческих игр. Дети охотно играют со снегом как с песком. Чем разнообразнее используется снег в комбинации с другими материалами, тем богаче творчество детей, интересней и содержательней игры, наблюдения за свойствами природных материалов. Можно предложить детям налить цветную воду в различные формочки и заморозить на улице, а затем вынуть замерзшие льдинки, подогрев формочки в горячей воде или оттаяв их в теплой комнате. Можнo предложить ребятам порисовать палочками по слегка утрамбованному снегу; рассмотреть снежинки, затем нарисовать их.

Следует объяснить детям: для того, чтобы не болеть, на улице нужно правильно дышать. Лучше всего вдыхать воздух через нос, а выдыхать через рот. Это способствует большему насыщению организма кислородом и согреванию воздуха в носу (в легкие человека попадает уже теплый воздух).

В летний период можно организовать различные игры с камнями: «Попади в цель», «Подбрось и поймай»; предложить детям рассмотреть камни и определить их свойства: большой - маленький, гладкий - шершавый, светлый - темный. теплый - холодный.

Расширяя знания детей о свойствах песка и Глины, необходимо дать возможность самостоятельно убедиться в качествах и свойствах этих материалов.

Эксперименты - это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Познание окружающей действительности лучше всего происходит в процессе наблюдений, экскурсий, специально организованных опытов и экспериментов, а также в игровой деятельности.

Педагог должен создать для этого необходимые условия; в процессе исследований постоянно поощрять и тактично направлять деятельность детей. Важно чтобы они самостоятельно делали для себя какие-либо открытия.

Начиная со Старшей Группы, способность к исследовательской деятельности определена уже возрастными особенностями психического развития детей. Дети старшей группы способны решать задачу не только на наглядной основе, но и совершать преобразование объекта, могут указать в какой последовательности объект вступает во взаимодействие, все это дает возможность осознанно осуществлять опытническую деятельность.

Опыт — это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей. они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятия.

Опыт может проходить и как длительное сравнительное и как кратковременное наблюдение. Поскольку в длительном сравнительном наблюдении результаты отсрочены, необходима фиксация отдельных наиболее характерных этапов опыта в рисунках - схемах. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, то обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.

В старшей группе в уголке природы осенью вместе с детьми высаживали растения на участок детского сада, пересаживали комнатные растения. Заносили в помещение цветущие растения и высаживали их в ящики в уголке природы. Этот опыт показал детям, что растения дышат, растут, цветут.

В течение всей зимы периодически измеряли палочкой снежный покров под деревьями; напоминала детям о том, что в зимнее время растениям необходимо укрываться под слоем снега. Предложила раскопать снег, и дети увидели под снегом зеленую травку. Подвела детей к пониманию того, что зимой, в большие холода, очень важно подгребать снег к корням деревьев и кустарников, чтобы они не замерзли.

В зимнее время обратила внимание детей на та, что снег состоит из отдельных снежинок. Дети наблюдали переход веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот (снег, лед, вода).

Весной наблюдали за набуханием и распусканием почек, развертыванием листьев, появлением бутонов, цветением деревьев и кустарников. У травянистых растений в весенний период можно наблюдать следующие фазы: всходы, образование листьев, образование боковых побегов, стеблевание, образование органов цветения и цветение.

Летом необходимо показать детям созревание плодов и появление семян у растений. Интересные опыты можно провести, знакомя детей со свойствами земли, песка, глины, камней воды.

Рассматривая с ними камни, почву, воду, можно спросить о том, как человек может их использовать для своих нужд. Провели элементарные опыты, которые помогли детям понять свойства этих природных материалов.

Учила детей фиксировать свои наблюдения: ребята зарисовывали то, что они наблюдали.

В Подготовительной группе в процессе опытно-исследовательской деятельности необходимо давать детям доступную им естественно-научную информацию; подвести их к умению самостоятельно делать элементарные выводы . Для проведения опытов в детском саду, можно создать зеленую лабораторию, где дети будут познавать окружающий мир в процессе опытнической и трудовой деятельности. Эксперименты должны быть доступными детям, не требующими сложного оборудования и совершенно безопасными.

Наблюдая жизненный цикл растений и животных, ребенку предоставляется возможность увидеть развитие того или иного явления в природе. Чаще задавайте вопросы, на которые они будут самостоятельно находить ответ, например: «Что будет, если мы забудем палить растение? Как вы думаете, что произойдет со снегом, если его занести в помещение? Что произойдет, если в аквариуме с рыбками не будет воды?» Детям надо давать возможность размышлять и делать самостоятельные вы воды.

Поставив в групповой комнате срезанные ветки деревьев, дети наблюдают, какие ветки распустятся быстрее. В тетрадях фиксируют свои наблюдения в виде рисунков или схематично.

Во время проведения опытов ребенок должен делать для себя какие-либо открытия, аргументировать свои действия, даже если он в чем-то ошибается. Дети должны общаться между совой во время экспериментирования. Это обогащает их жизненный опыт, помогает самостоятельно познавать окружающий мир. Экспериментирование должно проходить в естественной обстановке.

В подготовительной группе дети должны уметь анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

Расширяя свои знания о природных ресурсах, у детей формируется привычка разумно использовать энергетические ресурсы, водопроводную воду, почву, бумагу и так далее; вырабатываются первоначальные практические навыки рационального природопользования. В процессе игровой деятельности на участке детского сада надо обратить внимание ребят на то, что не следует использовать для игр растения и насекомых.

В доступной форме необходимо рассказать детям о происхождении бытовых отходов. Сказать о том, что чисто бывает не там, где убирают мусор, а там, где его не бросают. Следует формировать у детей желание соблюдать чистоту во дворе, на улице, в квартире. Подвести их к пониманию того, что чистота - залог здоровья.

В продуктивных видах деятельности, в процессе игр, опытнической работой необходимо закреплять знание детей о свойствах природных материалов, которые используют народные мастера в своих работах (глина, камень, кока, дерево и многое другое).

Иногда дети сами обращают внимание на какой-либо интересный для них объект, в этом случае следует поддерживать их любознательность и желание узнать что-то новое.

Особое внимание следует уделять безопасности детей. Нельзя также в процессе опытов наносить вред растениям и животным.

В процессе экспериментирования детей развиваются память, внимание, мышление, воображение и так далее.

Исследовательская деятельность дает широкие возможности сочетания знаний и практических навыков взаимодействия природы. Сама деятельность дисциплинирует и организует ребенка, учит терпению, выдержке, приучает доводить начатое дело до конца. Правильно организованная исследовательская деятельность учит ребят не только иметь свое мнение, но и прислушиваться к мнению других, учит договариваться со сверстниками, позволяет самостоятельно достигать положительных результатов в совместной деятельности со взрослым. Эти качества и многие другие нужны будущему первокласснику. Поэтому исследовательская деятельность необходима дошкольникам, и начинать ее надо со второй младшей группы, постепенно привлекая ребят к ней своей занимательностью и гуманностью. И тогда в сердце ребенка тоже проснется интерес к опытам, а значит, он начнет осознанно применять свои теоретические знания на практике.

Прикрепленный файл Size
Роль опытно-экспериментальной деятельности для развития дошкольника.rtf 141.55 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн