Submitted by Людмила Викторовна Бочарова on Sat, 22/02/2014 - 12:49
Ход урока:
Начало урока. Стадия вызова. Парная мозговая атака
После записи темы урока предлагаю учащимся (по парам) составить список того, что они знают или думают, что знают, по теме (5 минут).
Учитель: Ребята, давайте определим, что нам известно по теме урока.
Примерные ответы учащихся:
- причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак
предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
- причастия образуются от глаголов;
- причастие имеет признаки прилагательного и глагола;
- в предложении причастие может быть определением или сказуемым;
- причастие с зависимыми словами образует причастный оборот;
- какие причастия являются действительными, а какие страдательными, мы не знаем.
2. Стадия осмысления. Заполнение таблицы
Свои ответы и наблюдения предлагаю оформить в тетради в виде таблицы с колонками: знаю – хочу знать – узнал.
В колонку «Знаю» учащиеся вносят сведения, которые им известны по этой теме. В колонку «Хочу узнать» предлагается внести спорные идеи и вопросы.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Причастие обозначает признак предмета по действию; образуется от глагола; может выступать в роли определения и сказуемого…
Что такое действительные и страдательные причастия?
По какому признаку причастия делятся на эти две группы?
Действительное, когда предмет сам выполняет действие, а страдательное, когда над ним совершают действие…
Причастие совмещает признаки прилагательного и глагола. Изменяется по родам, числам, падежам;
бывает полным и кратким.
Чем они отличаются друг от друга?
Как изменяются действительные и страдательные причастия?
Действительные причастия употребляются с В.п., страдательные с Т.п.
2.1. Работа с текстом
- Итак, ребята, я предлагаю вашему вниманию текст (учитель заранее распечатал его для каждого ученика), прочитайте его и попытайтесь найти ответы на интересующие нас вопросы.
- Не забывайте заносить ваши наблюдения и выводы в таблицу.
Категория залога выражает отношение действия к его носителю-объекту и его предмету-субъекту. Действительный залог: действие переходит на другой предмет; причастие, как и глагол, требует в этом случае винительного падежа: ученик решает (кого? что?) задачу; ученик, решающий (кого? что?) задачу.
Страдательный залог: выражает действие, испытываемое лицом или предметом со стороны другого лица или предмета, и в этом случае причастие, как и глагол, требует творительного падежа: задача решается (кем? чем?) учеником; задача, решаемая (кем? чем?) учеником.
- Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось, что вы записали в колонку «Узнал»?
Учащиеся зачитывают свои ответы.
3. Исследовательская работа.Работа с художественным текстом.
- Ребята, перед вами фрагмент текста (текст проецируется на экран). Вам необходимо выписать в тетрадь действительные и страдательные причастия.
Вода, взброшенная вверх из стакана, возвращалась оледенелыми брызгами и сосульками, а снегу было очень мало, всего на вершок, и неприкрытая земля промерзла на три четверти аршина.
Воздух был тонок, жгуч, пронзителен, и много хворало народу от жестоких простуд и воспалений; солнце вставало и ложилось с огненными ушами, и месяц ходил по небу, сопровождаемый крестообразными лучами; ветер совсем упал, и целые вороха хлеба оставались невеяными, так что и деваться с ними было некуда.
Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпаемый снежными хлопьями.
Радостно смотрели крестьяне на порхающие в воздухе пушистые снежинки, которые, сначала порхая и кружась, опускались на землю.
Запись в тетрадях
Порхающие (снежинки) Сопровождаемый (месяц)
Неприкрытая (земля)
- Назовите глаголы, от которых образованы данные причастия.
- Какого они вида, переходные или непереходные?
- Можно ли утверждать, что страдательные причастия образуются от любых глаголов?
( Нет. От глаголов несовершенного вида образуются действительные и страдательные причастия настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов и от глаголов совершенного вида).
- А теперь следующее задание. Ребята, выпишите, пожалуйста, из текста по одному примеру с обособленным и необособленным причастным оборотом.
- От чего зависит обособление причастного оборота на письме?
- Как вы думаете, ребята, в текстах какого стиля употребляются причастия?
- Какова роль причастий в описании?
Примерные ответы учащихся:
(Причастия придают описанию точность и выразительность, делают речь более богатой и яркой. Употребление причастий характерно для текстов художественного, научного стилей речи).
Словесное рисование.
- Тема зимней природы нашла свое отражение не только в произведениях русских писателей, зимнюю природу любили писать и художники. Перед вами репродукция картины известного русского художника И.И. Шишкина «Зима». Составьте 5-7 предложений, используя конструкции предложений с причастными оборотами. Попытайтесь описать то, что изображено на полотне И.И.Шишкина. Используйте действительные и страдательные причастия в своем тексте.