Официальный сайт jetune 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Категория залога у причастия

Submitted by Людмила Викторовна Бочарова on Sat, 22/02/2014 - 12:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бочарова Людмила Викторовна
Место работы, должность: 

МБУ лицей №51 г.о. Тольятти Самарской области. Учитель русского языка и литературы.

Регион: 
Самарская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
  • познакомить учащихся с категорией залога у причастия;
  • вырабатывать умение находить действительные и страдательные причастия в тексте;
  • совершенствовать навыки постановки знаков препинания при причастном обороте;
  • развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний, формировать коммуникативную компетентность;
  • развивать умение вдумчиво читать художественный текст.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Фрагмент текста художественного произведения «Очерк зимнего дня».

Текст учебника Баранова М.Т.

Репродукция картины И.И.Шишкина «Зима».

Используемое оборудование: 

Проектор, ПК, экран.

Краткое описание: 
<p>Дидактический материал к изучению темы <strong>Действительные и страдательные причастия</strong></p>

Ход урока:

  1. Начало урока. Стадия вызова. Парная мозговая атака

После записи темы урока предлагаю учащимся (по парам) составить список того, что они знают или думают, что знают, по теме (5 минут).

Учитель: Ребята, давайте определим, что нам известно по теме урока.

Примерные ответы учащихся:

- причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак

  предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

- причастия образуются от глаголов;

- причастие имеет признаки прилагательного и глагола;

- в предложении причастие может быть определением или сказуемым;

- причастие с зависимыми словами образует причастный оборот;

- какие причастия являются действительными, а какие страдательными, мы не знаем.

2. Стадия осмысления. Заполнение таблицы

Свои ответы и наблюдения предлагаю оформить в тетради в виде таблицы с колонками: знаю – хочу знать – узнал.

В колонку «Знаю» учащиеся вносят сведения, которые им известны по этой теме. В колонку «Хочу узнать» предлагается внести спорные идеи и вопросы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Причастие обозначает признак предмета по действию; образуется от глагола; может выступать в роли определения и сказуемого…

Что такое действительные и страдательные причастия?

По какому признаку причастия делятся на эти две группы?

Действительное, когда предмет сам выполняет действие, а страдательное, когда над ним совершают действие…

Причастие совмещает признаки прилагательного и глагола. Изменяется по родам, числам, падежам;

бывает полным и кратким.

Чем они отличаются друг от друга?

Как изменяются действительные и страдательные причастия?

Действительные причастия употребляются с В.п., страдательные с Т.п.

2.1. Работа с текстом

- Итак, ребята, я предлагаю вашему вниманию текст (учитель заранее распечатал его для каждого ученика), прочитайте его и попытайтесь  найти ответы на интересующие нас вопросы.

- Не забывайте заносить ваши наблюдения и выводы в таблицу.

Категория залога выражает отношение действия к его носителю-объекту и его предмету-субъекту. Действительный залог: действие переходит на другой предмет; причастие, как и глагол, требует в этом случае винительного падежа: ученик решает (кого? что?)  задачу; ученик, решающий (кого? что?) задачу.

Страдательный залог: выражает действие, испытываемое лицом или предметом со стороны другого лица или предмета, и в этом случае причастие, как и глагол, требует творительного падежа: задача решается (кем? чем?)  учеником; задача, решаемая (кем? чем?) учеником.

- Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось, что вы записали в колонку «Узнал»?

Учащиеся зачитывают свои ответы.

3. Исследовательская работа. Работа с художественным текстом.

- Ребята, перед вами фрагмент текста (текст проецируется  на экран). Вам необходимо выписать в тетрадь  действительные и страдательные причастия.

Вода, взброшенная вверх из стакана, возвращалась оледенелыми брызгами и сосульками, а снегу было очень мало, всего на вершок, и неприкрытая земля промерзла на три четверти аршина.

Воздух был тонок, жгуч, пронзителен, и много хворало народу от жестоких простуд и воспалений; солнце вставало и ложилось с огненными ушами, и месяц ходил по небу, сопровождаемый крестообразными лучами; ветер совсем упал, и целые вороха хлеба оставались невеяными, так что и деваться с ними было некуда.

Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпаемый снежными хлопьями.

Радостно смотрели крестьяне на порхающие в воздухе пушистые снежинки, которые, сначала порхая и кружась, опускались на землю.

Запись в тетрадях

Порхающие (снежинки)                          Сопровождаемый (месяц)

                                                                 Неприкрытая (земля)

- Назовите глаголы, от которых образованы данные причастия.

- Какого они вида, переходные или непереходные?

- Можно ли утверждать, что страдательные причастия образуются от любых глаголов?

( Нет. От глаголов несовершенного вида образуются действительные и страдательные причастия настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени образуются  от переходных глаголов и от глаголов совершенного вида).

- А теперь следующее задание. Ребята, выпишите, пожалуйста, из текста  по одному примеру с обособленным и необособленным  причастным оборотом.

- От чего зависит обособление причастного оборота на письме?

- Как вы думаете, ребята, в текстах какого стиля употребляются причастия?

 - Какова роль причастий в описании?

Примерные ответы учащихся:

(Причастия придают описанию точность и выразительность, делают речь более богатой и яркой. Употребление причастий характерно для текстов художественного, научного стилей речи).

  1. Словесное рисование.

- Тема зимней природы нашла свое отражение не только в произведениях русских писателей, зимнюю природу любили писать и художники. Перед вами репродукция картины известного русского художника И.И. Шишкина «Зима». Составьте 5-7 предложений, используя конструкции предложений с причастными оборотами. Попытайтесь описать то, что изображено на полотне И.И.Шишкина. Используйте действительные и страдательные причастия в своем тексте.

5. Стадия рефлексии

- Что нового узнал каждый из вас на уроке?

- Что показалось трудным, вызвало затруднения?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн