«Язык - это инструмент,
надо учиться языку, надо расширять свой лексикон,
учиться облекать свои впечатления
в более совершенную, яркую, простую форму».
М. Горький
Сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях: снижается общая культура населения, в том числе и речевая, отмечается бурная либерализация норм литературного языка, активно в нашу речь проникают сленг, жаргон, ненормативная лексика. А ведь язык - это душа народа, это, по выражению В. И. Даля, посвятившего свою жизнь изучению и сохранению языка, «вековой труд многих поколений», и относиться к нему надо бережно. В современных условиях русский язык без преувеличения становится объектом национальной безопасности, и ответственность за его состояние ложится не только на учёных - лингвистов, но и на нас, учителей-словесников. «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»,- писала А. А. Ахматова и хочется направить свои усилия на воплощение в жизнь этих слов.
Современная концепция образования предусматривает формирование на уроках русского языка не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, с культурой устной и письменной речи. Поэтому преподавание русского языка не должно иметь только орфографическую и пунктуационную направленность. Надо заниматься стилистикой, историей языка, культурой речи. К. Чуковский писал: «Орфографию невозможно улучшить в отрыве от общей культуры. Орфография хромает у тех, кто духовно безграмотен. Ликвидируйте эту безграмотность, и всё остальное приложится».
Деятельность ребенка при изучении родной речи должна выстраиваться как деятельность по преобразованию собственного языка, деятельность, направленная на собственное языковое развитие. «Ничто так полно не характеризует человека как речь. Заговори, чтоб я тебя увидел»,- говорил Сократ. Важна также речемыслительная функция языка. Мысль направляется словом, поэтому наша задача на уроках русского языка научить не только правильно писать и говорить, но и научить думать.
Текст на уроке становится основной дидактической единицей, а работа над текстом - средством речевого развития учащихся. Поэтому один из ведущих принципов - насыщенность урока текстами: художественными, научно-популярными, учебными. Целенаправленный отбор текстов способствует созданию на уроках развивающей речевой среды, благоприятно влияет на совершенствование чувства языка. Кроме того, организованная работа с текстами ведёт к их непроизвольному запоминанию и использованию фраз из текстов учащимися в своей речи. Важно использование текста как речеведческого понятия в качестве опорного, ключевого не только на уроках развития речи, но и при изучении различных разделов лингвистики: лексики, морфологии, синтаксиса. При этом материал на каждом уроке изучается и обобщается в речевом аспекте. Учащиеся в процессе работы над текстом анализируют лексические средства связи, словообразовательные элементы, грамматические формы, различные синтаксические конструкции.
Работа над текстом на уроках должна проходить в несколько этапов: чтение, анализ, интерпретация, воссоздание, создание и редактирование текста. Каждый этап имеет свои особенности. Анализ текста начинаем с выявления темы и идеи. И если тему текста учащиеся определяют достаточно легко, отвечая на вопрос: «О чём текст?», то с определением идеи, основной мысли обычно возникают проблемы. Поясняем, что тема - это факты, а идея - это авторская концепция, сформулировать которую помогут нам помогут ключевые слова, которые станут своеобразным ключом к пониманию текста. Причём при понимании текста мы идём от слов к предмету изложения, а при написании наоборот – от предмета изложения к словам. Далее необходимо уметь определять стилевую принадлежность текста, находить изобразительно-выразительные средства, различные словообразовательные, лексические, грамматические, синтаксические конструкции. Главный вопрос, который должен звучать на этом этапе: «Почему автор именно так построил свой текст?»
Следующий этап - это интерпретация текста. Она может быть различной. От пересказа и составления плана до написания сочинений, изложений различных видов, свободных диктантов, сценариев.
Интересна работа по воссозданию текста. Мы можем предложить учащимся вставить пропущенные глаголы, прилагательные, наречия, для того чтобы увидеть их роль в тексте. Мы можем дополнить текст изобразительно-выразительными средствами, различными синтаксическими конструкциями, такими как однородные члены предложения, причастные и деепричастные обороты, прямая речь, диалог. Мы можем собрать текст из разрозненных предложений как из кубиков, чтобы показать, что предложения в тексте расположены в определённой последовательности, можем попросить детей разделить текст на предложения и абзацы. Задача- практически доказать, что текст-это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Детскую фантазию, творческий потенциал необходимо направить на создание учениками собственных текстов. На уроке русского языка это написание различных сочинений, на уроке литературы - попытка создавать собственные произведения разных жанров (сказки, басни, былины, стихи, рассказы, частушки). Не ограничивать творчество рамками урока нам позволяет предметный кружок «Проба пера». С гордостью хочу отметить, что наши творческие работы не раз были отмечены на различных конкурсах.
Понятно, что создание собственных текстов поначалу не всегда получается, поэтому нужно учить детей видеть и исправлять свои ошибки, то есть редактировать написанное. Для этого ведем работу с помощью таблицы с классификацией речевых ошибок. Начинаем работу с отдельных предложений, затем редактируем связный текст, сначала - чужой, а потом и собственного написания. Цель - совершенствование написанного.
Таким образом, формирование языковой и речевой компетенции у учащихся требует мастерства в построении уроков, на которых усвоенный теоретический материал будет являться основой создания системы практических умений и навыков развития речи.
|
На: Материалы участника конкурса "Учитель года 2014" Юркиной Тат
Татьяна Евгеньевна, здравствуйте. От всей души хочу пожелать Вам удачи на конкурсе. С интересом наблюдала за вами на конкурсном уроке, знакомилась с опубликованным материалом. Хотелось бы подробнее познакомиться с Вашей профессиональной деятельностью через публикацию методических материалов на сайте. Поделитесь секретами своего мастерства и пусть они станут достоянием нашего учительства. Удачи!