Анализ и оценка конструктивной деятельности.
Работая воспитателем, я заметила, что если деятельность ребенка носит творческий характер, она заставляет его думать и становится привлекательной.
Такая деятельность связана с созданием нового, открытием нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей, а это сильный и действенный стимул. Опираясь на свои наблюдения, я стала чаще предлагать детям продуктивные виды деятельности, наиболее интересным, на мой взгляд, и наглядным для детей было лего-конструирование.
Сначала я познакомила детей с конструктором LEGO, его разновидностями и свойствами. Мы исследовали детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверили опытным путем на прочность и плавучесть. Определили с ребятами название каждой формы: кирпичик, кубик, клювик, горка и т.д.
Далее я в непосредственно-образовательной и совместной деятельности предлагала детям выполнить задания по лего-конструированию. Первые постройки ребята выполняли с помощью наглядной модели из крупного конструктора Лего Дупло и его аналогов из небольшого количества деталей (3-5 детали), например стол и стулья для «чебурашки», кроватка для больного пупса. Дети с интересом включаются в работу и, как правило, дополняют в предложенную модель из конструктора свои детали.
После подробного знакомства с конструктором и первых совместных опытов конструирования дети стали чаще играть с Лего в самостоятельной деятельности, причем, использовали его не, только как самостоятельную игру, но и как способ дополнения в сюжетно-ролевых играх.
После овладения навыков скрепления крупного конструктора Лего, мною детям было предложено несколько построек с использованием конструктора Дакта (привычный размер конструктора Лего). Первыми нашими постройками из мелких деталей были: забор на ферме, стадион для спортсменов. Надо отметить, что не у всех детей младшего-дошкольного возраста, получается, надежно скреплять детали мелкого конструктора Лего, хотя есть и дети, которые после первого опыта конструирования из такого конструктора смогли выполнить не только предлагаемое задание, но и создать свою постройку.
На последующих этапах своей работы, занимаясь с детьми лего-конструированием, я усложняла виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем. Задания со схемами требуют большей концентрации внимания и четких согласованных действий, безусловно, они более сложны для детей, чем конструирование по наглядной модели, но развивают большую самостоятельность действий у ребенка. Иногда я использовала устные инструкции, например, в непосредственно-образовательной деятельности для развития математических способностей, а именно счета, ребятам было необходимо выстроить башню из определенного количества кубиков. Мной называлась число, а дети самостоятельно строили.
В своей работе я использую различные формы работы с конструктором, такие как коллективная постройка, работа в парах, в микрогруппах. Причем инструкции для выполнения постройки могут меняться: либо сделать вместе; либо с распределением: кто-то подбирает схему, кто-то ищет нужные детали, а кто-то собирает модель.
Одним из любимых видов лего-конструирования для детей является выполнение работ по заданной теме, когда например, после прочтения художественной литературы, ребятам предлагается «построить» сказку: персонажей (зверей, людей) или то место, где происходит действие (лес, дом).
Исходя из проведенной работы, я сделала вывод, что создавая конструкции из ЛЕГО, я не только развиваю у детей навыки конструирования, но и решаю задачи других образовательных областей, предусмотренные программой. Используя лего-конструктор я ставлю перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.
Главной задачей лего - конструирования является процесс, в ходе которого дети учатся подбирать соответствующие детали и, выстраивая конструкции, изменять их, исходя из знаний о том, предмете, который они конструируют, будь то какая-то техника, животное, человек или что-то другое. Эта деятельность осуществляется в пространстве образовательной области «Познание».
Любая образовательная деятельность немыслима без развития речевых навыков, поэтому лего-конструирование интегрируется с областью образования «Коммуникация»: беседа, разъяснение различных явлений или описание объектов. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу строительства, причем на вопросы не только сверстников, но и педагога, и, естественно, сами их задают. Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как, делают другие, но и получить, или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции. Перед началом конструктивной деятельности дети обсуждают, что именно они будут моделировать, каково назначение той или иной конструкции, помогает ли она человеку в решении тех или иных задач. Так у детей развиваются социальные навыки: самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые для взаимодействия с другими детьми.
В лего - конструировании предусматривается участие родителей, которые способны повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов. В начале учебного года мной был проведен опрос родителей о наличии у детей дома конструктора ЛЕГО. Затем проведена работа с родителями, направленная на расширение представлений и возможностей лего-конструирования. А именно: мастер класс: «Игры с конструктором ЛЕГО» и совместное развлечение с семьями воспитанников «Конструируем вместе». Были проведены индивидуальные беседы, предложены для изучения консультации: «Как сделать игру с конструктором «Лего» для Вашего ребенка наиболее интересной и полезной?», «История конструктора LEGO». После чего я провела повторный опрос, и сделала вывод о том, что количество семей, имеющих конструктор ЛЕГО у себя дома, возросло, а его использование у тех, кого оно было и раньше стало более активным.
При работе с конструктором в саду дети стремятся соблюдать технику безопасности. К тому же они постоянно следят за тем, чтобы на их рабочем столе был порядок, а все детали конструктора лежали по своим ящикам. Эти навыки способствуют развитию областей образования «Труд», «Безопасность».
Художественно-эстетическое направление образовательной деятельности в лего - конструировании реализуется при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, когда может использоваться не только конструктор, но и бумага, карандаши, бросовый материал для создания целостного образа произведения.
Из всего вышеперечисленного мы можем сделать вывод, что лего - конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности.
По итогам своей работы я отметила у детей более высокую заинтересованность в конструктивной деятельности. Ребята активно конструируют, они готовы фантазировать и пробовать творить на любую тему, не боятся создавать что-то новое, все реже стали звучать фразы: «Я не умею» или «Как это сделать?». Уже в ходе обсуждения предстоящей постройки многие дети предлагают варианты конструирования, в самом процессе деятельности общение между ребятами становится более продуктивным и уважительным по отношению друг к другу.
В будущем в своей работе мне бы хотелось познакомить ребят с обучающей серией LEGO Education, созданная не только для развлечения, но и для развития умственных способностей детей. В серию входят разнообразные конструкторы: это и модели для детей от 3 лет для составления и обыгрывания бытовых сюжетов, и элементарные механизмы, приводящие модель в действие от натянутой пружины или солнечной батареи, и робототехника.
Сконструировать действующие модели роботов можно на базе конструкторов серии LEGO Mindsrtoms. Для ребят с 4 лет разработан конструктор WeDo , знакомящий детей с простейшими креплениями деталей, которые приводят друг друга и всю конструкцию в движение при помощи программы, составленной на персональном компьютере.
На: Материалы участника конкурса "Учитель года -2014" Пугачёва О
На: Материалы участника конкурса "Учитель года -2014" Пугачёва О
Спасибо, Александра Леонидовна, за теплые слова и поддержку.
На: Материалы участника конкурса "Учитель года -2014" Пугачёва О
Оксана Андреевна! Поздравляю вас с победой в конкурсе!!! Желаю вам дальнейших успехов в вашей работе!!!