Ольга Ильинична Орлова
Процесс овладения учащимися начальной школы письменной речью достаточно сложен и многообразен. Одни учащиеся справляются с этим быстрее и легче, у других же это вызывает значительные трудности. Письменная речь - это вторичная более поздняя по времени возникновения форма существования языка. В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами «дислексия» и «дисграфия». Ошибки при дислексии и дисграфии являются стойкими и их возникновение не связано «… ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения». [1, стр.48]. Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Я хочу рассказать об одном виде дисграфии – это оптическая дисграфия. Эта группа замен букв заслуживает особого внимания, т.к. она недостаточно дифференцируется учителем и родителями. Эти ошибки чаще всего связывают с недостатками внимания, принимая их за случайные «описки». В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза [4, стр. 20]. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Буквы, заменяемые детьми по оптическому и кинетическому сходству, можно разделить на следующие группы [1, стр. 50]:
а) буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м. и-ц, п-т, х-ж
б) буквы, отличающиеся по направлению элементов: в-д, У-Ч, Е-З, Э-С, Э-О
в) буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: и-у, б-д, л-я, а-д, Г-Р, Н-К
При оптической дисграфии работа ведется в следующих направлениях:
- Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного и буквенного гнозиса).
- Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
- Формирование пространственного восприятия и представлений.
- Развитие зрительного анализа и синтеза.
- Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.
- Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах [3, стр.153]
Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Работа по дифференциации букв начинается с уточнения оптико-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами, мозаикой. Для упражнений в конструировании и реконструировании букв можно использовать счетные палочки или картонные элементы букв. При дифференциации таких букв основная задача – научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы. Дети с ЗПР из-за особенностей развития интеллектуальной сферы, психических процессов, речи, личности затрудняются обучаться по традиционной программе, привычным способом, обычными методами и приемами. От учителя требуется использование специальных приемов стимулирования умственной активности, развития интереса к занятиям. Материал должен носить практическую значимость, детей необходимо обучать через интересную для них деятельность (игровую, художественную). У таких детей слабо развита аналитико-синтетическая деятельность, словесно-логическое мышление, ограничен объем словаря. Учащиеся не могут понять «абстрактных» законов развития речи, правила письма, чтения [2, стр. 59].
Я хочу предложить Вам различные приемы для профилактики и устранения оптической дисграфии [2, стр. 59]:
· Прием «Рисование буквы» используется педагогами коррекционных школ, логопедами, стал популярным в программе Занкова. Полагаю, что этот прием удачный для профилактики различного рода дисграфий как у детей с ЗПР, так и с нормой развития.
При применении данного приема:
- дети учатся осознавать свою речь, как предмет изучения, а не только как средство передачи информации;
- активизируется мыслительная деятельность, воображение через игру и рисование;
- дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать языковые явления на уровне наглядно-образного мышления с переходом к словесно-логическому;
- закрепляются ассоциативные связи на слуховом, зрительном, двигательном, артикуляторном уровне. Знание букв автоматизируется во всех направлениях;
- формируется интерес к занятиям, к речи как явлению.
Сам прием заключается в подборе к букве образа, соответствующего по зрительным, акустическим, артикуляторным, двигательным показателям. Например:
Буква «О»
Особенность как графемы – овал.
Как артикулемы – губы овалом.
Как фонемы – гласный, выражение восторга.
Как кинемы – движения руки при написании буквы совпадают с круговыми движениями обруча. Следовательно, образ буквы «О» - обруч, облако, озеро.
Буква «А»
Особенность как графемы – два элемента.
Как артикулемы – губы шире.
Как фонемы – гласный, выражение пренебрежения.
Как кинемы – движение руки при написании буквы похоже на движение при надевании шарфа. Следовательно, образ буквы «А» - шарф.
Буква «Б»
Особенность графемы – элемент вверх.
Как артикулемы – в произношении участвуют губы.
Как кинемы – движение руки при написании буквы похоже на движение головы барана.
Звуковое сопровождение – блеяние барана. Следовательно, образ буквы «б» - голова барана.
Буква «Д»
Особенность как графемы – элемент вниз.
Как артикулемы – в произношении участвуют десны.
Как кинемы – движение руки при написании буквы похоже на падающие вниз капельки дождя. Звуковое сопровождение – звук дождя. Следовательно, образ буквы «д» - дождь.
· Прием «Пальчиковая азбука» как система коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в усвоении графем. Пальчиковая азбука развивает также и пространственные представления, зрительный анализ и синтез, мелкую моторику и конструктивный праксис. Последовательность усвоения графемы включает следующие виды заданий:
- построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом педагогом;
- сравнение пальчиковой буквы с образцом;
- предложение ребенку построить букву по словесному указанию без образца;
- предложение ребенку построить букву самостоятельно без зрительного образца;
- рассмотрение предложенного варианта буквы (ребенок строит свой вариант буквы по возможностям и уровню развития воображения);
- отгадывание буквы, построенной другим ребенком.
Данные упражнения позволяют не только закрепить оптический образ буквы, но и являются средством предупреждения возникновения оптической дисграфии:
• складывание букв из составляющих их элементов;
• «переделка» одной буквы в другую;
• вылепливание смешиваемых букв из пластилина;
• письмо смешиваемых букв в воздухе (опора на более сохранный в данном случае двигательный анализатор);
• вырезывание букв из бумаги или картона;
• обводка контуров букв;
• узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве («перевернутых», «положенных на бок» и пр.);
• узнавание букв, наложенных друг на друга;
• узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные);
• письмо смешиваемых или неправильно изображаемых букв под диктовку
(на заключительных этапах работы) [3, стр.153]
Трудности, которые испытывают дети в процессе обучения: недостаток внимания, самоконтроля, общая познавательная пассивность, недоразвитие отдельных познавательных процессов – восприятия, памяти, негрубые недостатки речи, нарушение моторики, низкая работоспособность, ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, несформированность операциональных компонентов в учебно-познавательной деятельности. Эти особенности учащихся нужно учитывать при планировании занятия.
Литература
- Аманатова М.М. Дифференциация букв по оптическому сходству.// «Школьный логопед», 2006, № 11
- Вавринович О.А. Использование приема «рисование буквы» при обучении детей младшего школьного возраста грамоте.// «Начальная школа»
- 3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах, М. Владос, 1999
4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников., М. Просвещение, 1997
|