Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме «Повторим орфографию»
Submitted by Татьяна Владимировна Скоробогатова on чт, 06/02/2014 - 14:15
Конспект урока русского языка в 8-м классе
по теме «Повторим орфографию»
Учитель Кувялова Т.В.
Цель урока:повторить, закрепить и систематизировать знания по орфографии, фонетике, морфологии.
Задачи урока:
· организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении орфограмм, изученных в 5 – 7 классах;
· вызвать интерес к изучению русского языка, придать уроку проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;
· развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении через формирование компетентностей.
предметные
личностные
регулятивные
коммуникативные
умение находить орфограммы в указанных учителем словах: безударные гласные, чередование гласных в корне, правописание суффиксов, правописание наречий, местоимений, предлогов
формирование внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, школе
умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока
умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками, учителем, умение работать с текстом
Вид урока: учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.
Форма урока:деловая игра.
Применяемые технологии:
Структурные элементы, (этапы урока)
Содержание взаимодействия учителя с учащимися
Комментарии
Орг.момент
Вступительное слово учителя.
Объявление темы урока.
1 часть -
мотивационная
Учитель ставит проблемную задачу: подготовить текст для контрольного списывания. Этим текстом будут пользоваться ученики параллельного класса или одноклассники.
Требования к готовому заданию: текст должен помочь проверить, как учащимися освоен пройденный материал.
Чтобы все правильно выполнить, ничего не забыть, необходимо договориться о порядке выполнения работы, продумать дополнительные задания. Кроме того, показать образец выполнения всех заданий.
Организация деятельности школьников
Развитие и движение темы
Предлагается работа в группах по 4 человека (варианты).
Ученикам предлагается недеформированный (без пропуска букв и знаков препинания) текст. Вместе с учениками вырабатывается порядок работы:
подчеркнуть в тексте самые трудные случаи орфографии (по мнению школьников). Лучше эту работу сначала сделать индивидуально, а затем обсудить ее результаты в группе и прийти к общему мнению. Эта работа необходима, чтобы не подчеркивались слишком простые орфограммы и не пропускались трудные.
Текст
Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
(А.П.Чехов)
Двое учеников на отдельном листе выписывают слова с подчеркнутыми орфограммами и делают их орфографический разбор.
Другие двое (также на отдельном листе) выполняют дополнительные задания: это разные виды разборов, о которых группа договорилась заранее.
Далее пары меняются листками и проверяют выполненную товарищами работу.
После проверки и обсуждения результатов группа выбирает двух редакторов, которые готовят окончательный вариант справочных листков (при этом необходимо иметь на столах словари: толковый, этимологический, словообразовательный, орфографический).
Оставшиеся двое участников группы аккуратно пишут деформированный текст и задания к нему.
Эвристическая задача – лучший способ вызвать интерес и внимание к заданию. Работа в группах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего суждения, если аргументы оппонента оказываются более убедительными.
Данная работа развивает орфографическую зоркость, воспитывает уважение к чужому труду, дает возможность высказать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с одногруппниками.
Таким образом, внимание учащихся полностью сосредоточено на предложенном тексте. Они приучаются самостоятельно видеть трудные орфограммы; закрепляется привычка работать со справочной литературой. Позиция учеников при этом – не «я – экзаменующийся», а «я – экзаменующий», что создает иной уровень речевого поведения, важнейшую роль в котором играет ученик. При проверке учитель видит орфографические правила, которые трудны для учеников: именно эти орфограммы выделяются при выполнении задания.
Выполненная работа выглядит примерно так:
Первый (справочный) листок
Безударные гласные, проверяемые ударением:
Выглянуло (глянуть)
Далеко (даль)
Засверкала (посверкивать)
Росой (росы)
Засветилась (свет)
Чередование гласных в корне:
Коснулось (касаться)
Правописание суффиксов:
Ветряной (мельницы) - ветер
Утреннюю (полутень) - утро
Правописание окончаний:
Сходится (сходиться, на –ить, не исключение, глагол 2-го спряжения, окончание –ит).
Размахивающего(человечка). Окончание определяем по вопросу – какого? Без ударения после шипящей окончание –его).
Правописание предлогов:
Из-за – сложный предлог.
Понеслась навстречу другим полосам – производный предлог, можно заменить другим предлогом: понеслась к другим полосам.
Правописание сложных слов:
Ярко-желтая - прилагательное, обозначает оттенок цвета.
Солнце уже выгл…нуло (с)зади (из) за города и тихо, без хлопот прин…лось за свою работу. (С) начал…, д…леко (в)переди, где небо сход…тся с землею, около курганчиков и ветр…(н,нн)ой мельницы, которая (из)д…ли похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая (ярко) желтая полоса; через минуту такая же полоса засв…тилась несколько ближе, поползла (в)право и охватила холмы; что(то) теплое к…снулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись (с)зади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась (на)встречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь (с,з)бросила с себя утре(н,нн)юю (полу)тень, улыбнулась и засв…ркала р…сой.
(А.П.Чехов)
Итог урока, выводы. Оценочно-отметочная деятельность
Выполненные задания сдаются учителю.
Учитель организует беседу с учащимися по итогам работы. Рефлексия. Школьники высказывают свое мнение о проделанной работе, оценивают свою роль в выполнении общего задания. Учитель при необходимости делает оценку работы групп и отдельных учащихся, выставляет отметки. Благодарит учащихся и особо подчеркивает то, что их работы очень пригодятся для последующих уроков.
На данном этапе урока роль учителя сводится к тому, чтобы стимулировать развитие рефлексивных умений, но при этом избегать непосредственного участия в работе детей
Домашнее задание
В качестве домашнего задания учащимся предлагается:
1-й уровень:составить аналогичный текст с заданием и образцом его выполнения.
2-й уровень:взять недеформированный текст с подчеркнутыми орфограммами из учебника (можно указать несколько текстов на выбор) и приготовить к нему только справочные листки.
3-й уровень:выполнить традиционное упражнение из учебника (с деформированным текстом).