Здесь мы ломаем копья и обсуждаем подходы к понятию "неформальное образование".
Мысли по поводу:
Под неформальным образованием понимается любой вид организованной и систематической деятельности, которая не может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования. Неформальное образование часто осуществляется вне специального образовательного пространства, в котором чётко обозначены цели, методы и результат обучения, в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером. В неформальной форме проводятся различные курсы, тренинги, которые предлагаются на любом этапе образования или трудовой деятельности, обычно не сопровождается выдачей документа и носит целенаправленный и систематический характер. Меморандум Юнеско о неформальном образовании
ЮНЕСКО ещё в первой половине 2000-х годов призвало отказаться от концепции «информационного общества» как той парадигмы, которая провоцирует рост неравенства между людьми, группами и странами. Под обществом знания эта организация понимается такое общество, «источником развития которого является собственное многообразие и собственные способности». Речь идёт об отказе от превознесения технологической развитости, на первое место выносятся «широкие социальные, этические и политические понятия». Что важно понимать: парадигма «общества знания» исходит из отказ от одной единственно возможной модели в качестве ориентира. Поэтому – общества знания, в которых есть базовый набор ценностей и принципов их реализации.
Следующие элементы новой системы:
- личностноориентированное обучение;
- индивидуальная образовательная стратегия;
- индивидуальный преподавательский проект;
- деятельностная парадигма;
- преодоление иерархизированных отношений в образовании;
- рост креативности, ориентированной на инновации.
К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж: Издательство ЮНЕСКО, 2005. – 231 С.
Дмитрий Москвин «Развитие модели неформального и информального образования»
Мы разделяем следующие характеристики «образования через всю жизнь», принятые Европейской комиссией, которая в Меморандуме о самообучения на протяжении всей жизни (A Memorandum on Lifelong Learning: Making a European Area of Lifelong Learning a Reality) определяет самообучение на протяжении всей жизни как «различные формы обучения, предпринимаемые в течение всей жизни, ставящие целью совершенствование, углубление знаний, умений и компетенции в личной (индивидуальной), гражданской и/или профессиональной перспективе» (Непрерывное образование, как социальный факт. Монография под научной редакцией Н.А. Лобанова, В.Н. Скворцова»/ электронный ресурс: http://lifelong-education.ru/index.php/ru/literatura.html)
Высшая народная школа имеет своей задачей проведение занятий для взрослых, в процессе которых сочетаются профессиональная подготовка и общественная деятельность. Работа народной школы построена таким образом, что наряду с личностным развитием (гражданское образование и социальная ориентация), взрослые учащиеся сами определяют содержание, методы и формы организации занятий» Всемирная Декларация по образованию взрослых, п. CXL, Гамбург, 1997
Гражданская активность позволяет достичь того, что часто не в состоянии обеспечить рыночные экономические отношения (…), а именно, состояния знания и информированности, когда все люди открыты и доверяют друг другу. Гамбург, 1997
Другие позиции в файлах во вложениях.
А как думаете Вы?
|
На: Что такое неформальное образование?
Попытка буклета по теме проекта - во вложении. Надеюсь на Ваши комментарии и обсуждение.
Михаил Жуков: Что такое неформальное образование?
Высылаю вам материалы по неформальному образованию.
Замечу, что все они касаются того подхода, с которым работаю я. Этот подход:
- реализуется во многих Европейских странах (в первую очередь, в странах Западной Европы, но сейчас активно внедряется и в Восточной Европе)
- развивается Советом Европы, где для его реализации и продвижения созданы специальные институты, проводятся исследования, делаются публикации
- в Германии реализуется большим количеством специально созданных центров, признанных государством как делающих важный вклад в образование, объединённых в ассоциацию
- преподается в вузах (как минимум в Германии)
Считаю важным обратить внимание на этот подход, так как он предлагает нечто новое для нашей практики образования и работы с молодёжью, а не предлагает лишь новый термин для описания уже существующих процессов и явлений.
Во вложении вы найдете:
- мою презентацию, использованную при выступлении 18 февраля на первом семинаре по региональному проекту "Неформальное образование",
- книгу, написанную совместно российскими и германскими авторами, которая может служить как пособие для планирования событий неформального образования,
- статью о Европейском портфолио - специальном инструменте, разработанном на европейском уровне, одной из функций которого является признание неформального образования,
- статью автора из ВШЭ, которая, опираясь на российские тексты, представляет схожий подход к НФО,
- текст автора из Совета Европы,
- кроме того, по этой ссылке : http://eycb.coe.int/compass/ru/contents.html вы сможете найти русский текст пособия по образованию в области прав человека "Компас", написанное на основе предлагаемого подхода Неформального образования. К сожалению, там, где даются определения, перепутаны термины "неформальное" и "внеформальное". Мы и те, кто работает с "Компасом", понимаем под Неформальным образованием то, что в определении значится как "внеформальное". Дело в том, что нет никаких "правильных" переводов на русский слов non-formal и informal. Кроме того, к сожалению, в интернет-версии недоступны упражнения (2 глава), но у меня есть два печатных экземпляра "Компаса", с которыми можно ознакомиться.
Со своей стороны я готов обсуждать, отвечать на вопросы, дискутировать, проводить семинары по поводу предлагаемого подхода.
Важным является то, что, на мой взгляд, предлагаемый подход является довольно непривычным для нас и поэтому понять его только из текстов очень сложно. В связи с этим считаю важным "живые" обсуждения, а также мастер-классы, по примеру тех, что были организованы 17-19 февраля во время Международной учебной сессии с участием немецких коллег, и которые, надеюсь, будут иметь продолжение.
Эти материалы размещены в открытом доступе, и могут свободно распространяться = как для участников регионального проекта, так и для всех заинтересованных лиц.
На: Что такое неформальное образование?
Неформальное образование тесно связано с умением запустить проектную деятельность. Во вложении - путеводитель по методу проектов.
На: Что такое неформальное образование?
Еще одна попытка зафиксировать практики неформального образования (подробнее во вложении):