Назад на страницу Блог
Гистограмма 1
Как видно из гистограммы 1, у дошкольников с ЗПР после проведения системной и дифференцированной коррекционно-развивающей работы отмечалась значительная динамика развития фонетического компонента речи
В тоже время, к концу года у небольшой части детей еще отмечались некоторые проблемы с просодией, звукопроизношением, воспроизведением звуко-слоговой структуры слов. Это связано, с одной стороны, с трудностью усвоения этих подсистем фонетического компонента речи из-за интеллектуального недоразвития дошкольников, а с другой стороны, со сложностью речевой патологии детей с ЗПР (системное недоразвитие речи, стертая псевдобульбарная дизартрия, тоноклоническое заикание средней или тяжёлой выраженности, моторная алалия и пр.)
Гистограмма 2
Гистограмма 2 свидетельствует о том, что у дошкольников с ЗПР после про ведения коррекционно-логопедической работы отмечалась существенная динамика развития фонематического компонента речи по сравнению с результатами, полученными в результате диагностики в начале года.
В тоже время, к концу года у незначительной части детей еще наблюдались некоторые проблемы с фонематическим восприятием, анализом и синтезом и фонематическими представлениями. Это обусловлено недоразвитием у дошкольников с ЗПР мыслительных операций анализа, синтеза, сравнен ия, обобщения несформированностью метаязыковой деятельности, трудностями перевода языковых операций во внутренний план.
Гистограмма 3
Согласно гистограмме 3 у дошкольников с ЗПР к концу каждого учебного года отмечалась существенная динамика развития лексическо компонента речи по сравнению с данными полученными в начале года.
Однако, к концу каждого учебного года у небольшой группы детей отмечалось недоразвитие сигнификативного и структурного аспектов лексических значений слов. Это связано с тем, что дошкольники с ЗПР имеют выраженные нарушения как в базовом звене - связь слово зрительный образ, так и на более высоком уровне - дифференциаци и обобщении лексических единиц.
Гистограмма 4
В соответствии с гистограммой 4, у дошкольников с ЗПР после проведения коррекционно-логопедической работы отмечалась существенная динамика развития грамматического строя речи по сравнению с результатами , полученными в результате диагностики в начале года.
В тоже время, к концу года у части детей с ЗПР еще наблюдались некоторые проблемы с процессами словообразования, словоизменения и синтаксической структурой предложения. Выявленные в конце учебного года нарушения грамматического строя речи имели сложный патогенез. С одной стороны, их можно расценивать как элементы аграмматизма, свойственные более младшему возрасту; с другой - в ошибках проявляется отклонение от закономерностей нормального онтогенеза, специфическое нарушение грамматического строя речи, обусловленное неусвоением закономерностей морфологического и синтаксического уровня языка, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений.
Гистограмма 5
Согласно гистограмме 5 у дошкольников с ЗПР к концу каждого учебного года отмечалась существенная динамика развития связной речи по сравнению с данными полученными в начале года.
Однако, к концу каждого учебного года у части детей отмечалось недоразвитие диалогической и монологической связной речи. Можно предположить, что это обусловлено, с одной стороны - более длительным периодом формирования связной речи, которая является наиболее сложной формой речи, с другой стороны - с недоразвитием у дошкольников с ЗПР
мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
трудностями перевода внутреннего (смыслового) плана в языковые операции, нарушениями как смыслового (внутреннего) программирования, так и программирования языкового оформления речи.
Таким образом, в течение трех лет отмечалась положительная динамика в развитии всех компонентов речи. Эффективность работы заключалась в применении системного и дифференцированного подхода в процессе коррекции нарушений речевого развития, который учитывает многообразие сочетаний факторов, среди которых наиболее значимыми являются: индивидуально-психологические особенности детей с ЗПР, особенности проявлений, структуры сложного речевого дефекта, соотношение уровней сформированности различных компонентов речевой системы, соотношение нарушений импрессивной и экспрессивной речи у данной категории детей.
ДИНАМИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ЗА ТРИ ГОДА
Сравнительные данные результатов исследования речи у дошкольников с ЗПР
Таблица 1
Компоненты
|
2010- 2011 уч.г.
|
2011- 2012 уч.г.
|
2012- 2013 уч.г.
|
речевой
|
|
|
|
|
|
|
(языковой)
|
Начало
|
Конец
|
Начало
|
Конец
|
Начало
|
Конец
|
системы
|
года
|
года
|
года
|
года
|
года
|
года
|
фонетическая
|
15
|
3
|
15
|
4
|
15
|
2
|
сторана речи
|
|
|
|
|
|
|
фонематические
|
15
|
4
|
15
|
3
|
15
|
2
|
процессы
|
|
|
|
|
|
|
лексический
|
13
|
2
|
15
|
4
|
12
|
2
|
компонент речи
|
|
|
|
|
|
|
грамматический
|
14
|
2
|
15
|
4
|
12
|
3
|
строй речи
|
|
|
|
|
|
|
связная речь
|
15
|
4
|
15
|
5
|
15
|
4
|
(Количество детей с нарушениями)
Из таблицы 1 видно, что. на начало каждого учебного года у дошкольников с ЗПР отмечалась недоразвитие всех компонентов речи. На конец каждого учебного гада за счет проведения системной и дифференцированной коррекционно-развивающей работы произошли заметные изменения в развитии всех сторон речи па сравнению с результатами, полученными до проведения логопедической коррекции.
Однако, к концу каждого учебного года не все дошкольники с ЗПР достигают того уровня сформированности всех компонентов речи, который соответствует онтогенетическому развитию. Эта связано, с одной стороны, со сложностью речевой патологии детей с ЗПР (системное недоразвитие речи, стертая псевдобульбарная дизартрия, тоноклоническое заикание средней или тяжелой степени выраженности, моторная алалия и пр.), а с другой стороны обусловлена недоразвитием у дошкольников с ЗПР познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Логопедические заключения
(в соответствии с психолого-педагогической и клинической классификациями)
у дошкольников с ЗПР
Таблица 2
Логопедические
|
2010- 2011 уч.г.
|
2011- 2012 уч.г.
|
2012- 2013 уч.г.
|
заключения
|
Начало
|
Конец
|
Начало
|
Конец
|
Начало
|
Конец
|
|
года
|
года
|
года
|
года
|
года
|
года
|
Системное
|
2
|
-
|
3
|
-
|
4
|
-
|
недоразвитие
|
|
|
|
|
|
|
речи, алалия,
|
|
|
|
|
|
|
дизартрия
|
|
|
|
|
|
|
Системное
|
3
|
3
|
1
|
1
|
-
|
-
|
недоразвитие
|
|
|
|
|
|
|
речи, дизартрия,
|
|
|
|
|
|
|
заикание
|
|
|
|
|
|
|
Системное
|
9
|
4
|
9
|
5
|
10
|
6
|
недоразвитие
|
|
|
|
|
|
|
речи, дизартрия
|
|
|
|
|
|
|
Фонетико-
|
1
|
-
|
2
|
-
|
2
|
-
|
фонематическое
|
|
|
|
|
|
|
недоразвитие,
|
|
|
|
|
|
|
дизартрия
|
|
|
|
|
|
|
Нормальное
|
-
|
8
|
-
|
9
|
-
|
9
|
речевое развитие
|
|
|
|
|
|
|
(количество детей)
Таблица 2 свидетельствует, что у дошкольников с ЗПР на начало года отмечалась определенная специфика нарушений речевого развития, которая проявлялась в системном характере речевого недоразвития, в сложности, неоднородности и стойкости речевой патологии, в сочетании различных дефектов речи центрально-органического характера (алалия, дизартрия, заикание). Многие проявления речевой патологии связаны с психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания познавательной деятельности.
В конце учебного года за счет проведения системной и дифференцированной коррекционно-логопедической работы произошли заметные изменения в речевом развитии по сравнению с результатами, полученными до проведения логопедической коррекции.
У детей, у которых в начале учебного года отмечалось системное недоразвитие речи, моторная алалия, стертая дизартрия, после коррекционно-логопедической работы отмечался выход из алалии. Эти дети в конце учебного года пополняли группу дошкольников с системным недоразвитием речи, стертой дизартрией.
У дошкольников с ЗПР, у которых в начале года диагностировалось системное недоразвитие речистёртая дизартрия, неврозоподобное тоноклоническое заикание, после работы с учителем-логопедом отмечалось значительное улучшение речевого состояния ( в развитии фонетико-фонематической системы и лексико-грамматического строя речи). В тоже время проявления темпо-ритмических нарушений у данных детей с ЗПР имели место быть в конце учебного года. данный факт связан со сложностью речевой патологии, с недоразвитием у дошкольников с ЗПР познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, а также с отсутствием специальных условий работы, которые требуются для коррекции заикания по методики Г.А.Волковой.
Дошкольники с ЗПР, имеющие на начало года системное недоразвитие речи, стертую дизартрию или фонетико-фонематическое недоразвитие, в конце учебного года в результате про ведения системной коррекционно-логопедической работы, в большинстве своем, пополняли группу детей с нормальным речевым развитием.
Таким образом, анализ результатов, приведенных в таблице, свидетельствует о том, что работа, проводимая учителем-логопедом, является успешной, а методика системной и дифференцированной коррекционно-логопедической работы эффективной.
|