Одной из причин, по которой происходит задержка речевого развития, - снижение остроты слуха. Явная глухота или тугоухость обычно выявляется родителями и врачами на первом году жизни ребенка. Но встречатся случаи, когда потеря слуха незначительна - на 15 - 25 ДБ (децибел) ниже нормы.
Часто у таких детей при обычных обследованиях отоларингологи не отмечают слуховой патологии, потому что явные признаки расстройства у детей отстутствуют. Однако такие дети испытывают значительные трудности в восприятии окружающего мира.
Даже такое минимальное снижение слуха сужает возможности ребенка четко различать речевые и неречевые звуки, возникают затрудения восприятия многих согласных звуков, безударных окончаний слов на близком расстоянии (около уха), а на расстоянии 2 метров страдает различение более 1/3 согласных, произнесенных голосом обычной громкости.
Недоразвитие слуховых органов обуславливает недоразвитие внешней речи, которое проявляется в нарушениях звукопроизношения и слоговой структуры слова, оформлениях фраз, также страдает слуховое внимание и слухоречевая память.
Существуют несколько причин, при которых возможно снижение слуховой функции:
- аденоиды 2 - 3 степени.
- перенесенные отиты;
- перекрытие слухового прохода серными пробками;
- хронические и аллергические риниты.
Наряду с медицинским обследованием, есть и вполне доступные педагогические методы обследования слуха. Проводить их надо в тихом помещении, длина которого должна быть не менее 6 метров. Но если ребенка поставить к себе спиной, расстояние можно сократить до 3 метров.
Дошкольникам предлагается повторить хорошо знакомые слова, сначала обычной, разговорной громкостью, а затем - шепотной. Называются 2 группы слов - низкочастотные и высокочастотные.
1 группа (низкочастотные):
Вова, дом, окно, муха, рыба, волк, дым, булка, кукла, утка.
2 группа (высокочастотные):
Саша, часы, шишка, чай, спичка, чижик, зайчик, шишки.
Затем сравнивается расстояние, при котором ребенок безошибочно воспринимает и воспроиводит эти слова, с расстоянием, которое соотвествует норме.
Как правило, дети с минимальным снижением слуха различают шепотную речь с расстояния 3 - 4 метров (при норме 6 метров), если же ребенок стоит спиной и расстояние составляет 3 метра, то он будет различать шепот с еще более близкой дистанции. Подобные исследования проводите в виде игры с привлечением других членов семьи.
Использован материал учителя - логопеда И. Тонконог
(опубликовано в ж. "От 3 до 4 лет. Учимся играя" № 6, 2010)
|