«Мы готовимся к рисованию сказки» Выполнение набросков гуся по памяти».
Ход урока:
1. Организация рабочих мест.
2. Ознакомительная беседа.
Помимо предметов живой и неживой природы нас окружает богатый и разнообразный мир живых существ. Если вы наблюдательны и любите рисовать, вам непременно захочется изобразить на бумаге яркую бабочку с причудливым узором на крыльях, лёгкую голубую стрекозу, серебристую рыбку в аквариуме, поющего щегла или гордо выступающего голубя. А может быть тихо крадущуюся по следам зайца лисицу… Интересно нарисовать уток и гусей в пруду, копающихся во дворе кур, коз, овец, коров на пастбище, лошадей.
Много увлекательных моментов из жизни животных, птиц, рыб и насекомых можно передать в рисунке. Но чтобы рисунок получился выразительным, чтобы всем был понятен ваш замысел, нужно уметь передать характерные черты животного, птицы: формы тела, повадки, движения. Надо много наблюдать и рисовать.
3.Сообщение темы урока.
У.:Сегодня мы начнём с изображения птицы, а какой угадайте сами.
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
Ответ детей: Гусь.
У.: Правильно, ребята, сегодня на уроке мы будем учиться выполнять наброски гуся карандашом, а затем учиться передать его окраску в цвете (слайд 1).
Почему же мы начнём рисование животного мира с птиц? Потому что формы их тела несколько проще, чем у животных, движения не так разнообразны.
1. Введение в путешествие.
У.: Но чтобы нарисовать нам гуся. Нам надо отправиться в очень удивительное путешествие. А совершим мы это путешествие с нашей незаменимой помощницей «КИСТОЧКОЙ».Она нам поможет попасть в волшебную страну «Сказок», где обитает эта удивительная птица.
А помогут ей её помощники: карандаш, краски, листы бумаги. Всё это есть у нас на столах.
Мы шагаем по стране «Сказок», внимательно разглядывая, всё вокруг (слайд 2,3,4).
О, чудо! Мы оказались с вами на настоящем птичьем дворе (слайд 5). Сколько здесь разнообразных домашних птиц (дети рассматривают птичий двор, называют птиц, которых они там увидели).
У.:Для домашних птиц, при их сравнительно малоподвижной жизни, характерны крупное туловище, короткие ноги и небольшие слабые крылья.
- Как надо относиться к птицам?
- Почему их нельзя истреблять?
Ответы детей:Надо заботиться о них, кормить, оберегать от хищных птиц и зверей…
У.:Давайте будем к тому стремиться
Чтоб нас любили и зверь и птица
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям.
Ребята, обратите внимание на эту птицу (учитель показывает на изображение гуся), которую необходимо нам с вами сегодня рассмотреть получше. Это гусь. Гусь - водоплавающая птица (слайд 6). У него на лапках, как у утки, перепонки. Гусь легко гребёт ими и быстро плавает, опуская голову на длинной шее под воду, так гусь добывает себе корм. А ещё он очень любит щипать траву (слайд 7-9)
У.: Внимательно рассмотрим строение его тела (слайд 10).
- Какая это птица по размеру, в сравнении с курицей (больше, меньше)?
- Какого окраса бывают гуси? (либо совсем белого, либо с небольшими вкраплениями серого цвета на крыльях)
- Давайте сравним тело гуся с другими предметами.
Ответы детей:Туловище гуся напоминает яйцо, голова тоже похожа на яйцо. Лапки похожи на ласты водолаза.
У.:- Где располагаются лапки у гуся? (посередине или ближе к хвосту?)
- Какой формы его хвост? (конусообразный)
5.Практическая работа.
1. Рисование гуся (по опорным схемам) слайды 11-13.
У.: Сейчас мы будем рисовать гуся карандашом поэтапно. Гуси очень милые птицы, которые любят летом купаться в лужах. Белые гуси очень сильно похожи на лебедей. Гуси бывают разных окрасок, но мы будем рисовать серого гуся. Приступаем к рисованию гуся.
Сначала нарисуйте две круглые формы, одну для головы, а вторую для тела. Соедините эти формы диагональной линией. Эти формы и линии будут руководящими. Обратите внимание, что верхний круг напоминает больше овал, а нижний похож на форму куриного яйца.
Используя формы руководства, которые вы нарисовали, нарисуйте шею гуся и голову. Затем добавьте клюв.
На лице гуся нарисуйте глаз. На клюве поставьте точку для ноздри.
Голова и лицо гуся уже нарисована, далее будем рисовать тело. Нарисуйте грудь гуся, а затем нарисуйте крыло.
Теперь нарисуйте ноги и ступни гуся. Сотрите формы и линии, которые вы рисовали в первом шаге. Обведите эскиз гуся карандашом.
Итак, мы нарисовали гуся. Но мы не должны забывать, что находимся в волшебной стране. А вместе с нами и наши гуси. Давайте сначала отдохнём немножко, а потом раскрасим их.
6.Физкультминутка «Развитие тонкой моторики. Речь с движением».
Есть у нас драчливый гусь
( поочередно прикоснуться большим пальцем к остальным) Очень я его боюсь (руки в кулачки и прижать к телу) Выгнет шею и гогочет (правая рука вверх, пальцы в щепотку) Ущипнуть меня он хочет (ритмичные «щипки»).
У.: А теперь давайте раскрасим нашего гуся по образцу, в темные цвета
(слайд 13).
Всё, гусь нарисован! (слайд 14)
У.: Научиться рисовать птиц довольно легко, если следовать схеме их зарисовки.
Выставка работ:
- Выберите рисунок, который вам понравился.
Итог урока.
- Что нового вы узнали о птицах?
- А сейчас поместим цветы на нашу поляну.
Красный – я всё умею, могу научить других
Жёлтый – я умею, но ёще надо подучиться
Оранжевый– я не узнал ничего нового, но было интересно.