Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний о частях речи" в 9 классе коррекционной школы VIII вида

Submitted by Ольга Михайловна Печникова on вс, 26/01/2014 - 13:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Печникова Ольга Михайловна
Место работы, должность: 

МКОУ СКО школа-интернат №14 п.Надвоицы, учитель русского языка и чтения

Регион: 
Республика Карелия
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> Тема урока: &quot;Обобщение знаний о частях речи&quot;. &nbsp;Кроме образовательных, коррекционно-развивающих, здоровьесберегающих задач, урок решает огромные&nbsp; воспитательные задачи в преддверии начала Олимпийских игр - формирует у учащихся с интеллектуальной недостаточностью&nbsp; представление об Олимпийских &nbsp;играх и Паралимпийском движении., воспитывает чувство гордости за Россию.</p>

 

УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА  В  9  КЛАССЕ

 

Тема: Обобщение знаний о частях речи.

 

Цели:1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о частях речи.

 

Задачи урока:

 Образовательные:

  1. Учить определять части речи в тексте;
  2.    развивать умения употреблять части речи в речи;
  3.    повторить знания пройденного материала о частях речи;
  4. учить обосновывать написание безударных окончаний имен существительных, имен прилагательных и глаголов;
  5. расширять словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие:

  1. Продолжить развивать и корригировать орфографическую зоркость   учащихся;
  2. развивать все виды памяти, мышление, внимание, воображение;
  3. формировать грамматический строй речи через отработку умения устанавливать причинно-следственные связи, учить связно излагать свои мысли;
  4. активизировать познавательную деятельность через использование различных форм работы;

5      активизировать словарный запас учащихся.

Воспитательные:

  1. повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;
  2. воспитывать любовь к родному языку;
  3. воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учёбе;
  4. формировать у учащихся представления о Паралимпийском движении;
  5.  расширять представления о  XXII Олимпийских зимних играх;
  6. развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься физкультурой;
  7. воспитывать чувство гордости за Россию.

Здоровьесберегающие:

  1. работать по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки;
  2. поддерживать интерес к учёбе и снижение утомляемости.

Оборудование:  компьютерная презентация, энциклопедический словарь, образец мишени, по 2 кружка – белый и черный, схема описания предметов, иллюстрация зеркала с именем существительным и прилагательным, коробочка с предметами: иллюстрация зимы, носовой платок, яблоко, книга, мячик, карточки о глаголе, карточки с заданием на правописание ТЬСЯ  и ТЬСЯ, медальки, радуга.

 

 

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент (психологический настрой)

 

Сегодня прекрасный день! Я рада приветствовать наших гостей из Карелии и вас, ребята! Давайте подарим друг другу отличное настроение и  покажем хорошие  знания по русскому языку.

Настройтесь на урок и повторяйте за мной слова:

 

Я буду внимательным.

Я буду думать.

Буду размышлять и доказывать,

Буду старательным и активным.

 

  1. Подготовка к теме урока.

         Что изображено на экране? (олимпийские кольца)   Слайд 1

Символом чего они являются? (олимпиады)

Обратите внимание на правописание слова «ОЛИМПИАДА», прочитаем его по слогам и запомним буквы, выделенные красным цветом.

Что обозначает слово «ОЛИМПИАДА»?

Послушайте толкование значения слова в энциклопедическом словаре.

 

(Ученик зачитывает значение слова в энциклопедическом словаре)

 

Слайд 2

         Уже совсем скоро наша страна гостеприимно встретит гостей со всего мира на Олимпиаде – 2014 и начнутся  XXIIзимние олимпийские игры. Каждое государство считает для себя большой честью проведение олимпийских игр.

         Где будут проходить олимпийские игры?        (В Сочи)  Слайд 3

                  

         Сегодня на уроке мы проведем свои малые олимпийские игры по русскому языку под девизом, выражающим устремления спортсменов (вместе) «Быстрее! Выше! Сильнее!»                     Слайд 4

 

Слайд 5     На олимпийских играх, которые будут проходить с 7 – 23 февраля будут представлены 7 видов спорта:

         Лыжный спорт;

         Конькобежный;

         Санный спорт;

         Бобслей;

         Биатлон;

         Хоккей на льду;

         Кёрлинг              Они делятся на 15 дисциплин.

 

        

         Много видов спорта будет представлено на зимней олимпиаде. Каждый вид спорта красив и неповторим, как слова в русском языке. Все слова разные – они отличаются внешностью и поведением.  Каждое слово относится к какой-то …  (вместе) Части речи

  1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке повторим и обобщим знания о пройденных частях речи.

 

  1. Словарная работа.

Россияне испытывают большую гордость и волнение – как пройдёт олимпиада? Многие мечтают попасть в Сочи на олимпийские игры. Представим, что мы садимся в Машину времени и отправляемся  на олимпиаду 2014 вместе с нашими спортсменами. Находясь в школе, в общественных местах, мы должны соблюдать определенные правила поведения, быть культурными, воспитанными, заботливыми, внимательными, отзывчивыми, тактичными. Такие же  правила должны соблюдать участники и гости олимпиады.

Итак, мы находимся в Сочи, на  олимпиаде, где всё готово к её началу. И первые соревнования, на которых мы присутствуем – это фристайл. Слайд 6

Это вид лыжного спорта, который называют лыжным балетом, состоит из прыжков, скольжения и вращений при спуске.

Начнем наши малые олимпийские игры и вместе со спортсменами выполним сложные трюки.

Работа в тетрадях

Открываем тетради.

Записываем число «Двенадцатое декабря».  (ДВЕ-НАД-ЦАТОЕ),

тему урока «Части речи».  (На доске записаны слова)

На доске записаны слова. Прочитаем их.

 

а/одва/окат, ина/ога/ородний, бух/галтер, исте/и/язать, исце/илять, про/агре/ис/ссивный, бла/ога/ода/орить, е/иже/имеся/и/ечный, пра/офес/сси/ея

 

Выполнить задание:

  1. Подумать и записать словарные слова в три столбика.
  2. Выбрать правильные буквы.

Проверка.

Какие слова записали в 1столбик? Прочитайте их.  (Слова, которые отвечают на Кто? Что? обозначают ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ) Слайд 6 +

 

Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок. Молодцы!

 

5. Обобщение и систематизирование  знаний об имени существительном.

 

Повторим материал об имени существительном. Для этого нам надо перейти на другой спортивный объект. Слайд 7

 Биатлон

Назовите 1-ый слог. «Би» - это английское число 2, значит это вид спорта, где спортсмены соревнуются по двум дисциплинам: лыжные гонки и пулевая стрельба из малокалиберной винтовки. Болельщики внимательно смотрят на мишени и радуются, ликуют, когда черное окошко  закрывается белой крышкой. Вот так. (Показываю образец мишени)

 Мы тоже поучаствуем в этих соревнованиях.

Д/игра «Меткий стрелок»

Я буду зачитывать высказывания об имени существительном, если оно правильное - вы поднимаете белый кружок, если высказывание неверное – черный кружок и обосновываете свое решение. (Учащиеся получают по 2 кружка - белый и черный)

  1. Существительное – часть слова
  2. Существительное – обозначает предмет
  3. Отвечает на вопросы – Какой? Какая?  Какие?
  4. Изменяется по числам, родам, падежам
  5. Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы
  6. В именах существительных м.р. после шипящих надо писать Ь знак
  7. В словах РОЖЬ, ПЕЧЬ, ДОЧЬ надо писать Ь.
  8. К 1-му склонению относятся имена существительные ж. и м. рода с Ь
  9. Падежные окончания имен существительных проверяются следующими словами:  1 скл – конь

                                     2 скл – степь

                                     3 скл. – земля

  1.  В словосочетаниях «слова из песнИ», «прыгал от радостИ» в окончаниях  сущ – ых Р.п. ПЕСНИ, РАДОСТИ надо писать Е.

 

Молодцы! Вы не подвели меня. Спасибо!

 

Спортсмены даже на олимпиаде должны отдыхать и восстанавливать свои силы.

6.Физминутка для глаз.

Вы старались точно попасть в мишень и от напряжения глаза устали.

  • Закройте глаза.
  • Зажмурьте их на 5 секунд, откройте и через 5 секунд закройте и снова зажмурьте на 5 секунд. Сделайте так 5 раз.
  • Не поднимая и не опуская головы, опускайте глаза, чтобы увидеть пол и поднимайте, чтобы посмотреть на потолок 5 раз (Показать верх, низ)
  • Не поворачивая головы, постарайтесь посмотреть налево, направо (Показать лево, право)
  •  (Показать цвета радуги)Посмотрите на цвета радуги, нарисуйте весь спектр в голове и как можно четко представьте цвета.
  • Разотрем мочки ушей до «горения», покрутим их, потянем ушные раковины вверх и вниз.

 

7.Обобщение знаний и систематизирование знаний об имени  прилагательном.

Слайд 8

Вернемся на соревнования по фристайлу.

Прочитайте слова второго столбика.

 На какие вопросы отвечают все слова?

Как называется эта часть речи?

Прочитаем слова по слогам.

Кто выполнил задание правильно? Молодцы!

 

Повторим и обобщим знания об имени прилагательном.

Слайд 9

Выберите правильные  записи.

Имя прилагательное – обозначает…, отвечает на вопросы…, изменяется по…

Слайд 10

Д/игра «Найди прилагательные ж.р.»

Цель: учить находить в речи  прилагательные ж.р.

 

 

  1. Танцевальная физминутка

 

Какое значение имеют имена прилагательные в нашей речи? (Речь становится точной, ясной, понятной, конкретной, выразительной, красивой).

Сейчас мы с помощью иллюстраций, составим приблизительную схему описания признаков любого предмета.

(Схема-описание предметов)Приглашаю двух самых смелых учеников - 1 ученик на доске  размещает иллюстрации, другой -  соответствующие слова с признаками имен существительных, остальные ученики помогают выполнять задание.

Величина, размер

Цвет

Форма

Вкус

Запах

Материал

Характер, настроение

Оценка

Молодцы! Этот алгоритм описания имен существительных нам пригодится для выполнения следующего задания.

Сейчас мы примем участие в очень опасном  виде спорта. Называется он …

 Слайд 11(СКЕЛЕТОН)

Это спуск по ледяной дорожке на 2-ух полозьевых санях на укрепленной раме, без рулевого управления, на которой спортсмен лежит головой вперед в направлении движения, лицом вниз, используя для управления санями специальные шипованые ботинки.

         Д/игра «Кто быстрее»

Цель: по описанию назвать предмет.     

Приглашаю смелых и отважных  2-ух спортсменов. Вы садитесь в воображаемые сани и мчитесь к финишу, побеждает тот, кто быстрее назовет описываемый ведущим предмет. Ведущий описывает предметы,  используя опорную таблицу. (Носовой платок, яблоко, книга, нож, зима).

Победители награждаются.

 

От чего зависит род, число, падеж имени прилагательного?

Слайд 12

Род, число, падеж имени прилагательного зависят …(от имени существительного, с которым он связан) 

 (Иллюстрация зеркала, в котором существительное отражается прилагательным).

 

Наши малые олимпийские игры продолжаются.

Слайд 13 (ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ)

         Мы находимся на горнолыжном спуске.

         Горнолыжный спорт – спуск с горы на специальных лыжах. Спортсмен должен пройти  через ворота, но если пропускает их, судебная коллегия дисквалифицирует спортсмена и снимает его с соревнований. Трасса сложная, длинная, опасная и крутая.

Слайд 14

         Горнолыжному спортсмену нужна наша помощь в прохождении трассы. Если мы правильно поставим окончания в именах прилагательных, он пройдет трассу без ошибок. Кто не боится скорости и высоты?

 

         Д/игра «Помоги лыжнику»

Задание: поставить правильное окончание в именах прилагательных.

Молодцы! Вы справились с заданием и помогли горнолыжнику.

 

  1. Обобщение знаний и систематизирование знаний о глаголе.

Что у меня в руках? (мяч)

Что он делает? (прыгает, летит, лежит, крутится, стучит, падает)

Что обозначает часть речи, которая обозначает действие предмета? (Глагол)

Слайд 15

Вернёмся к фристайлу и проверим словарные слова в  3-м столбике.

 

Повторим материал о глаголе.

           (карточки)

На какие вопросы отвечают глаголы? – Что делать? Что делает? Что сделают?

Что обозначает? – действие предмета

Как изменяется? – по числам, по временам; в прош.в. по родам, в наст. в. и буд. в. по лицам.

Слайд 16

Д/игра «Четвертый лишний»

Задание: в каждой строчке найдите лишнее слово и обоснуйте свой выбор.

        

Сегодня мы находимся на олимпиаде, и было бы непростительно, если бы мы не посоревновались на скорость выполнения задания. Слайд 17

Соревноваться мы будем в беге на коньках – кто быстрее придет к финишу.

Вспомним правило правописания ТЬСЯ и ТСЯ. (карточки – записать в 2 столбика)

Боится высоты, добраться до лагеря, вернуться с победой, соревнуются в беге, люблю кататься, включиться в игру, он исправится, лечится от простуды.

Кто выполняет задание, поднимает руку, а жюри   определяет победителей, занявших 1, 2 и 3 места.

Проверка. Выявление победителя.

 

  1.  Обобщение знаний о частях речи.

Кого называют ВОЛОНТЕРАМИ?

Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Общее, что их объединяет, — добровольность.

 Волонтерские команды будут активно работать на олимпиаде. Их деятельность будет самой разнообразной – оказание посильной помощи органам правопорядка, спасателям, медикам, помощь в организации праздников и концертов, кроме этого волонтеры работают в качестве переводчиков, водителей, экспедиторов, дворников и т.д.

Мы тоже на время станем волонтерами, разобьемся на группы и наведем порядок в классе.

Д/игра «Уборка частей речи»

Задание: 1 группа -  Саша и Артем убирают прилагательные,

2 группа – Миша и Таня  - глаголы, 3 группа – Леша, Кристина, Шура – существительные. Слова  - теплый, бурные, сложное, мужественный, прием, воля, спортсмен, аплодисменты, сила, победа, остаться, упала, перевернулся, радоваться, она, их, без.

Проверка. Какие слова остались?

К какой части речи они относятся?

Составьте словосочетания. Какие части речи согласуются? (прил+сущ, сущ+сущ, гл+сущ, мест+сущ, мест+гл). Какие не согласуются? (прил. и гл, предл и гл.)

 

  1.  О значении спорта

Человек не рождается трудолюбивым или ленивым, общительным или замкнутым, а становится таким под влиянием воспитания в процессе жизни и деятельности. Занятия любым видом спорта требуют развития у спортсмена определенных свойств характера. Результат зависит в первую очередь от целеустремленности, трудолюбия, настойчивости и упорства. К этому надо добавить: силу воли, волю к победе, смелость, активность, мужество, требовательность к себе.

  1. О паралимпийских      играх                  Слайд 18

         Через месяц после олимпийских игр с 7 – 16 марта в Сочи пройдут паралимпийские игры, в них примут участие спортсмены с ограниченными возможностями здоровья. В этой олимпиаде будут представлены 5 видов спорта:

        Биатлон;

             Лыжные гонки;

        Кёрлинг на колёсах;

        Горные лыжи;

        Слеж-хоккей на льду.

 

Ярким примером мужества,  смелости и силы воли на паралимпийских играх станут инвалиды, преодолевая себя, свои боли, бытовые и психологические трудности. Очень приятно и вместе с тем волнительно увидеть наших паралимпийцев. Важно, чтобы людей с физическими нарушениями,  обычные люди видели равными себе, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями перестали чувствовать себя изгоями в обществе.

Послушайте высказывания мудрых и известных людей, спортсменов – инвалидов, вдумайтесь в их смысл и я буду рада, если они вам пригодятся:

  1. Добиться успеха можно одним способом – непоколебимым стремлением  к своей цели.
  2. Потерян навсегда лишь тот, в ком угаснет стремление.
  3. Русские – не раки и не пятятся назад.
  4. Отдыхать буду в старости, когда добьюсь, к чему стремилась.
  5. Есть мечта?

Иди к ней

Не получается идти к ней?

Ползи к ней,

Не можешь ползти к ней?

Ляг и лежи в направлении мечты.

Стремитесь и добивайтесь, ставьте цели и идите к ней. Но чтобы быть готовыми к новым свершениям, надо постоянно совершенствоваться, ежедневно заботиться о своем здоровье.

И у вас все получится!

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Закончились малые олимпийские игры.

Подведем итог урока. Что мы повторяли, что запомнили?

Слайд 19  Каким был для тебя урок?

Измените имена существительные на имена прилагательные (интерес, труд, длина, радость, польза, скука)

 

Слайд 20

 «Встанем, за руки взявшись, в ладони ладонь –

 В каждом сердце зажжется Олимпийский огонь!».

Оценки. Все ученики получают макет Олимпийского огня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Интернет ресурсы

www.olymps.ru&ndash; информация по олимпийским видам спорта

www.sochi2014.com- информация по олимпийским видам спорта

http://posloviz.ru/  - пословицы о труде и трудолюбие

citaty.info/tema/celeustremlennost– японская мудрость и др.

volunteers-2014.livejoumal.com – волонтерскоедвижение

http://smayli.ru/sports_2.html- упражнения для физминутки

http://animoving.ru/?option=com_hello&dir=obich/obsport/obgimnastics/&page=6 - упражнения для физминутки

 

        

 

        


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн