Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Эстетическое воспитание детей средствами хореографии

Submitted by Марина Моисеевна Лукина on чт, 16/01/2014 - 13:27

На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования и воспитания детей путем применения современных форм и методов воспитания и обучения.

Хореография – средство эстетического воспитания широкого профиля, её специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Поэтому сферой непосредственного контакта ребенка с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном искусстве, могут стать именно занятия в хореографическом коллективе.

На сегодняшний деньхореография очень популярна среди детей и подростков, наблюдается постоянный количественный рост детских хореографических коллективов и их численность. На современном этапе детское хореографическое творчество отличает ряд особенностей, которые заключаются в проявлении новых тенденций. Но не всегда новые тенденции понимаются правильно, чаще всего воспринимаются как отрицание, а иногда и незнание того художественного опыта, который накоплен в детском хореографическом творчестве. Снижается интерес к традиционным хореографическим системам, классическому и народно-сценическому танцам. В детских танцевальных композициях теряется образность, хореографические номера становятся бессодержательными, однообразными особенно в новых современных направлениях – рэп, хип-хоп, фристайл, техно – тех, которые наиболее привлекательны для детей и подростков. В данных обстоятельствах руководителям хореографических коллективов необходимо в своей работе обращаться к истории хореографического искусства, к традициям, художественным ценностям классического и народного танца, найти верное соотношение между традициями и новацией, сохраняя непрерывность и преемственность творческой деятельности в ее самобытности, неповторимости и своеобразии русской танцевальной культуры.

Занятия танцем учат понимать и создавать прекрасное, развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотные манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец – мелодичный и ритмичный звук, ставший мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывает характеры людей, их чувства и мысли о мире.

Система пластической выразительности, именуемая «классический танец», в результате длительной перестройки нашла свое эстетическое воплощение в России. Основоположник балетного театра Ж.Ж. Новерр писал: «Вложенная в нас природой любовь к музыке влечет за собой и любовь к танцу. Оба эти искусства – братья,  неотделимые друг от друга, нежные и гармонические интонации одного из них вызывают приятные выразительные движения другого, сообща они являют увлекательные картины зрению и слуху» [4].

Эстетическая воспитанность человека - это способность воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, различать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическая воспитанность предполагает наличие у человека эстетических идеалов, художественного вкуса, умения глубоко переживать эстетические чувства. Сочетание в хореографической деятельности таких свойств танца, как единство музыки, движения и игры, делает хореографию наиболее плодотворным средством эстетического воспитания и обучения детей.

Реализуя программу «Хореография» в хореографическом ансамбле«Мечта» МБОУ ДОД «ЦДТ № 4» я основываюсь наследующих принципах:

- гуманизации – обеспечение благоприятных условий для создания оптимальной    среды для воспитания и обучения детей, увлеченности и  творчества.   

- системности — продуманная четкая планомерная система учебной
работы, в которой для каждого учащегося ясна перспектива его
технического и художественного роста;

- непрерывности образования и воспитания – в учебном процессе всё обучение    связано непосредственно с воспитанием, носит цельный, творческий, нравственный характер;

- природосообразности – глубоко продуманная работа над репертуаром, учет возрастных особенностей детей и уровень их технической подготовки;

- сотрудничества – воспитательная работа спланирована так, что каждый   ребёнок   принимает   участие   во   всех   мероприятиях коллектива.

Соблюдение всех названных принципов, при организации работы с хореографическим коллективом, позволяет мне сделать занятия действенным средством эстетического развития детей, пробуждая в них способность эстетического восприятия, эмоционального переживания, образного мышления.

В своей работе  с детьми младших группя использую элементы игровой технологииУвлечение и вдохновение – источники интеллектуального роста личности. В ходе игры ребенок испытывает чувство интеллектуального роста в процессе овладения знаниями - это та ниточка, на которой держится желание учиться. Познание для ребенка становится очень крепким и необходимым, если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями. Здесь я вижу свою задачу как педагога – не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развивать и укреплять. Каждое занятие, каждый шаг в овладении детей исполнительским мастерством рассматривается как поступательное звено в единой цепи воспитания.

Природа с рождения закладывает в ребенка задатки и возможность постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Пренебрежение эстетическим развитием детей оставляет их глухими к подлинным духовным эстетическим ценностям. В настоящее время через интернет на детей обрушивается поток художественно-эстетической, и вместе с ней и антихудожественной информации захлестывает необразованного, эстетически невоспитанного человека. Поэтому очень важно с раннего детства вводить детей в мир истинного искусства, развивать и образовывать их эстетическое сознание на выдающихся образцах отечественного и мирового хореографического творчества.

Для решения задач эстетического воспитания учащихся в своей деятельности использую все возможности: художественный уровень репертуара, планомерные и систематические учебные занятия, взаимоотношения с педагогом, окружающим миром, посещение балетных спектаклей, концертов, специальные беседы, лекции на этические темы – все это формирует ребенка, развивает в нем чувство прекрасного. Эта работа проводится постоянно и опирается на систему различных форм, методов и средств: просмотр классического балета, прослушивание музыки, знакомство с творчеством мастеров хореографии, самостоятельное изучение детьми старшего возраста вопросов теории музыки, балета, чтение книг по хореографии и другим видам искусства, поиск информации в интернете с определенной целевой установкой на расширение знаний детей в области хореографии.

В каждом занятии использую сочетание словесных, практических и  наглядных методов, что является важным воздействием на обучение и воспитание детей.

В.Л. Сухомлинский писал: «Влиять на коллектив воспитанников - значит воодушевлять его стремлениями, желаниями. Коллективное стремление – благороднейшее идейное, моральное единство. Там, где есть коллективное стремление к чему-то высокому и благородному, возникает та великая, непобедимая сила воспитательного влияния коллектива на личность, о которой мечтает вдумчивый воспитатель» [6].

Воспитательный процесс и активность детей обогащаются присутствием традиций в коллективе: «Посвящение в балерины», Новогодние праздники, концерты в честь дня рождения коллектива, передача лучших номеров репертуара следующему поколению. Это делает жизнь коллектива насыщенной, перспективной, осуществляется преемственность. У каждого ребенка появляется чувство причастности к деятельности, которая поощряется окружающими. Всё лучшее в человеке в основе своей закладывается с детства, поэтому необходимо создать такой микроклимат взаимоотношений между детьми в коллективе, который стал бы для них на всю жизнь основой достойного поведения человека. Занятия в хореографическом коллективе для моих учащихся становятся неотъемлемой частью духовной культуры, важным компонентом их жизни.

Создание детского творческого коллектива – главная цель воспитательной работы с детьми. В течение всех лет обучения воспитываю в детях те лучшие качества, которых порой не хватает в окружающих нас взрослых людях: доброта, способность к состраданию, чуткость, гибкость в общении с другими людьми,  бескорыстие,  художественный вкус, твёрдость убеждений.

 

Литература:

  1. Баранов,А.Б. Развитие артистизма у детей в детских хореографических коллективах [Текст] А.Б. Баранов // Дополнительное образование. – 2003 - № 11. - с.12-15.
  2. Ерохина,О.В. Школа танцев для детей [Текст]: / О.В. Ерохина; – Ростов н/Д: 2003.
  3. Звездочкин,В.А Классический танец [Текст]: / В.А. Звездочкин; – Ростов н/Д: 2005.
  4. Материалы курсовой подготовки руководителей хореографических коллективов, педагогов-хореографов, балетмейстеров, танцоров [Текст]: Арт – сфера. - г. Нижний Новгород: 2008 г.
  5. Никитина,Е.Т. Педагог – хореограф [Текст] / Е.Т. Никитина; – М.: 2005.
  6.  Сухомлинский,В.А. О воспитании [Текст]: / В.А. Сухомлинский. - М.: Политиздат, 1975.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн