Submitted by Аркадий Макарович Маркаров on Tue, 14/01/2014 - 10:45
Ход урока
Организационный. Приветствие, готовность класса к уроку.
Проверка знаний.
1. Способность к размножению имеют
а) все живые организмы
б) только животные
в) все, кроме бактерий
2. Что такое жизненный цикл клетки
а) жизнь клетки в период её деления
б) жизнь клетки от деления до следующего деления или до смерти
в) жизнь клетки в период интерфазы
3. Спирализация хромосом происходит
а) в интерфазе
б) в профазе
в) в метафазе
г) в телофазе
4. В интерфазе митоза происходит
а) удвоение ДНК
б) синтез ферментов
в) синтез АТФ
г) верны все ответы
5. Хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости клетки в
а) профазе
б) метафазе
в) анафазе
г) телофазе
6. В анафазе
а) хромосомы сворачиваются и утолщаются
б) хромосомы располагаются в экваториальной плоскости
в) формируется веретено деления
г) дочерние хромосомы движутся к полюсам клетки
7. Последовательность фаз митоза является следующей
а) профаза-метафаза-анафаза-телофаза
б) профаза-анафаза-метафаза-телофаза
в) телофаза-профаза-анафаза-матафаза
8. В результате митоза появляются
а) две одинаковые клетки
б) две разные клетки
9. Перетяжка хромосом называется
а) центриоль
б) центромера
в) веретено деления
Сравните ответ с эталоном и выставьте себе отметки: 0 ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3».
Актуализация субъективного опыта учащихся
- Ребята, посмотрите, я Вам приготовил маленький сюрприз. Здесь фотографии моих заместителей и их родителей.
Что вы заметили? (что они похожи на своих родителей)
Почему? (они получили эти признаки по наследству)
А вы похожи на своих родителей?
А вы гордитесь, что вы похожи на них?
- А как вы думаете в результате какого процесса вы получили эти признаки (в результате полового процесса размножения).
- Вспомним характеристику полового размножения:
а) характерно для большинства живых организмов;
б) в размножении обычно принимают участие две особи – мужская и женская;
в) осуществляется с помощью специальных клеток – гамет;
г) каждая особь обладает уникальным генотипом, т.е. потомки генетически отличны друг от друга и от родительских особей.
Постановка проблемы и введение новой темы.
Эта характеристика будет неполной, если мы не рассмотрим механизм процесса, лежащего в основе полового размножения.
Как вы думаете, чем будет характеризовать деление половых клеток?
А теперь, объединитесь в группы и поработайте. Задание для групп: перед вами карточки, попробуйте восстановить правильную последовательность.
У всех групп карточки разложены по- разному.
Диалог учителя: Получилось? (нет)
Почему? (А мы еще не знаем точно последовательности)
Так какая тема урока: Деление половых клеток.
Учитель добавляет, что это называется – мейоз.
Напишите вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ в ходе изучения данной темы. (Ребятам раздаются вырезанные вопросительные знаки, на которые они записывают свои вопросы).
- Рассмотрим механизм мейоза. Класс делится на 4 группы:
Для работы в группах, давайте составим таблицу.
Название этапа
Название фазы
Рисунок
Процессы
Вторую колонку заполняем вместе, остальные по группам.
- 1-ая группа рассматривает процессы, происходящие в профазе 1; профаза 2;
- 2-ая группа – метафаза 1, метафаза 2;
- 3-ая группа – анафаза 1, анафаза 2;
- 4-ая группа – телофаза 1, телофаза 2.
Затем 1 группа обучает 2, 3, 4.
2 группа обучает 1,3,4.
3 группа обучает 1, 2, 4.
Таким образом, у всех учеников заполненная таблица, которая затем проверяется и сравнивается с эталоном.
Обобщение знаний.
В конвертах наборы моделей «Мейоз», один на группу.
Предлагается собрать модель, характерную для профазы 1, и сверить с рисунком в учебнике, таким же образом выполнить задание по всем фазам (проверка уровня усвоения материала, самоконтроль)
Давайте попробуем сформулировать и записать биологическое значение мейоза.
1. Мейоз – особый вид деления клеток, при котором число хромосом уменьшается в 2 раза.
2. Во время мейоза идёт два деления: редукционное и эквационное, в каждом 4 фазы: профаза, метафаза, анафаза, телофаза.
3. Поддерживается постоянство диплоидного набора хромосом в соматических клетках.
4. Кроссинговер и независимое расхождение хромосом ведет к возникновению комбинативной изменчивости.
А теперь давайте решим задачу.
Задание 1. У кролика и крольчихи в каждой соматической клетке содержится по 44 хромосомы. Сколько хромосом содержится у кроликов?
а) в одной яйцеклетке
б) в одном сперматозоиде
в) в одной зиготе
г) в одной соматической клетке детей
д) в одной соматической клетке внуков
Ответ: а, б – по 22; в, г, д, - по 44.
Возвращаемся к вопросам урока.
I. Домашнее задание
§ 24. Придумайте задачи по теме «Мейоз».
Рефлексия
Довольны ли вы своей работой на уроке?
Достигли ли вы своей цели?
Продолжите предложение Сегодня на уроке я горд собой, потому что…