Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Безличные предложения

Submitted by Виктория Геннадьевна Моисеенко on пн, 13/01/2014 - 18:24
Данные об авторе
Автор(ы): 
Моисеенко Виктория Геннадьевна
Место работы, должность: 
Учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ с. Широкое"
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

1) Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.

2) Развивать память, речь, образное мышление учащихся.

3) Воспитывать чуткое отношение к состоянию природы и окружающих нас людей

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
5
Используемое оборудование: 

раздаточные карточки, таблица «Способы выражения сказуемого в БП», карточки-примеры, контрольные карточки, портрет В.П.Астафьева, книга «Затеси», картина – зимний пейзаж, индивидуальное д/з.

Краткое описание: 
Урок по русскому языку в 8классе Тема: Безличные предложения.

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.

 

Вступительное слово учителя:

В поисках смысла

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и в песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся,

Только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой –

Ты только вдумайся,

Только всмотрись –

Откроется самая главная мысль!

Психологический настрой на работу.

Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу.

Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.

«Не стыдно не знать,

Стыдно не учиться»

-Как вы понимаете данное высказывание?

-Вы с ним согласны?

Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.

 

Перед вами на столах лежат цветные карточки: красная, синяя, зелёная.

 

Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёныё цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.

 

Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, «Классная работа».

Создание проблемной ситуации.

Обратите внимание на тему урока (на доске). Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ставят цель урока) - О чём говорит нам название «безличное» предложение? ( нет и не может быть подлежащего , т.е. лица, выполняющего действие – «без лица»).

2. Лингвистическая разминка.

(раздаточные карточки на каждом столе).

У вас на карточках записаны стихи А.А.Фета. Выразительно прочитайте и назовите типы односоставных предложений.

Карточка№1

Учись у них – у дуба, у берёзы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Карточка№2

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

Карточка №3

Шёпот, робкое дыхание,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!..

(Ответы: 1)определённо-личное, назывные; 2) двусоставное, назывное, безличное, двусоставное; 3) назывные.)

1-й ученик производит синтаксический разбор предложения.

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Графическая схема предложения.

2-й ученик производит морфологический разбор слова:

Завесила

3-й ученик производит морфемный разбор слова:

Тропинку

. 3. Анализ текста.

На доске:

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

(А.С. Пушкин)

(Читает один ученик)

Каким настроением проникнуто стихотворение? (чувством радости, счастья; автор прямо утверждает: «День чудесный!»)

Определите тему данного текста. (описание утра, зимней природы)

Назовите ключевые слова, которые раскрывают тему текста. (мороз, солнце, день, чудесный, нега и др.)

Когда мы рассматриваем картину, то понимаем, что художник для изображения действительности использует определенные средства, например краски. А чем пользуется поэт? (Поэт использует только слова, но в этих словах всё – и краски, и звуки, и чувства.)

А как можно еще определить цвет текста? (При помощи звуков, которые тоже имеют цвет, например, о(е)- светло-желтый или белый, а(я)- густо-красный, ярко-красный, э(е)- зеленый, желто-зеленый, и –синий, у- темно-синий, темно-сине-зеленый, ю-голубоватый, ы- мрачный, темно-коричневый или черный цвета.)

Каков же цвет нашего текста? Обратимся к ключевым словам и посмотрим, каких здесь гласных звуков больше? (о,е)

Подтверждают звуки цвет текста? (да)

Как вы думаете, Пушкин подсчитывал цветовые звуки, когда писал это стихотворение? (нет)

Почему же такое совпадение произошло? Да потому что Пушкин был гением.

А Константин Паустовский о языке говорил так: «С русским языком можно творить чудеса». Вы в этом убедились на примере текста стихотворения? (да)

Словарная работа.

-Ребята, помните ли вы значение слов нега и Аврора?

Один ученик зачитывает значение данных слов, которое смотрел по словарю:

Нега – блаженство, приятное состояние.

Северная Аврора - богиня утренней зари у древних римлян.

(Фронтальная проверка с объяснением орфограмм).

5) Укажите односоставные предложения:

а) Зимняя стужа хозяйничает в лесу.

б) Идёшь по зимнему лесу и любуешься его красотой.

в) Искрится и переливается снег в лунном свете.

г) За окном завьюжило.

3. Сообщение темы и целей урока.

.Работа над предложениями.

- Найдите в составе СП односоставные.

1) Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

- Назовите односоставные в составе СП.

- Состояние чего рисует это предложение? (природы)

2) Мне не сидится в хате тесной, тянет погулять.

- О чём здесь говорит нам безличное предложение? (состояние человека)

5. Работа с раздаточным материалом (с целью анализа таблицы «Способы выражение сказуемого в безличном предложении»).

- Перед вами предложения, взятые из миниатюр В.П.Астафьева.

Обозначьте грамматические основы и укажите, чем они выражены.

Чем выражено сказуемое в безличном предложении Безличные предложения

1. Безличный глагол ( с –ся и без –ся) 1.Думается в основном о конце света. Мне с детства очень повезло.

2.Личный глагол в безличном значении. 2. Каплет с черёмух. Завыло, запело вдали густо, пронзительно.

3. Инфинитив 3. Идти дальше некуда. Слов не понять.

4. Слово категории состояния на -о 4. За окном мутно. На душе было легко и грустно.

5. Сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом 5. Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно.

6. Несклоняемым словом, по форме совпадающим с существительным, в сочетании с инфинитивом 6. Пора уж разводить костёр и варить уху.

7. Отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание. 7. Нет сна, есть видимость его. Не стало гармонии. В небе ни одного облачка.

8. Краткое страдательное причастие среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т-. 8. В номере было накурено.

 

- Чем можно объяснить распространённость безличных предложений в художественной речи?

(выразительность; лаконичная форма обозначения состояния природы и человека; передают личное отношение, восприятие действительности)

- Что сказано красивее: Наступает вечер. или Вечереет?

) Контрольные раздаточные карточки.

Двусоставное предложение 3, 6,8.

Определённо–личное предложение 1, 2, 5.

Неопределённо-личное предложение 9.

Безличное предложение 4, 7, 10.

1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)

2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин)

3) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни (С.Аксаков)

4) От её голоса повеяло теплотой.

5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.

6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

7) В ту ночь никому не спалось.

8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.

9) В избе жарко натопили.

10) В воздухе пахнет сосновой смолой.

7. Творческая итоговая работа (дифференцированная)

Составить по картине текст ( группу предложений), используя разные виды односоставных предложений

 

ИГРА «ДА – НЕТка»

1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)

3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)

4) Безличное предложение – это односоставное предложение?(ДА)

5) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

 

Домашнее задание. Упр.135. Выписать безличные предложения, указать грамматическую основу и форму глагола.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн