Submitted by Анастасия Анатольевна Домнина on Sat, 11/01/2014 - 18:57
Ход урока
I. Самоопределение к учебной деятельности. (1-2 мин.)
Цели:
· мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания, отражающего значимость математики;
· определить содержательные рамки урока: умножение и деление многозначных чисел на однозначное число.
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока:
“Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит”. Михаил Васильевич Ломоносов, русский ученый-энциклопедист, поэт.
– Как вы понимаете эти слова? (Математика учит наблюдать, думать, делать выводы, приводить “ум в порядок”). М. Ломоносову исполнилось бы 300 лет – 19 ноября.
– Попытаемся привести в порядок то, что уже имеем. Назовите тему, которую мы изучаем. (Многозначные числа).
– С чего все начиналось? (Чтение, сравнение, запись, сумма разрядных слагаемых, сложение, вычитание, умножение на однозначное число)
– Очень многое узнали. Как думаете все ли “полочки” заполнили знаниями?
– Да, есть еще кое-что. Хотите узнать, что?
– Чтобы узнать что-то новое, сначала что надо сделать? (Повторить старое).
– Вы готовы к работе? Тогда в путь.
– Пожелайте друг другу удачи, улыбнувшись друг другу!
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии. (5-6 мин.)
Цели:
· актуализировать знания о взаимосвязи между умножением и сложением
· повторить распределительное и переместительное свойство сложения и умножения
· тренировать вычислительные навыки.
Индивидуальные задания
Математический диктант:
· Найди произведение 9 и 3 (27)
· 5 умножили на 3 и получили.(15)
· Делимое 24, делитель 3. Найди частное.(8)
· На какое число надо умножить 3, чтобы получилось 27.(9)
· Число 6 увеличь в 4 раза.(24)
· Число 48 уменьши в 8 раз.(6)
· Во сколько раз число 49 больше, чем число7?(7)
· Найди произведение 8 и 4.(32)
Форма работы – фронтальная
– Назовите лишнее число в каждом ряду.
а) 100, 900, 202, 500, 800;( все круглые, а 202 нет)
б) 873, 524, 7 648, 211, 999;(все трехзначные, а 7 648 многозначное )
в) 8 004, 4 567, 2 345, 958, 8 484.(все многозначные , а 958 трехзначное)
– Запишите числа(учитель диктует):
а) 2 млн. 230 тыс. 150 ед.;
б) 27 тыс. 13 ед.;
в) 30 млн.
– Прочитайте числа
12, 122, 1 222
– Что заметили? (в записи чисел используется две цифры)
– Умножьте каждое из этих чисел на 3
– Вы смогли выполнить задание?
– Чем это задание не похоже на предыдущее?
/Затруднение!!!/
III. Выявление места и причины затруднения. (1 мин.)
Цели:
· организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость определения нового способа умножения;
· согласовать тему и цель урока.
– Что же вызвало у вас затруднение?
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели. (1-2 мин.)
– Тогда цель нашего сегодняшнего урока? (Научиться умножать многозначное число на однозначное, найти новый способ, то есть алгоритм .)
– Сформулируйте тему урока. (Умножение многозначного числа на однозначное число.)
V. Проектирование и фиксация нового знания. (8-10 мин).
Цели:
· организовать коммуникативное взаимодействие для нового способа умножения;
· зафиксировать новый способ умножения в знаковой форме.
а) – Давайте будем думать.
Представьте, что надо найти площадь этого прямоугольника. Что для этого надо сделать? (умножить 398 на 6)
– Но мы еще не умеем выполнять такое умножение. Что же делать? Может можно как-то по-другому найти площадь?
(Дети высказывают свои предложения. Если никто не догадается разделить этот прямоугольник на три части, то учитель может предложить)
– А может быть нам разделить его площадь на три части? Вот только помогите мне сделать, чтобы удобно было находить площадь получившихся трех частей.
– Сможем мы теперь найти площадь? (да)
300∙ 6+90 ∙6+8 ∙6=1800+540+48=2388 (см)
– Значит 398∙6= 2388(см)
– А как мы это сделали? (Мы перемножили на 6(шесть) разрядные слагаемые числа 398 и результаты сложили)
– Удобно ли так считать?(нет)
- Почему?(очень долго)
-Существует ли более короткая запись такого умножения – это умножение в столбик, где тоже применяется прием умножения разрядных слагаемых, но начинается это умножение не с большего разряда, а с меньшего.
Посмотрите:
– Но можно еще короче, если по аналогии с умножением на двузначное число запоминать и добавлять к высшим разрядам то, что получили при умножении.
– Смогли бы вы теперь составить алгоритм умножения многозначного числа на однозначное?
– Что нужно сделать в первую очередь? и т.д. (Слайд 14).
1. Пишу:
2. Умножаю единицы: пишу в разряде единиц, а десяток запоминаю
3. Умножаю десятки: пишу под десятками, а сотни запоминаю.
4. Умножаю сотни: записываю в разряд сотен.
VI. Первичное закрепление с проговариванием. (4-5 мин.)
Цели:
· зафиксировать способ действия умножения многозначного числа на однозначное;
· тренировать способность к выполнению умножения столбиком.
Фронтальная работа (с проговариванием вслух).
– Давайте закрепим умение умножать многозначное число на однозначное.
– Посмотрите на рисунок в №1, с. 1 (ч. 2) и скажите, какое же математическое свойство помогло создать прием умножения числа в столбик? (Распределительное свойство умножения или умножение суммы на число)
– Используя это свойство помогло, найдите значение произведения в «№2, с.1
Далее выполняется №3 (а) – устно с комментированием.
– Решить примеры в столбик.
· 56∙3=
· 824∙8=
· 407∙7=
· 3087∙6=
Дети решают примеры самостоятельно с последующей проверкой по эталону.
VII. Физминутка. (2-3 мин.)
«Лови снежинку».
VIII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)
Цели:
· тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
· проверить способность к умножению многозначного числа на однозначное.
– Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание на доске :
· 324*7=
· 1809*3=
· 731*5=
· 1831*2=
– Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга.
IX. Включение в систему знаний и повторения (4-5 мин.)
Цели:
· закрепить умение решать текстовые задачи;
· тренировать способность к безошибочному решению примеров на умножение;
· развивать творческие способности учащихся.
– Как вы думаете, зачем нам нужно уметь умножать многозначные числа на однозначные?
– Решим задачу на с. 2 №5
Чтобы найти, сколько сдачи должен дать кассир, надо из всей суммы 10 000 руб. вычесть стоимость детских билетов и стоимость взрослых билетов. Но мы не знаем стоимость взрослых и стоимость детских билетов. Чтобы найти стоимость детских билетов, надо цену 835 руб. умножить на количество билетов 4.
1. 835 · 4 = 3340 (руб.)– стоимость детских билетов.
Чтобы найти стоимость билетов для взрослых, надо цену 1216 руб. умножить на 5.
2. 1216 • 5 = 6080 (руб.)– стоимость билетов для взрослых.
Найдем, сколько стоят все билеты:
3. 3340 + 6080 = 9420 (руб.)– стоят все билеты.
Теперь найдем, сколько сдачи должен дать кассир, для этого из количества денег внесенных в кассу 10 000 руб. надо вычесть стоимость всех билетов 9420 руб..
4. 10 000 – 9420 = 580(руб.)
Составим выражение:
10 000 – (835 • 4 + 1216 • 5) = 580 (руб.)
Ответ: кассир должен вернуть 580 рублей.
X. Рефлекия учебной деятельности.
Цели:
· оценить результаты собственной деятельности;
· зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: умножение многознач ных чисел на однозначное число.
· – Что нового вы сегодня узнали? (Как умножать многозначное число на однозначное число в столбик.)
· – Какую цель ставили? (Создать алгоритм умножения многозначных чисел на однозначное число и научиться решать примеры с применением этого алгоритма.)
· – Достигли ли вы цели? Как доказать? (Создали алгоритм, на основе которого можно решать примеры на умножение многозначных чисел на однозначное число.)
· – Оцените свою работу на уроке – заполните табличку с данными утверждениями
·
· Таюличку вложите в тетрадь
· – Кто оценил себя? Прочитайте.
· Учитель заслушивает несколько учеников.
· – У всех остальных я увижу ваши собственные оценки в тетрадях.
· – Школа – наш второй дом, а дома, как известно, стены помогают. Сегодня любимая школа помогла нам получить новые знания. Чтобы знания стали прочными, я предлагаю вам для тренировки домашнее задание.
– Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.
– Вспомните, с каких слов мы начали урок?
– Чему научились?
– Довольны ли вы своей работой?
XI. Домашнее задание.
– Вы поняли, что нужно потренировать дома?(умножение многозначных чисел по алгоритму)
- с. 2 №9, №4
– Молодцы! Спасибо за хорошую работу! Отметки за урок