Submitted by Тамара Львовна Скворцова on Sat, 11/01/2014 - 13:14
Тема урока: Цвет в произведениях живописи.
Цель урока:
- научить школьников передавать в рисунке эмоциональный настрой через выразительность цвета.
Задачи урока:
- приобретение учащимися знаний особенностей художественных средств различных видов изобразительного искусства;
- формирование у учащихся умения передачи эмоциональной выразительности цвета, богатого нюансами (теплые, холодные цвета);
- воспитание у учащихся эстетического отношения к действительности;
- развитие у учащихся аналитических возможностей глаза
Задание урока: изображение осеннего натюрморта с разным настроением - радостный, торжественный, грустный, тихий и т. д.
(индивидуальная работа)
Материалы: альбом или формат А 3, гуашь
Зрительный ряд: цветовой круг, произведения живописи с ярко выраженным цветовым состоянием, презентация с игрой «Выбери локальный цвет предметов», мультимедийные презентации с живописными произведениями и фотографиями букетов, натюрмортов; произведения живописи с ярко выраженной техникой нанесения красочного мазка
Ход урока:
Целеполагающий момент
На сегодняшнем уроке мы продолжаем знакомиться с законами цветоведения - науки о цветах. Сегодняшняя цель нашего урока научиться передавать в рисунке эмоциональный настрой через выразительность цвета.
Проверка и закрепление пройденного на прошлом уроке
Чтобы получить фиолетовый цвет, надо ( смешать красный и синий), чтобы получить оранжевый, надо ( смешать красный и желтый ), а чтобы получить зеленый цвет, надо ( смешать желтый и синий )
Зеленый, фиолетовый и оранжевый - это ( составные цвета )
Назовите пары дополнительных цветов: (оранжевый-синий, желтый-фиолетовый, красный-зеленый )
Объяснение нового материала
Если цветовой круг поделить на две части, то одна из них будет (теплой гаммой цветов), а другая ( холодной гаммой цветов)
Работа с учебником. Стр. 44 – 45.
Картины расположенные на этих страницах выполнены в определенном колорите, то есть цветовом строе. В картине И. Грабаря «Осень. Рябина и березы» колорит определен теплой гаммой цветов, а произведение О.Ренуара «Пейзаж в Эстаке» выполнено в холодной гамме. В картине Грабаря мы видим настроение радости, праздничного ликования, а в картине О. Ренуара - спокойствие с оттенком печали.
Давайте посмотрим картины: Ф. Васильев «Мокрый луг» и А. Пластов «Сенокос»; И. Остроухов «Золотая осень», В. Серов «Октябрь. Домотканово» и И. Левитан «Золотая осень. Слободка». Настроение в каждой паре картин разное за счет колорита. Холодные, приглушенные краски передают тоскливое, грустное настроение, а откровенные яркие цвета - радость, торжественность.
Объяснение выполнения творческого задания
Задача сегодняшнего урока - попробовать выполнить изображение натюрморта в одной из названных гамм цветов с передачей настроения.
Для начала давайте поиграем. (Один ученик садится за компьютер и выполняет, с поддержкой класса, упражнение по подбору цветов для грустного натюрморта.) Приложение № 2
И так, в самостоятельной творческой работе мы выполняем изображение натюрморта в холодной или теплой гаммах по выбору. Изображение выполняется сразу в цвете без предварительного рисунка. В вашем натюрморте обязательно должен быть букет цветов или осенних листьев и на переднем плане необходимо поместить какой-либо небольшой предмет. Это может быть какая-то посуда, фрукты или овощи, игрушки. Натюрморт мы выполняем гуашевыми красками и давайте напомним правила наложения пастозного мазка в работе. Приложение № 3
Для эмоционального настроя и стимулирования фантазии воспроизводятся мультимедийные презентации с изображением живописных и фотографических натюрмортов с разным настроением, сопровождаемые музыкальными фрагментами. Во время просмотра дети постепенно приступают к выполнению рисунка Приложение № 4