Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Submitted by Тамара Петровна Макарова on пн, 23/12/2013 - 22:47
Ход урока:
1. Организационный момент. Объявить тему урока, цель и задачи урока. В тетради записать дату, тему урока.
2. Устный счет. № 998 Вычислить устно, записать окончательный ответ в тетрадь и по шифру разгадать слова.
1 вариант - а) и б), 2 вариант - в) и г). а) 5; б) 9; в) 6; г) 2. Шифр: 2-ь 5-п 6-т 9-у. Слово «путь».
- Итак, нас ожидает путь, но куда?.
Надо разгадать это, выполнив следующее задание. №1001 К этому номеру дополнительное задание: Выписать только координаты точек в порядке убывания. Затем по шифру разгадать слова. 10/10 - А ; 3/10 - У ; 13/10- К; 5/10 - К ; (2 0)/10 - В ; 9/10 - З; 18/10 - С.
Ответ: «в сказку» - А теперь надо разгадать по какой сказке будет путешествие.
.Для подсказки выложить карточки из набора в порядке возрастания дробей. Тогда получится рисунок для подсказки. (В каждом наборе – карточки разных форм, рисунки у всех разные, но выложив мозаику, учащиеся обнаруживают, что у всех получились изображения гусей-лебедей. Набор карточек один на парту.)
Вопрос: - Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями?
3. Закрепление. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ.
- Итак, теперь вы готовы к путешествию в сказку. Жили - были старик со старухою и были у них дочка с сыночком. Утащили гуси-лебеди мальчика, а его сестрица бросилась их догонять. Бежала- бежала и видит речка. Попросила девочка речку пропустить ее, а та и говорит: « Угадай мои загадки, тогда пропущу». Давайте мы поможем девочке разгадать загадки речки.
ЗАДАНИЯ РЕЧКИ. 1. Задание на доске. Задание выполняется на доске и в тетрадях, для проверки используются сигнальные карточки. Выполнить действия: а) 2/15 + 4/15 ; б) 7/20 + 1/20 ; в) 15/16 - 4/16; г) 99/100 - 81/100; д) 9/16 + 5/16 ; е) 12/100 + 25/100 ; ж) 4/17 - 2/17.
-Расскажите какое правило использовали для решения?
2 задание. № 981 из учебника.
3 задание. № 983 из учебника.
-Теперь сестрица вместе с вами ответила на вопросы речки, и та позволила ей перейти на другой берег. Девочка побежала дальше. И вдруг видит стоит печка. Девочка спросила ее, куда полетели гуси-лебеди. А печка отвечает: «милый дружок, съешь пирожок, укажу путь».
ЗАДАНИЕ ПЕЧКИ. На доске рисунок в виде пирога, разделенного на части: 3/10 кг, 4/10 кг, 7/10 кг, 6/10 кг.
Задание: Какова масса пирога в килограммах, в граммах? Может ли девочка одна съесть этот пирог? ( Ответ: 2 кг = 2000 г., не сможет.) Давайте поможем девочке съесть пирог? По сколько граммов достанется?
- Печка указала путь девочке, но только до яблоньки. А та вся согнулась под тяжестью яблок и умоляет собрать хоть часть урожая. А девочка торопится, и хочет справиться с работой как можно быстрее. Но для этого надо ответить на вопрос.
ЗАДАНИЯ ЯБЛОНЬКИ. 1. Всего на мне уродилось 120 яблок. Я прошу сорвать только 7/30 моего урожая. Сколько яблок надо сорвать? (Решение: 120 : 30 * 7 = 28 (ябл.) – надо сорвать. Ответ: 28 яблок надо сорвать.)
- Какое правило использовали для решения задачи?
2. Когда гуси-лебеди остановились отдохнуть под моими ветвями твой братец сорвал 1/ 14 того, что ты сорвала сейчас. Сколько яблок он сорвал? ( Задание на карточках с изображением яблока). (Ответ: 2 яблока.)
- А какое правило применили при решении задачи?
- Наконец собрано нужное количество яблок и дорога указана. Девочка прибегает к избушке Бабы-Яги, куда гуси-лебеди утащили братца. А Баба –Яга оказалась строгой. Она не хочет отдавать мальчика, коли за ним так плохо следили, что позволили гусям-лебедям утащить его. Баба-Яга говорит девочке: « Вот ты и твои друзья- ученики покажите, как вы умны и внимательны. Я буду вам задавать вопросы, а вы отвечайте. Ответите – забирайте братца. Не ответите – ступайте доучиваться, а только тем, кто не хочет учиться, я ребенка не доверю». - Ребята, давайте поможем девочке и ответим на вопросы Бабы- Яги.
ЗАДАНИЯ БАБЫ-ЯГИ: Вопросы:. 1. Что означает знаменатель обыкновенной дроби?
2. Что означает числитель обыкновенной дроби?
3. Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше? ( меньше?)
4. Какие дроби называются правильными, неправильными?
5. Как выполнить сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями?
6. Как найти число по значению его дроби?
Решите задачу: В стае гусей не знаю сколько птиц, но 4/9 всех гусей составляет 16 гусей. Сколько гусей в стае?