Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО 2 пол. XVIII в.

Фото пользователя Валентина Владимировна Субботина
Submitted by Валентина Владимировна Субботина on Tue, 02/06/2009 - 15:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Субботина В.В.
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
История
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

 Учебное пособие - А.Н.Сахаров. История России с древнейших времен до конца XVI века: ч.1
А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов. История России XVII - XIX века: учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. – М.: Русское слово, 2005 г. ч.2


 

Используемая методическая литература: 

 Г.А.Старобинская. Поурочные методические рекомендации к учебнику 
А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов. История России XVII - XIX века: учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. – М.: Русское слово, 2005 г. ч.2


 

Используемое оборудование: 

 интерактивная доска

Краткое описание: 
урок изучения нового материала в профильном классе с использованием интерактивной доски. Учащиеся раьотают с учебником и выполняют различные задания с помощью интерактивной доски.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Экономика и население России во второй половине XVIII в.

Цели урока. 
1) Выявить факторы, влиявшие на развитие экономики России 2 п. 18 в., охарактеризовать развитие промышленности, сельского хозяйства, торговли и финансов во 2п. 18 в. Показать противоречия развития экономики страны. 
2) Способствовать созданию условий для воспитания коммуникативных и информационных компетенций.
3) Совершенствовать умения систематизировать материал, выделять в нем важное, существенное. Использовать историческую карту в качестве источника знаний.

План.
1. Факторы развития экономики
2. Промышленность
3. Сельское хозяйство
4. Торговля и финансы
5. Противоречия развития экономики

Урок – практическое занятие с использованием интерактивной доски
Ход урока

1. Факторы развития экономики во 2 п. XVIII в.

папка территория (стр.2)
• 1-й фактор: рост территории и населения
Практическое задание 
1) По историческим картам найти новые территории, которые вошли в состав России в XVIII в. Показать на интерактивной доске. (Западная Белоруссия, Западная Украина, Литва, Черноморское побережье, Крым, западное побережье Каспийского моря, Кубанский край.)

папка факторы (стр.3)
2) Выскажите предположение о влиянии этого фактора на развитие страны. Объясните, почему его нельзя оценивать однозначно?(с.205)
Положительные стороны
 Приобретение огромных массивов плодородных земель
 Развитие пашенного зернового хозяйства
 Экспорт хлеба через черноморские порты
Отрицательные стороны
 Затрата огромных средств на колонизацию и оборону новых территорий
 Затруднение цивилизационного развития страны вследствие отсталости отдельных регионов
 Удаленность от политического и экономического центра страны
• 2-й фактор: энергичное вмешательство государства
- Какие реформы Екатерины II усилили влияние этого фактора? (реформа местного управления, Жалованные грамоты дворянству и городам).

-Какой фактор в первую очередь оказывал тормозящее действие на экономику страны? В чем это проявлялось?
• 3-й фактор: крепостничество

2. Развитие промышленности 

Папка промышленность. (стр.4)
Практическое задание.
Отметить (карты в приложениях к учебнику «Россия при Петре I» и «Россия при Екатерине II») изменения в появлении новых промышленных районов по сравнению с первой половиной XVIII века. Показать новые промышленные центры на интерактивной доске, выделив разным цветом.

НОВЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ РАЙОНЫ 
1.Произошли изменения в размещении металлургических заводов. Уменьшилось значение старинных предприятий Тульско-Каширского района. На первое место вышел Урал. Предприятия имели внушительные размеры – 37 цехов выпускали железо разных сортов, сталь, медь, чугунное литье, проволоку, гвозди. Хорошо работали также Липецкие заводы. 

2.В легкой промышленности (производство сукна, полотна, шелка), наряду с Москвой, новые центры к северу и западу от неё (Ярославль, Кострома, Кинешма, Смоленск), в Воронежской, Тамбовской губерниях, в Малороссии, Белоруссии.

3.Центрами судостроения - районы Прибалтики, Архангельск, Волга, Воронеж.
4.Существовали и другие предприятия – стекольные, пороховые, канатные.

- Проанализируйте данные графика «Развитие промышленности»?
Предприятия в России 18 в. по своему типу являлись мануфактурами, число которых увеличилось с 660 до 1200. Итак, давайте посмотрим, что они собой представляли.
папка мануфактуры (стр.5)
Распределите признаки, характеризующие государственные и частные мануфактуры.





- В чем заключались качественные изменения характера труда на российских мануфактурах?
В том что:
 росло применение наемного труда, различных механизмов (в 1763 г. в России появились первый прокатный стан и паровая машина), 
 усилилось разделение труда. 
 Но использование принудительного труда, которое вначале способствовало развитию промышленности, например на Урале, впоследствии вело к его снижению. 
 Стал меньше использоваться несвободный труд на новых предприятиях, особенно текстильных. 
 На заводах, основанных после 1762 г., применялся только наемный труд.

Если поначалу мануфактуры принадлежали, прежде всего, казне, государству, то позднее, во второй половине XVIII века, все большее число владельцев мануфактур, фабрик и заводов являлись выходцами из купцов, а также крестьян и дворян. Из богатых крестьян и купцов вышли промышленники-миллионеры – основатели династий предпринимателей (Демидовы, С.Яковлев, И.Твердышев). Известны фамилии Бутримовых, Гореловых, Грачевых. Ефим Грачев – предприимчивый крепостной вынужденный арендовать 50 мануфактур у юридического собственника – своего хозяина Н.П. Шереметева и сумевшего все же выкупиться в 1795 году на свободу за 135 тысяч рублей и записался в купцы 1 гильдии.

Вывод. Что в развитии промышленности свидетельствовало о начале разложения крепостнической системы? 
Итак, мы видим, что дворянство утрачивает свою ведущую роль как единоличного собственника земли и предприятий. Увеличивается доля вольнонаёмного труда. 

В с/х также можно проследить процесс начала упадка крепостной системы.

3. Сельское хозяйство

Папка особенности с/х (стр.6)

Практическое задание.

Выявите основные характеристики сельского хозяйства России.
 Россия – аграрная стран, с/х – основная отрасль ее экономики
 Усиление крепостничества при одновременном повышении экономической деятельности дворянства
 Четкое определение сельскохозяйственного профиля отдельных районов

Страница черноземные и нечерноземные районы (стр.7)
Распределив особенности черноземных и нечерноземных районов, дайте характеристику этим районам.

 

В некоторых случаях помещик совсем лишал крепостного надела и принуждал всю неделю трудиться на своем поле, снабжая его месячным довольствием. Такая форма зависимости стала называться месячиной. Она превращала крепостного в раба, полностью лишая его собственности. Появление её свидетельствовало о том, что крепостной строй достиг пределов своего развития и наметился упадок.

Возврат к стр.6
- Какие другие особенности развития с/х можно назвать?
 Малопродуктивность, отсталость большинства хозяйств
 Экстенсивные методы землепользования

Вывод. Что в развитии с/х свидетельствовало о начале разложения крепостнической системы? (Месячина, определение с/х профиля, подрыв дворянской монополии собственности на землю).

- Однако хлеб становится предметом экспорта в 18 в. Чем можно объяснить этот успех в условиях разложения крепостничества?

4. Торговля и финансы 

Стр.8 Практическое задание 
1.Отметить (карты в приложениях к учебнику «Россия при Петре I» и «Россия при Екатерине II») изменения в появлении новых торговых центров, ярмарок по сравнению с первой половиной XVIII века. 

НОВЫЕ ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ
• Москва, Петербург. До 60 % всей морской торговли шло через Петербург. С утверждением России в Причерноморье роль торговых морских портов исполняют Таганрог и Севастополь, Херсон и Одесса. Через Астрахань, Оренбург, Кяхту велась торговля со странами Востока 
• Черноземный центр – Пенза, Тамбов, Калуга
• Поволжские города – Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Саратов.
• Сибирь – Тобольск, Томск, Иркутск.
Ярмарки
• Макарьевская под Нижним Новгородом 
• Свенская под Брянском 
• Ирбитская в Западной Сибири. 
• Сорочинская ярмарка под Полтавой 
• Курская, 
• Нежинская под Черниговом.

- Какие изменения в жизни России XVIII в. существенно повлияли на развитие внутренней торговли?

 отмена в 1754 г. всех внутренних таможен и пошлин.
 Хозяйственная специализация отдельных районов 
 Указы о свободной для всех торговле 1762 года, 
 введение бумажных денег-ассигнаций в 1769 году дало удобство расчетов.
 облегчение оптовой торговли, дешевизна изготовления. 
 Указ о свободе предпринимательства 1775 года. 
 Екатерина ввела новую форму торговли – магазины.

- О чем свидетельствует принятие Таможенного тарифа в 1767 г.?
Правительство по-прежнему придерживалось протекционизма. Таможенный тариф 1767 года совсем запретил ввоз товаров, производившихся в достаточном количестве в самой России. Напротив, сырье для промышленности облагалось низкими пошлинами. Тарифы 1782 и 1796 гг. сохраняли высокие пошлины на иностранные товары.

Охарактеризуем внешнюю торговлю, определив предметы экспорта и импорта.

Папка «Экспорт, импорт» (стр.9)
2. Распределите предметы импорта и экспорта в России. Дайте оценку подобному соотношению.


- График. Максимальный экспорт железа – середина XVIII века, после чего падает. С чем это связано?
Во второй половине XVIII века меняются статьи экспорта, так как в Западной Европе стали использовать новые технологии, основанные на применении коксующегося угля, и русское железо становилось неконкурентоспособным; начинается вывоз хлеба. 

В финансовой сфере в России впервые наметился дефицит бюджета.
- Что такое дефицит бюджета? Почему он обнаружился в 18 в.?


5. Противоречия развития экономики страны на базе крепостного права 

Папка противоречия (стр.10)
- Какие диаметрально противоположные процессы одновременно развивались в экономике России 2п. 18 в.?

 


Вывод.
Крепостное право оказывалось в противоречии с потребностями экономического развития страны.
С расширением товарных отношений сохранение крепостнических порядков становилось тормозом в дальнейшем развитии промышленности и с/х.


Д/З п. 18 (стр.11)
□ Выявите основные тенденции в национальной политике Рос¬сии второй половины XVIII в.
□ Сгруппируйте следующие черты национальной политики Рос¬сии второй половины XVIII в. по самостоятельно выбранным крите¬риям. Каждую группу озаглавьте:
а) вовлечение новых народов в общероссийские процессы;
б) веротерпимость;
в) появление черт оседлости;
г) ясак;
д) подавление бунтов протеста;
е) распространение крепостничества на новые территории;
ж) гибкая колониальная политика;
з) христианизация населения; 
и) давление чиновничества;
к) приобщение к русской культуре;
л) распространение рекрутчины;
м) проникновение евразийской цивилизации;
н) опора на местную знать.

□ Какие черты национальной политики Российской империи и Русской православной церкви способствовали стабилизации поло¬жения в национальных районах?


 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Евгеньевна Воробьёва

На: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО 2 пол. XVIII в.


Валентина Владимировна! Мне не совсем понятно, что вы имете в виду когда пишите -  папкка территория, папка промышленность.... Представленный конспект интересен для сообщества тем, что создан с использованием интерактивной доски. У нас пока не было подобных уроков. Поэтому хочется опять получить небольшой комментарий по поводу Вашей работы в этом направлении. На данном уроке Вы работали с факторами влиявшими на развитие экономики России 2 п. 18 в., характеризовали развитие промышленности, сельского хозяйства, торговли и финансов во 2п. 18 в. Показывали противоречия развития экономики страны. Предложенные задания ставили учащихся в позиции выбора, обдумывания, размышления и действия. Что очень важно для их развития. Знания не давались в готовом виде. Задание с графиками необходимо и для подготовки к ЕГЭ. В конспекте,  на мой взгляд, не нашли отражения моменты постановки целей и задач урока, мотивации, выводы записаны слишком схематично. Тем не менее положительный моментов гораздо больше. Жду Вашего комментария и ответов на вопросы. Спасибо!
 

С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294




Фото пользователя Татьяна Геннадьевна Боровкова

На: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО 2 пол. XVIII в.


Я хотела бы поправить Елену Евгеньевну, в нашем сообществе это второй урок с применением интерактивной доски. Первый- урок обществознания Алимовой  Оксаны Анваровны.  Радуюсь за увеличивающееся количество коллег, пользующихся возможностями интерактивной доски. Мне в данном конспекте не совсем понятны формы работы. Увидела беседу и практическую работу. Но, насколько я знаю, интерактивная доска увеличивает количество форм работы. Возможно они не прописаны. Опять говорю о том, что трудно, к великому сожалению,  читать урок без презентации, на которой он строится.

С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково




Фото пользователя Елена Евгеньевна Воробьёва

На: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО 2 пол. XVIII в.


Татьяна Геннадьевна! Спасибо за справедливую поправку.

С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294



Сообщество учителей истории

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн