Submitted by Людмила Евгеньевна Шишалова on Fri, 20/12/2013 - 23:12
Технологическая карта урока по теме «Применение признаков делимости» 5 класс уч. Султановой Л.Е.
Урок «открытия» нового знания
Этапы урока
Деятельностьучащихся
Деятельность учителя
Универсальные учебные действия
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Настрой на работу.
Итак, продолжаем изучать главу 6 и сегодня наш урок, как всегда, полон тайн и загадок.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку«5»!
Эпиграф к нашему уроку «Числа правят миром» Пифагор
Личностные:самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам
2.Актуализация знаний, пробного учебного действия.
I. Проводит устный счет:
Ответы учащихся: 4; 54.
Ответы учащихся:
2,4,6,8,0 3
5,0 0,4,8
0,3,6,9 5
II. Письменно:
Решение учащихся:
А) делятся на 2: 28, 3236, 3108, 11400;
Б) делятся на 4: 28, 3236, 3108, 11400
В) делятся на 25: 72275, 11400
устно решают
1.Устный счет:
а)29+51 б) 26+48
: 5 : 37
∙ 4 ∙ 29
+36 - 49
: 25 ∙ 6
? ?
2. Вставьте вместо * цифру, чтобы получилось истинное высказывание:
312* делится на 2; 312* делится на 9;
312* делится на 5; 312* делится на 4;
312* делится на 3; 312* делится на 25;
3. Игра «Бум»: Каждый по очереди называет числа по порядку, но вместо чисел, которые делятся на 3, он говорит «бум». Если учащийся ошибается, то выбывает из игры. Игра начинается заново. В итоге остается один человек, который является победителем. Счет нужно вести очень быстро.
4. Работа в парах: Какие из чисел
28, 105, 3236, 3108, 72275, 895, 4623, 11400 делятся а) на2, б) на 4, в) на 25.
Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Логические – формулирование проблемы;
-анализ обьектов с целью выделения признака;
-Актуализация мыслительных операций, необходимых для решения задач урока.
3. Фиксация затруднений
Письменное решение учащимися индивидуальных заданий на боковых досках:
Карточка №1
30=3∙10=3∙2∙5;
42=6∙7=2∙3∙7;
110=11∙10=2∙5∙11.
Карточка №2
а) 320+175 делится на5;
б) 302+555 не делится на5;
в)203∙175 делится на 5;
г)302∙523 не делится на 5.
Карточка №3
Какие из чисел
15897, 39154, 62173, 71853 и 98868
30 22 18 24 36
а) кратны 9: 61173, 95868;
б) делятся на 2: 39154, 95868;
в) кратны 2 и 3: 95868.
Учащиеся затрудняются выполнить задание для всего класса
Индивидуальные задания учащимся:
Карточка №1
Разложите на простые множители числа: 30, 42, 110.
Карточка №2
Значение какого из выражений делится на 5:
а) 320+175; в)203∙175;
б) 302+555; г)302∙523.
Карточка №3
Какие из чисел 15897, 39154, 61173, 71853 и 95868
а) кратны 9; б) делятся на 2; в) кратны 2 и 3.
Карточка №4
Какие из чисел 6538, 6780, 7835, 9391, 10032, 10060, 24575 делятся:
а) на 2;
б) на 5;
в) на 10.
Учитель самостоятельно проверяет решение карточек №3 и №4, при проверке карточки№3 задает доп. вопрос: Признак делимости суммы и произведения.
При проверки карточки №1 предлагает
Задание классу
Разложите на простые множители число 1782.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Рассматриваются идеи
Ответы детей:
-в уме догадаться нельзя;
-поделить столбиком.
Постановка учебной задачи детьми.
Тема «Применение признаков делимости»
Какие есть идеи?
1. Традиционное математическое решение применить сложно.
2. Скажите, а зачем мы изучили столько признаков делимости?
3. А что бы вы хотели еще узнать?
4. Как можно сформулировать тему нашего урока?
Давайте разложим это многозначное число на простые множители, первый множитель будет 2, так как оно делится на 2 согласно признаку делимости на 2 и т.д.
а) 1782
2
891
3
297
3
99
11
9
3
3
3
1
1782=2∙3∙3∙3∙3∙11=2∙∙11.
(Напомнить о правильной посадке за партой)
Регулятивные:
-целепологание
Предметные:формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач
Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познават-е:моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания
Личностные :планирование учебной деятельности
Учебно-информационные:-умение искать дополнительную информацию с использованием интернет-ресурсов
5. Динамическая пауза
6, 102, 26 – ходьба на месте;
81, 63, 27 – приседания;
25, 35, 505,95 – прыжки
Я буду называть числа, а вы будьте внимательны:
если число кратно 2– выполняйте ходьбу на месте;
если число кратно 9 – выполняйте приседания;
если число кратно 5– выполняйте подскок.
6; 81; 25; 102; 35; 63; 505; 26; 27;95.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
решили (фронтально, в группах ) несколько типовых заданий на новый способ действия;
при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д
Решение: 138
1+3+8=12, 12-делится на 3, значит, 138 делится на 3.
Ответ: можно 138 морковок поделить поровну между 3 гостями.
Ответы детей:
-при выполнении деления многозначных чисел, в магазине, решая вопрос о том, хватит ли денег на покупку нескольких одинаковых товаров,
-во время ремонта,
-при сервировке стола, при раскрое ткани для одинаковых костюмов,
-при рассадке пассажиров в несколько автобусов, самолётов, катеров и т.д.
Организовывает решение типовых заданий(фронтально, в группах,)
Работа с учебником: №380(г)
Задание классу:
Ребята тут нам пришло письмо от старого знакомого – кролика Фили. У него завтра День рождения. Кролик просит нас помочь ему решить проблему: «Можно ли 138 морковок разделить поровну между 3 гостями?»
– А вы справитесь с этой задачей?
– Какие математические знания и умения вам помогут ответить на этот вопрос? Помогите кролику Филе.
– А можно ли разделить поровну морковки, если придет 2 гостя? 4? 5? 6? 9 гостей? Докажите по признакам делимости чисел. – Молодцы! Я была уверена, что вы легко справитесь с этой задачей. Сегодня на уроке мы и будем решать задачи с использованием признаков делимости чисел.
Ребята, как вы думаете, где в повседневной жизни мы используем знания о признаках делимости чисел?
Сейчас мы порешаем подобные задачи в группам.
Работа в группам:
1группа. «С трёх полей собрали 613 ц помидоров. С первого поля собрали 282 ц, а со второго 186 ц помидоров. Сколько центнеров помидоров собрали с третьего поля? Можно ли все собранные с третьего поля помидоры, перевезти поровну на трёх машинах?»
2 группа. Мама принесла детям три одинаковых подарка. Может ли быть, что во всех подарках было 25 конфет? 75 конфет? 63 конфеты?
3 группа. В каждом стойле коровника 9 коров. Может ли быть, что всего в коровнике 542 коровы? 288 коров?
Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивныевыделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Познават-е:Логические
7. Включение в систему знаний и повторения.
Фиксируют границы нового знания, выполняют задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;
Дополнительное задание. (олимпиадного уровня)
Делится ли на 9 число: +8 ?
Решение: +8=1000….008 – число записано с помощью цифр 1, 0, 0…,0, 8 и сумма этих цифр равна 9, поэтому число делится на 9.
Домашнее задание:
Iуровень: № 380(а,в), №382;
IIуровень: №380(а,в), №385.
Творческое задание: исследовать самостоятельно признаки делимости натуральных чисел на 7, 11, 13, 19, 37, 20, изучить историографию вопроса, систематизировать и обобщить признаки делимости, рассмотреть дополнительную литературу, рассмотреть применение признаков делимости при решении задач.
Регулятивныевыделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
8. Самостоятельная работа с самопроверкой
Самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия
Выполняют самопроверку по эталону
Выявляют причины ошибок и их исправлени2 вариант
Выполните тест и обведите в кружочек правильные ответы
1. Какое из чисел не является простым?
а) 17; б)27; в) 37.
2. Какие из чисел 115, 120, 142, 170, 186 делятся на 2 и не делятся на 5:______, ______.
3. Какую из цифр 1, 2, 3 нужно поставить вместо «*» в запись 7*34, чтобы полученное число делилось на 3?:
а) 1; б) 2; в)3.
4. Команда из 25 человек решили купить футбольный мяч и разделить его стоимость между собой поровну. Получится ли деление поровну, если мяч стоит 1925 рублей.
а) получится; б) не получится.
5. Разложи на простые множители число 150 и запиши результат разложения.
150
150=_______________.
самостоятельное выполнение учащимися
типовых заданий на новый способ действия;
организовывается самопроверка учащимися своих решений по эталону;
1 вариант
Выполните тест и обведите в кружочек правильные ответы
1. Какое из чисел является простым?
а) 39; б) 19; в) 49.
2. Какие из чисел 115, 120, 142, 170, 186 делятся на 2 и на 5: _______, ______.
3. Какую цифру нужно поставить вместо «*» в запись 7*34, чтобы полученное число делилось на 9?:
а) 1; б) 5; в) 9.
4. Четыре друга решили купить журнал и разделить его стоимость между собой поровну. Получится ли деление поровну, если журнал стоит 317 рублей?
а) получится; б) не получится.
5. Разложи на простые множители число 210
и запиши результат разложения.
210
210=______________.
для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления
Регулятивные
- уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- контроль, оценка
Познават-е:
- уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
9. Рефлексия учебной деятельности.
---------------------
Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Намечают перспективу последующей работы
организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
1. Так при решении каких заданий можно использовать признаки делимости?
2. Мы рассмотрели примеры применения признаков при решении заданий?
3. Значит, достигли мы с вами сегодня поставленной цели на уроке?
А теперь подумайте, на какой ступеньке лестницы знаний вы себя ощущаете и давайте украсим нашу елочку:
· Урок полезен, всё понятноКрасный
· Лишь кое-что чуть-чуть неясноЖелтый.
· Ещё придётся поучитьсяСиний .
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные:планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Познавательные:умение структурировать знания:
- самостоятельное выделение познавательной цели
Личностные:-смыслообразование;-проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности.