Официальный сайт radikalno 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА. ЗНАЧЕНИЕ КРОВИ И ЕЁ СОСТАВ.

Фото пользователя Татьяна Веденеевна Евсеева
Submitted by Татьяна Веденеевна Евсеева on Fri, 20/12/2013 - 20:51
Данные об авторе
Автор(ы): 
Евсеева Татьяна Веденеевна
Место работы, должность: 
учитель биологии и географии
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Биология
Используемые учебники и учебные пособия: 

Цель: Знакомство с внутренней средой организма.

Задачи:     

- показать, что внутренняя среда организма пред­ставляет собой единую       систему; выяснить значение крови в це­лом и отдельных её элементов: плазмы крови и форменных эле­ментов, дать понятие о свертываемости крови;

- развивать познавательный интерес, умение работать с текстом учебника;

-воспитать чувство гордости, что именно русский учёный И.И.Мечников открыл фагоцитоз.

Используемая методическая литература: 

Литература

Учебник :  Биология. Человек . А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш,    Вентана-Граф

Поурочные разработки по биологии Человек. М.Вако

Биология Человек. Методическое пособие. 8 класс., А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.

Используемое оборудование: 

компьютер, медиапроектор

Используемые ЦОР: 

Атлас тела человека

Краткое описание: 
Для поддержания жизни многоклеточным организмам нужна определенная система, которая обеспечивала бы каждую клетку питательными веществами, кислородом и выводила продукты обмена веществ. Поэтому в ходе эволюции возникают специальные приспособления и структуры организма, например, жидкая внутренняя среда.

                         План-конспект урока биологии в 8 классе

                       Учитель биологии Евсеева Татьяна Веденеевна

Тема: «ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА.  ЗНАЧЕНИЕ КРОВИ И ЕЁ СОСТАВ»

Цель: Знакомство с внутренней средой организма.

Задачи:     

üпоказать, что внутренняя среда организма пред­ставляет собой единую       систему; выяснить значение крови в це­лом и отдельных её элементов: плазмы крови и форменных эле­ментов, дать понятие о свертываемости крови;

üразвивать познавательный интерес, умение работать с текстом учебника;

üвоспитать чувство гордости, что именно русский учёный И.И.Мечников открыл фагоцитоз.

Средства обучения: таблица с изображением состава крови, схемы кровообращения и оттока лимфы, микроскоп, препараты крови лягушки и крови человека, медиапроектор, компьютер, диск «Атлас тела человека»

Ход урока
План урока:

I. Актуализация знаний.

II. Изучение нового материала.

1. Внутренняя среда организма, её состав и взаимосвязь компонентов.

2. Значение и состав крови.

3. Строение и функции форменных элементов.

4. Свертываемость крови.

III. Закрепление

1.     Лабораторная работа.

 

I. Актуализация опорных знаний

- Чем отличается многоклеточный организм от одноклеточного?

- Вспомните, что такое ткань?

- Из каких частей она состоит?

- Какие функции выполняет межклеточное вещество?

II. Изучение новой темы

1. Внутренняя среда организма, её состав и взаимосвязь компонентов

            Для поддержания жизни многоклеточным организмам нужна определенная система, которая обеспечивала бы каждую клетку питательными веществами, кис­лородом и выводила продукты обмена веществ. Поэтому в ходе эволюции возника­ют специальные приспособления и структуры организма, например, жидкая внут­ренняя среда.

 Внутренняя среда - единая система жидкостей - является естественным про­должением водной основы клеток.

- Из каких компонентов состоит внутренняя среда? Работа с учебником ( с. 68, § 14 - Уч. Д.), в процессе которой учащиеся заполняют таблицу

Таблица. Компоненты внутренней cреды и их местонахождение в организме

 

Компоненты внутренней среды

 

Местонахождение в организме

1. Кровь

Сердце и кровеносные сосуды

2. Тканевая жидкость (межклеточная)

Между клетками тканей

3. Лимфа

Лимфатические сосуды

- Каким образом взаимосвязаны эти компоненты внутренней среды?

тканевая жидкость

 

                                                 

 

 

лимфа

 

   кровь

                                                              

            С клетками тела организма непосредственно граничит тканевая (межклеточ­ная) жидкость. По составу она сходна с жидким компонентом крови - плазмой, но содержит меньше белков и больше углекислого газа. В целом, объем тканевой жидкости у человека составляет в среднем 26,5 % от массы тела. Выходящая из крови жидкость становится частью тканевой жидкости. Большая часть этой жидкости снова поступает в капилляры, однако около 10 % жидкости не попадает в сосуды.

В нормальных условиях избыток тканевой жидкости поступает в крошечные лим­фатические сосуды. В процессе лимфооттока она изменяет свой состав - в ней зна­чительно увеличивается количество жиров, белка. Лимфа накапливается и по лим­фатическим сосудам вновь переносится в кровеносное русло.

При постоянно меняющихся параметрах внешней среды, внутренняя среда орга­низма человека остается относительно постоянной. В 1929 г. американский физиолог У. Кеннон для обозначения постоянства внут­ренней среды организма ввел понятие - гомеостаз (от греч. «гомeoc - «подобный» и «стазис» - «состояние»).

- Почему же сохранение гомеостаза столь важно, почему организм так активно оберегает его всеми доступными ему средствами?

Отдельные клетки и группы клеток человеческого организма чрезвычайно чувс­твительны к изменению окружающей среды. В клетках поддерживается постоянное количество воды и минеральных солей. Многие клетки почти мгновенно гибнут при перемещении их в дистиллированную воду.

Вместе с тем гомеостаз не является жесткой стабильной системой. Наоборот, все показатели этой системы чрезвычайно подвижны, и все время регулируются по принципу обратной связи. Каждое изменение любого показателя вызывает ответ­ный регулирующий сигнал, направленный на ликвидацию сдвига.

Например, немного повысилось содержание в крови сахара. Кровь с повышенной концентрацией сахара омывает гипоталамус - этот главный регулятор организма. И в нем тут же формируется сигнал, поступающий в соответствующую эндокринную железу - мишень; поджелудочную железу. Последняя вырабатывает инсулин - гор­мон, снижающий уровень сахара. Как только этот уровень становится ниже нормального, срабатывает обратная связь: формируется новый сигнал, бомбардирующий уже другую железу - надпо­чечник, выделяющий гормон адреналин, способствующий выходу сахара в кровь.

Вывод.(Учащиеся самостоятельно делают вывод.)

1.     Внутренняя среда организма состоит из лимфы, крови и тканевой жидкости, которые связаны между собой. Если питательные вещества и кислород посту­пают в одну часть системы, то они попадают и во все другие части.

2.     Постоянный состав внутренней среды (гомеостаз) обеспечивает нормальный обмен веществ в клетках.

2. Значение и состав крови.

 

- Какое значение имеет кровь в жизни животных?

-Почему при посещении врача берут кровь на анализ?

            Чтобы ответить на этот вопрос надо знать, из чего же состоит кровь.

Составные части крови

 

плазма  60%                                                           форменные элементы 40%

    вода, белки, жиры,                                                             эритроциты – 5 млн

глюкоза, соли, мочевина                                                     лейкоциты   -  5 тыс

                                                                                        тромбоциты – 250 тыс

 

3. Строение и функции форменных элементов.«Атлас тела человека»

 

Форменные

элементы

Строение

Функции

Эритроциты

Красные безядерные клетки двояковогнутой формы, содержащие белок Hb

Перенос О2 из лёгких в ткани и СО2 из тканей в лёгкие.

Гемоглобин+ О2= оксиге- моглобин

Лейкоциты

Белые амёбообразные клетки с ядром

Иммунитет.

Фагоцитоз.

Тромбоциты

Кровяные тельца без ядра

Свёртывание крови

4. Свертываемость крови.

 

Перед обучающимися ставится познавательная задача:

-Что такое свертывание крови и каково его значение?

- Кровяные пластинки (тромбоци­ты) разрушаются при выходе из сосудов,   растворимый белок плазмы фибриногена превращается в нерастворимый белок фибрин, в нитях которого застревают эритроциты. Для того, чтобы фибрин образовался, необходимо присутствие витамина К и солей кальция. Если их не будет, кровь не свернётся.

III. Закрепление

1.     Лабораторная работа.

«Изучение препаратов крови лягушки и человека».

Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов человека и лягушки. Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови лягушки и человека.

Ход работы

1. Изучить на большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека.

Найдите эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму. Зарисуйте в тетради 1-2 эритроцита.

2. Изучите микропрепарат крови лягушки при малом увеличении микроскопа.

Обратите внимание на размеры и форму эритроцитов, зарисуйте их.

3. Сравните эритроциты лягушки и человека; результаты наблюдений занесите

в таблицу. 

     4. Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени   больше кислорода, чем кровь лягушки. В каком направлении шла эволюция эритро­цитов у позвоночных животных?

Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки

Эритроцит

Диаметр клетки, мкм

Форма клетки

Наличие ядра

Окраска цитоплазмы

Человека

7-8

двояковогнyтая

нет

светло-розовая

Лягушки

21-24

овальная

есть

ярко-красная

 

Домашнее задание§ 14, изучить и выполнить задания 49-52 в рабочей тетради

Литература

Учебник :  Биология. Человек . А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш,    Вентана-Граф

Поурочные разработки по биологии Человек. М.Вако

Биология Человек. Методическое пособие. 8 класс., А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.

Прикрепленный файл Size
План-конспект урока Внутренняя среда организма.docx 24.99 KB

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн