Submitted by Татьяна Веденеевна Евсеева on Fri, 20/12/2013 - 20:51
План-конспект урока биологии в 8 классе
Учитель биологии Евсеева Татьяна Веденеевна
Тема: «ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА. ЗНАЧЕНИЕ КРОВИ И ЕЁ СОСТАВ»
Цель: Знакомство с внутренней средой организма.
Задачи:
üпоказать, что внутренняя среда организма представляет собой единую систему; выяснить значение крови в целом и отдельных её элементов: плазмы крови и форменных элементов, дать понятие о свертываемости крови;
üразвивать познавательный интерес, умение работать с текстом учебника;
üвоспитать чувство гордости, что именно русский учёный И.И.Мечников открыл фагоцитоз.
Средства обучения: таблица с изображением состава крови, схемы кровообращения и оттока лимфы, микроскоп, препараты крови лягушки и крови человека, медиапроектор, компьютер, диск «Атлас тела человека»
Ход урока План урока:
I. Актуализация знаний.
II. Изучение нового материала.
1. Внутренняя среда организма, её состав и взаимосвязь компонентов.
2. Значение и состав крови.
3. Строение и функции форменных элементов.
4. Свертываемость крови.
III. Закрепление
1. Лабораторная работа.
I. Актуализация опорных знаний
- Чем отличается многоклеточный организм от одноклеточного?
- Вспомните, что такое ткань?
- Из каких частей она состоит?
- Какие функции выполняет межклеточное вещество?
II. Изучение новой темы
1. Внутренняя среда организма, её состав и взаимосвязь компонентов
Для поддержания жизни многоклеточным организмам нужна определенная система, которая обеспечивала бы каждую клетку питательными веществами, кислородом и выводила продукты обмена веществ. Поэтому в ходе эволюции возникают специальные приспособления и структуры организма, например, жидкая внутренняя среда.
Внутренняя среда - единая система жидкостей - является естественным продолжением водной основы клеток.
- Из каких компонентов состоит внутренняя среда? Работа с учебником ( с. 68, § 14 - Уч. Д.), в процессе которой учащиеся заполняют таблицу
Таблица. Компоненты внутренней cреды и их местонахождение в организме
Компоненты внутренней среды
Местонахождение в организме
1. Кровь
Сердце и кровеносные сосуды
2. Тканевая жидкость (межклеточная)
Между клетками тканей
3. Лимфа
Лимфатические сосуды
- Каким образом взаимосвязаны эти компоненты внутренней среды?
тканевая жидкость
лимфа
кровь
С клетками тела организма непосредственно граничит тканевая (межклеточная) жидкость. По составу она сходна с жидким компонентом крови - плазмой, но содержит меньше белков и больше углекислого газа. В целом, объем тканевой жидкости у человека составляет в среднем 26,5 % от массы тела. Выходящая из крови жидкость становится частью тканевой жидкости. Большая часть этой жидкости снова поступает в капилляры, однако около 10 % жидкости не попадает в сосуды.
В нормальных условиях избыток тканевой жидкости поступает в крошечные лимфатические сосуды. В процессе лимфооттока она изменяет свой состав - в ней значительно увеличивается количество жиров, белка. Лимфа накапливается и по лимфатическим сосудам вновь переносится в кровеносное русло.
При постоянно меняющихся параметрах внешней среды, внутренняя среда организма человека остается относительно постоянной. В 1929 г. американский физиолог У. Кеннон для обозначения постоянства внутренней среды организма ввел понятие - гомеостаз (от греч. «гомeoc - «подобный» и «стазис» - «состояние»).
- Почему же сохранение гомеостаза столь важно, почему организм так активно оберегает его всеми доступными ему средствами?
Отдельные клетки и группы клеток человеческого организма чрезвычайно чувствительны к изменению окружающей среды. В клетках поддерживается постоянное количество воды и минеральных солей. Многие клетки почти мгновенно гибнут при перемещении их в дистиллированную воду.
Вместе с тем гомеостаз не является жесткой стабильной системой. Наоборот, все показатели этой системы чрезвычайно подвижны, и все время регулируются по принципу обратной связи. Каждое изменение любого показателя вызывает ответный регулирующий сигнал, направленный на ликвидацию сдвига.
Например, немного повысилось содержание в крови сахара. Кровь с повышенной концентрацией сахара омывает гипоталамус - этот главный регулятор организма. И в нем тут же формируется сигнал, поступающий в соответствующую эндокринную железу - мишень; поджелудочную железу. Последняя вырабатывает инсулин - гормон, снижающий уровень сахара. Как только этот уровень становится ниже нормального, срабатывает обратная связь: формируется новый сигнал, бомбардирующий уже другую железу - надпочечник, выделяющий гормон адреналин, способствующий выходу сахара в кровь.
Вывод.(Учащиеся самостоятельно делают вывод.)
1. Внутренняя среда организма состоит из лимфы, крови и тканевой жидкости, которые связаны между собой. Если питательные вещества и кислород поступают в одну часть системы, то они попадают и во все другие части.
2. Постоянный состав внутренней среды (гомеостаз) обеспечивает нормальный обмен веществ в клетках.
2. Значение и состав крови.
- Какое значение имеет кровь в жизни животных?
-Почему при посещении врача берут кровь на анализ?
Чтобы ответить на этот вопрос надо знать, из чего же состоит кровь.
Составные части крови
плазма 60% форменные элементы 40%
вода, белки, жиры, эритроциты – 5 млн
глюкоза, соли, мочевина лейкоциты - 5 тыс
тромбоциты – 250 тыс
3. Строение и функции форменных элементов.«Атлас тела человека»
Форменные
элементы
Строение
Функции
Эритроциты
Красные безядерные клетки двояковогнутой формы, содержащие белок Hb
Перенос О2 из лёгких в ткани и СО2 из тканей в лёгкие.
Гемоглобин+ О2= оксиге- моглобин
Лейкоциты
Белые амёбообразные клетки с ядром
Иммунитет.
Фагоцитоз.
Тромбоциты
Кровяные тельца без ядра
Свёртывание крови
4. Свертываемость крови.
Перед обучающимися ставится познавательная задача:
-Что такое свертывание крови и каково его значение?
- Кровяные пластинки (тромбоциты) разрушаются при выходе из сосудов, растворимый белок плазмы фибриногена превращается в нерастворимый белок фибрин, в нитях которого застревают эритроциты. Для того, чтобы фибрин образовался, необходимо присутствие витамина К и солей кальция. Если их не будет, кровь не свернётся.
III. Закрепление
1. Лабораторная работа.
«Изучение препаратов крови лягушки и человека».
Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов человека и лягушки. Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови лягушки и человека.
Ход работы
1. Изучить на большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека.
Найдите эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму. Зарисуйте в тетради 1-2 эритроцита.
2. Изучите микропрепарат крови лягушки при малом увеличении микроскопа.
Обратите внимание на размеры и форму эритроцитов, зарисуйте их.
3. Сравните эритроциты лягушки и человека; результаты наблюдений занесите
в таблицу.
4. Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки. В каком направлении шла эволюция эритроцитов у позвоночных животных?
Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки
Эритроцит
Диаметр клетки, мкм
Форма клетки
Наличие ядра
Окраска цитоплазмы
Человека
7-8
двояковогнyтая
нет
светло-розовая
Лягушки
21-24
овальная
есть
ярко-красная
Домашнее задание§ 14, изучить и выполнить задания 49-52 в рабочей тетради
Литература
Учебник : Биология. Человек . А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Вентана-Граф
Поурочные разработки по биологии Человек. М.Вако
Биология Человек. Методическое пособие. 8 класс., А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.