Здоровьесберегающие технологии
на уроках математики в начальных классах
Терехина Наталия Борисовна
Филиал МБОУ «Цнинская СОШ№1» в пос. Калинин
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «Состояние полного физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится ещё и условием выживания. Одно из современных определений здоровья даётся как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров говорят о том, что здоровыми можно считать только 20-30% первоклассников, среди выпускников школ более 80% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. На сегодняшний день каждый пятый школьник имеет хроническое заболевание.
Это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, монотонность, статические формы организации, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, трудности в организации правильного питания дома, неблагоприятная экологическая ситуация и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Понимая актуальность данной проблемы, ведётся постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях школы.
Для создания здоровьесберегающей среды на уроках математики используются следующие приёмы.
Учитель ещё на перемене проверяет подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, проветривает помещение. Каждый ученик приводит в порядок своё рабочее место.
С первых минут урока создаётся обстановка доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Этому способствует речевая разминка.
И прекрасна, и сильна
Математики страна!
Здесь везде кипит работа,
Все подсчитывают что-то.
Сколько домнам угля надо,
А детишкам – шоколада,
Сколько звёзд на небесах,
А веснушек – на носах.
Смена поз во время урока, когда можно работать стоя и сидя, усиливает работоспособность учащихся. Для этого используются следующие задания. На доске зашифрована тема урока, а рядом с доской или в разных местах кабинета заранее развешиваются варианты с ответами. Учащиеся по одному встают, находят ответ и расшифровывают фразу.
5 + 5 + 5 (10 + 2)* 3 Т
6 + 6 2 * 6 Р
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 3 * 5 М
1 + 1 + 1 11 * 5 Р
3 + 3 + 3 + 3 + 3 5 * 3 П
15 + 15 + 15 1 * 3 И
10 + 2 + 10 + 2 + 10 + 2 6 * 2 Е
11 + 11 + 11 + 11 + 11 15 * 3 Е
Известно, что массажные коврики восстанавливают правильный свод стопы, улучшают циркуляцию крови, активизируют биологические точки, снимают усталость .Во время физкультминуток учащиеся стоят на массажных ковриках. Предлагаемые физкультминутки органично вплетаются в канву урока. Так, при изучении чётных и нечётных чисел учащиеся выполняют следующие упражнения: ученики встают, руки на талии, если учитель называет чётное число, ученики делают наклоны ( или повороты ) вправо, если нечётное – влево.
На уроках математики важно включать в физкультминутки упражнения для глаз, так как они служат профилактикой нарушения зрения. Это следующие упражнения:
- вертикальные движения глаз вверх – вниз;
- горизонтальные вправо – влево;
- вращение глазами по часовой стрелке и против;
- массаж век и другие.
Гимнастика для глаз проводится при помощи лучевой указки. Учащиеся должны не только правильно сделать гимнастику, но и запомнить количество упражнений, выполненных ими, ответить на вопросы:
-это число чётное или нечётное;
- однозначное или двузначное;
- делится ли оно на 2, 5;
- как представить его в виде суммы.
Карточки для устного счёта располагаются по периметру кабинета и по линии «волна».
Таблицы и схемы лучше оформлять в разных цветах, так как красный и оранжевый цвета действуют на организм возбуждающе, жёлтый – цвет хорошего настроения, зелёный помогает сконцентрироваться, сохраняет зрение, синий восстанавливает нервную систему. В этом плане интересен устный счёт «Радуга».
В небе радуга-дуга замыкает берега.
Расцветая всё ясней, чудо - краски светят в ней.
Пусть ответит тот, кто знает, или сможет сосчитать,
Сколько красок в ней играет, озаряя моря гладь.
На красной, оранжевой, жёлтой, зелёной, голубой, синей, фиолетовой таблицах помещаются любые примеры для устного счёта или для закрепления материала. Учащиеся решают примеры в порядке расположения цветов в радуге.
Для улучшения работы мозга на разных этапах урока рекомендуется использовать следующие упражнения:
- растирание ушных раковин и пальцев – активизирует все системы организма;
- перекрёстные движения – активизируют оба полушария головного мозга;
- качание головой – улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение;
- упражнение «Кнопка мозга» - способствует быстрому включению головного мозга в работу.
Эффективны упражнения на релаксацию: «Сотвори в себе солнце», «Медуза», «Роняем руки» и другие.
Не всем учащимся легко даётся математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты даёт работа в парах, в группах, где ведомый, более слабый ученик, чувствует поддержку товарища. Задания для этой работы могут быть следующими:
- запишите число, состоящее из пяти сотен, уменьшите его на 100;
- какое число называют при счёте между 159 и 161, представьте его в виде суммы разрядных слагаемых;
- в каком числе 4 сотни, увеличьте его в 2 раза и другие.
Очень важно развивать воображение учеников. С этой целью выполняется упражнение «Буратино». После введения нового понятия, например, параллелограмм, хорового прочтения этого термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос вырос, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила, и написать как можно красивее носом в воздухе этот термин. Это можно сделать мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.
Для того, чтобы научить учащихся заботиться о своём здоровье, полезно на уроках математики решать задачи, связанные с понятиями «экология», «правильное питание», «гигиена тела», «здоровый образ жизни». Например, при изучении темы «Умножение многозначных чисел на однозначное число» можно рассмотреть такую задачу: «Для улучшения экологической обстановки к юбилею нашего города высадили 1182 сосны, а берёз в 4 раза больше. Сколько всего деревьев высадили горожане?»
Вред курения можно показать, решая следующие задачи: «Средняя продолжительность жизни мужчин в Японии 78 лет. А у мужчин в России на 16 лет меньше. Сколько лет в среднем живут мужчины в России?», «Увеличив 5 в 4 раза, найди число, которое показывает, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков».
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики обеспечивает сохранение психического и физического здоровья учащихся, способствует лучшему овладению ими системой математических знаний, умений, навыков.
|