Submitted by Игорь Анатольевич Белоусов on Tue, 17/12/2013 - 00:54
План.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Сообщение темы.
4. Работа с учащимися.
5.Физкультминутка.
6.Самостоятельнаяработа.
7. Итог. Рефлексия.
8. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационныймомент.
Учитель. - Какой сейчас урок?
Ученик. - Сейсас урок русского языка.
Учитель. - Какую тему мы изучали на уроках русского языка?
Ученик. - Предложение.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель. - Что было задано на дом?
Ученик. - На дом было задано - выполнить упражнение сто сорок первок.
Учитель проверяет выполнения домашнего задания в тетради.
3. Сообщение темы.
Слайд 1.
Виды предложения по цели высказывания.
Учитель. - Сегодня мы познакомимся с новой темой "Виды предложенияпо цели высказывания. Откройте ваши тетради и запишите число, классная работа, тему.
Слайд 2.
1. Обязательно прочитайте рассказы Е.Носова о жизни ребят.
2. Ребята с большим интересом прочли рассказы Е.Носова "Белый гусь".
3. Вы читали рассазы Е.Носова?
Учитель. - Укажите, какие предложения: - сообщают о чём-либо, - содержат вопрос; - выражают совет, просьбу.
На доске таблички:
Сообщают о чём-либо:Содержат вопрос: Выражает просьбу:
Ребята с большим интересом Вы читали рассказы Е Носова? Обязательно прочитайте рассказы Е.Носова о жизни
прочли рассказ". ребят?
Слайд 3.
По цели высказывания предложения различаются повествоательные, вопросительные и побудительные предложения.
Учитель - По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные.
Слайд 4.
Предложения, в которых
- мы сообщаем о чём-либо, называются повествовательными
(В небе вспыхнул первый луч солнца.);
- содержится вопрос, называются вопросительными
(- Сегодня мы пойдём на зкскурсию?)
- мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим, называются побудительными
(Не размахивайте руками во время разговора.)
Учитель. - Скажите, а какие знаки препинания стоят в конце каждого вида предложения?
ченик. - Точуа, вопросительный знак, точка.
Учитель. - На слайде в итоге получилась схема:
Слайд 5.
Предложенияпо цели высказывания
Сообщение Вопрос Просьба
Повествовательное Вопросительное Побудительное
Точка Вопрос Точка
Учитель. - Одинаковые ли эти предложения по своёму роду?
Ученик. - Нет. Не одинаковые.
Учитель. - Чем же они различаются друг от друга вкаждом тексте?
Ученик. - У них разная цель.
4. Работа с учащимися.
Слайд 6.
Мы помогаем Надежде Петровне.
Первоклассники пришли в школу.
Они будут стараться.
Учитель. - Какие предложения написаны?
Ученик. - Повествовательные.
Учитель. - Верно! Переделайте предложения "Мы помогаем Надежде Петровне" так, чтобы они стали побудительными, вопросительными и побудительными.
Ученик. - Помогите Надежде Петровне - это побудительное предложение.
Учитель. - Выясняется, что предложения, которые несут всебе просьбу, называются побудительными, так как могут выражать и ещё приказ.
Ученик. - можем ли мы помочь Надежде Петровне? - это вопросительное предложение.
Учитель. - Правильно! Как у нас получилось вопросительные предложения?
Ученик. - Мы добавили вопросительное слово, поставили знак вопроса и изменили интонацию.
читель. - Как получилось побудительные предложения?
Ученик. - ы изменили форму глагола.
Учитель. - Чем эти предложения отличаются от повествовательных?
Учекник. - В них выражена просьба, приказ.
Ученики в тетрадь записывают переделанные предложения.
5. Физкультминутка.
Работа с табличкой для отдыха глаз.
6. Самостоятельная работа.
Учитель. - А теперь выполняйте упражнение самостоятельно.
Слайд 7.
Прочитайте предложения. пределите, что вних содержится: сообщение, вопрос, побуждение.
Читали ли вы книгу "Никогда не забудем"? Эту книгу написали белорусские дети. В книге "Никогда не забудем" дети рассказали о Великой Отечественной войне. Прочитайте, пожалуйста, эту необычную книгу. А какие другие книги о войне вы читали?
Используя данные предложения, заполните следующую таблицу.
Цели высказывания Предложения
Сообщение
Вопрос
Пробуждение
Выставление оценок.
7. Итог. Рефлексия.
Учитель. - Какие бывают предложения по цели высказывания?
Учитель. - Для какойцели используется каждый из видов?
Ученик. - Это цели: цель сообщить информацию, цель задать вопрос и цель выразить просьбу.
Учитель. - Какие знаки препинания ставятся в конце предложений каждого вида?
Учитель - Сегодня на уроке хорошо работали ........., ........ ....... .
8. Домашнее задание.
Выписать по 1 примеру на каждый вид предложения из сказки А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане".